БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №78-79 > Еврейские столицы
В номере №78-79

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Еврейские столицы
Подбор материала Людмилы КЛИГМАН

Довоенная Польша была домом для миллионов евреев, 85 процентов которых впоследствии были уничтожены. И практически каждый говорил на идиш. Для них Польша была Пойлн или Полин, Варшава — Варше, Краков — Кроке, живописный городок Казимеж на реке Висла был Кузмир ойф дер Вайсл. Да и название польской столицы очень напоминает Беэр-Шеву...

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ КАЗИМЕЖА

Первое письменное упоминание о Кракове появилось в 965 г. — в записках на арабском языке еврейского купца Ибрахима Ибн Якуба из Тортосы. Евреи жили в Кракове с 12 в. и управляли монетным двором, о чем свидетельствуют монеты с надписями на иврите «Мешко, король Польский» и «Крк» (Краков). В конце 14 в. еврей Левко управлял соляными копями и королевским монетным двором. В документах 1304-50 годов упомянуты «еврейские ворота» и Еврейская улица, синагога, миква и еврейское кладбище.

ИзменитьУбрать
Казимеж, 1936 г.
(0)

Но уже в 1392 г. христианское население добилось того, чтобы городские власти запретили евреям, купившим недвижимость у христиан, перепродавать ее единоверцам. Кровавые наветы, погромы, отмена привилегий... А в 1485-м евреям Кракова пришлось подписать договор, ограничивающий их экономическую деятельность. После пожара 1494 г. их обвинили в поджоге и изгнали из города. Евреи поселились в пригороде Казимеже (с 1801 г. часть Кракова), куда раньше уже бежали от чумы евреи из Чехии, Венгрии, Австрии. «Еврейский квартал» состоял из четырех улиц, обнесенных стеной, с синагогой крепостного типа («Алте шул» — самая древняя из сохранившихся в Польше; была разрушена нацистами, восстановлена в 1959 г., сегодня это Музей еврейской истории и искусства).

16 столетие считалось золотым веком евреев Кракова. Король Сигизмунд I восстановил торговые права евреев. Община Кракова стала одной из самых значительных в Польше. В 1503 г. Яаков Поллак, назначенный раввином Кракова с правом ведать судопроизводством и налогообложением, основал в Казимеже иешиву. Она стала центром еврейской духовной жизни не только Польши, но и Центральной и Восточной Европы. После перенесения столицы Польши из Кракова в Варшаву (1596) община постепенно пришла в упадок.
В 80-х гг. 18 в. в Кракове появились хасиды. Цадик Калонимус Калман Эпштейн жил в городе 40 лет. Его сын Аhарон основал там первый хасидский молитвенный дом (клойз).

В 19 в. среди краковского еврейства усилилось стремление к ассимиляции. В культурной и общественной жизни Кракова выделились многие евреи (в 1900 г. из 248 врачей 52 были евреями; из 110 адвокатов — 47). Там прожили всю свою жизнь поэт М. Гебиртиг и художник М. Готлиб, около сорока лет работал общественный деятель, писатель и лидер польского сионизма раввин И. Тон. В 1917 г. краковянка Сара Шнирер основала религиозную школу для девочек «Бейт-Яаков».

Перед второй мировой войной в Кракове жили около 56 тысяч евреев. В марте 1941 г. нацисты загнали в гетто 20 тысяч человек. Расстрелы проводились в лагере смерти Белжец и в самом гетто. В Кракове действовали две группы еврейского Сопротивления, участвовавшие в диверсиях и вооруженных нападениях на оккупантов. После войны в Краков вернулись считанные евреи, уцелевшие в лагерях и успевшие бежать в СССР (около тысячи человек). Опасаясь погромов, евреи больше не селились в районе бывшего Казимежа.

Еврейская община Кракова в начале 2000-х гг. насчитывала 500-600 человек. В старинной синагоге «Казимеж» работает Еврейский музей. Еврейский исторический институт в Кракове — один из крупнейших в мире центров хранения документов по истории евреев Польши. При Ягеллонском университете действует Центр по изучению иудаизма.

САМОЕ БОЛЬШОЕ ГЕТТО

ИзменитьУбрать
Памятник борцам
Варшавского гетто
(0)

Сегодня большинство польских евреев живет в столице — по одним данным, их 3500, по другим — до 8 тысяч. Некогда Варшава по числу евреев уступала только Нью-Йорку. «Варше» и возникла одновременно с появлением первых евреев в Польше — в 10 в. Место было «непрестижным» (заболоченный участок на правом берегу Вислы), с единственным, но важным преимуществом — расположение на пересечении торговых путей, связывавших германские княжества с городами Киевской Руси.

Уже в 13-14 вв. еврейская община Варшавы занимала прочные позиции на торгово-экономической карте Польши. Варшавские евреи были важным источником пополнения казны, поэтому их до поры до времени не трогали. А в 1483 г. появился первый указ о выселении «жидовы» из Варшавы. С 1663 по 1770 гг. польский сейм утвердил восемь решений и декретов, подтверждавших особый статус Варшавы как города, «свободного от постоянного еврейского присутствия». Но некоторые все же проникали туда — нелегально или полулегально, и в 1765 г. в Варшаве было 2519 евреев.

После нападений гайдамаков беженцы наводнили окрестности города, и в конце 18 в. евреи составили 9,7% населения Варшавы. В 1794 г., после первого раздела Польши, позабыв старые обиды на поляков, 500 евреев присоединились к восстанию Костюшко против России, вступив в отряд легкой кавалерии под командованием Берека Иоселевича. Отряд был уничтожен в предместьях Варшавы армией Суворова, а польское государство после третьего раздела перестало существовать. Варшава и ее окрестности перешли под управление Пруссии, а в 1807 г. было создано Варшавское герцогство под покровительством Наполеона, объявившего о предоставлении евреям равноправия. Как и следовало ожидать, это новшество не прижилось, и уже через два года появился новый указ с перечислением тех варшавских улиц, где евреям запрещалось селиться...
К началу второй мировой войны в «Варше» было около 400 тысяч евреев. «После Октябрьского переворота в России столица Польши прочно заняла место главного центра еврейской жизни в Европе и пребывала в этом качестве до начала второй мировой войны», — пишет А. Риман в «Варшавской мелодии». Будущий руководитель движения ХАБАД, седьмой Любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон покинул СССР в 1927 г. и в качестве места жительства и деятельности без раздумий выбрал польскую столицу.

Знаменитые варшавяне — поэт Осип Мандельштам, нобелевский лауреат Исаак Башевис-Зингер (см. МТ № 48-49), композитор Ежи Петербургский (см. МТ №73-74), педагог и писатель Януш Корчак, скульптор Натан Раппопорт, фотохудожники Яков Берлинер и Дмитрий Бальтерманц, поэт и философ Йонатан Ратош, ученый-изобретатель Хайм (Зиновий) Слонимский и многие другие.

Польских граждан еврейской национальности, получивших относительную свободу в годы правления маршала Пилсудского, не слишком волновали события за границей, например, приход к власти Гитлера в соседней Германии. Мало кто из польских евреев всерьез рассматривал возможность массового отъезда в Палестину, хотя до 1939 г. такая возможность была вполне реальной.

На трехмиллионное еврейское население Польши почти не произвел впечатления отчаянный призыв Зеева Жаботинского, опубликованный в варшавской газете «Ди велт» в августе 1938 г.: «...Вы не замечаете вулкана, извержение которого неизбежно и лава которого все разрушит... Именем Б-га — спасайтесь, пока не поздно, ибо времени осталось мало». Лишь немногим евреям (и среди них семье Любавичского ребе) удалось вырваться из горящей Варшавы...

В ноябре 1940 г. гитлеровцы организовали там самое большое гетто в Европе, куда согнали около полумиллиона евреев. 19 апреля 1943 г. Варшавское гетто восстало: почти месяц несколько сотен евреев сражались с кадровыми немецкими частями. Велики были военные потери врага, но еще сильнее был шок: «Они и представить себе не могли: “Евреи стреляют!” — тут не до смеха», — писал свидетель гибели еврейской Варшавы Ицхак Каценельсон, автор «Песни об убиенном еврейском народе». Когда 17 января 1945 г. в Варшаву вошли советские войска, в живых оставались лишь около 200 евреев, скрывавшихся в подземных укрытиях и в развалинах...

В Варшаве сейчас существует единственная синагога, которую построил еврейский меценат Залман Ножик в 1902 г. Ее здание чудом не пострадало во время войны, хотя и использовалось немцами под конюшню. Одна из старинных варшавских улиц, где когда-то жили евреи, до сих пор называется в переводе с польского «Узкий Дунай». На самом деле название улицы происходит от слова «Ад-онай», которое слышали поляки, проходя мимо синагоги во время молитвы...

ГОРОД ФАБРИКАНТОВ И ТКАЧЕЙ

В Лодзи, крупнейшем центре текстильной промышленности, прозванном еще в начале 19 в. польским Манчестером, евреи живут до сих пор — их примерно 500 человек. А первое упоминание относится к 1793 г., когда из 190 жителей города 11 были евреями. В 1808 г. в Лодзи появилось еврейское кладбище. В начале 20 в. евреи составляли 40,7% населения города. После выселения евреев из Москвы (1891-92 гг.) еврейские фабриканты перевели многие свои предприятия в Лодзь. В 1914 г. им принадлежало 175 фабрик (33,3% предприятий в Лодзи), из них 150 текстильных.

В Лодзи действовали еврейские профсоюзы; в 1910 г. был основан первый профсоюз еврейских ремесленников. Активно работало Еврейское общество благотворительности, действовали еврейские больницы, библиотеки; театр «hа-бима hа-иврит», школа, гимназия с преподаванием на иврите, выходили газеты сионистского толка. Основными занятиями евреев были текстильная промышленность, торговля, столярное ремесло.
После восстановления независимости Польши в 1918 г. и потери российского рынка начались проблемы: еврейские фабрики не получали финансовой поддержки от правительства, многие из них закрылись. Усилились антиеврейские настроения польских рабочих: те требовали дать им работу за счет увольнения евреев, даже с предприятий, принадлежавших еврейским фабрикантам. Власти не противились этим требованиям...
На городских выборах 1934 г. антисемиты, выступавшие под лозунгом «очистить город от евреев», получили подавляющее большинство голосов (правда, всего на два года). Пользуясь любыми предлогами, власти вмешивались в дела управления фабриками, принадлежавшими евреям, рекомендовали полякам ничего не покупать в еврейских магазинах.

Несмотря на это, в городе работали еврейские детские сады, средние школы с преподаванием на идиш и иврите, театр сатиры и первый в мире кукольный театр на идиш «Хад гадья» под руководством Мойше Бродерзона. В Лодзи жили многие известные еврейские писатели, писавшие на иврите и на идиш: Ицхак Каценельсон, Иехиель-Иешуа Трунк, Давид Фришман. В Лодзи родился и писал о нем в своих книгах Юлиан Тувим. Уроженцами этого города были и легендарный голливудский «король макияжа» Макс Фактор, получивший «Оскара» за создание специальной косметики для кинематографа, и академик Борис Черток — «правая рука» Королева, стоявшего у истоков создания ракетно-космической техники, и выдающийся пианист Артур Рубинштейн...

Когда 8 сентября 1939 г. Лодзь заняли войска нацистской Германии, там жили 233 тысячи евреев (около трети всего населения). Многим удалось бежать в Варшаву или на территории, оккупированные СССР. В 1940 г. в городе было организовано гетто. На территории площадью 4 кв. км было размещено 164 тысячи человек. Вскоре к ним присоединили 20 тысяч евреев (и 5 тысяч цыган) из Германии, Австрии, Чехословакии, Люксембурга. К приходу в Лодзь советских войск в январе 1945 г. там осталось всего 880 человек: почти все население гетто было депортировано в Освенцим.

И СЕФАРДЫ, И АШКЕНАЗЫ...

В городе Замосць (Замостье) на юго-востоке Польши, в Люблинском воеводстве, евреи появились в 1588 г. По приглашению основателя города, гетмана Яна Замойского туда приехали сефарды из Турции. Но их община просуществовала недолго. В начале 17 в. в городе начали селиться ашкеназские евреи. Во время Хмельнитчины Замосць выдержал осаду, но за крепостными стенами, ставшими убежищем для тысяч евреев, многие гибли от болезней и голода. По переписи 1765 г. в Замосце и его окрестностях насчитывалось 1905 евреев. В период австрийского правления (1794-1809) Замосць стал одним из центров hаскалы. Позже город отошел к Российской империи. Здесь жили математик Я. Эйхенбаум, поэт и врач Шломо Эттингер, писатель И.-Л. Перец, город славился частными и публичными еврейскими библиотеками.

В конце 19 в. в Замосце было много активных приверженцев ассимиляции (среди них и семья Розы Люксембург). К 1939 г. еврейское население достигло 12 тысяч. В городе издавалась газета на идиш «Замосцер штиме», были школа с преподаванием на иврите и еврейско-польская школа.

Весной 1941 г. немецкие власти согнали евреев Замосца в гетто, служившее пересылочным пунктом при депортации евреев Польши, Чехословакии и Германии, в лагеря смерти. Несколько сотен евреев бежали в леса и присоединились к партизанским отрядам. После войны к 270 евреям, вернувшимся в Замосць из СССР, присоединились всего 30 оставшихся в живых жителей города. Все они вскоре навсегда покинули Польшу. Сейчас в Замосце евреев нет.

МУДРЕЦЫ ИЗ ХЕЛМА

Желая посмеяться над напыщенным дураком, евреи уже несколько веков называют его «хелмер хохем» — мудрец из Хелма. Хелм (Хелмно, Хелем, Холм) — старинный польский городок, где, если верить фольклору, жили когда-то особенно «сообразительные» евреи, находившие самые невероятные по степени глупости «выходы» из любой ситуации. Почему же именно там, в Хелме? По легенде, летел над миром ангел с двумя мешками, в одном из которых была вся мудрость мира, а в другом — вся его глупость. Над восточной Польшей, над самым Хелмом подул сильный ветер, и ангел выронил один мешок... Рассказывают, приблизительно сто лет назад старый деревянный мост, соединявший две части городка, со временем изрядно прохудился. В образовавшиеся прорехи почти каждый день проваливались люди и домашние животные. Ввиду чрезвычайности ситуации, в местечке собрался «Совет хелмских мудрецов». После длительных дебатов они нашли гениальный выход из положения: было решено выделить на правом берегу реки новый кладбищенский участок для утопленников, а на левом — построить больницу для тех, кого вытаскивали из воды еще живыми. Разумеется, о том, чтобы просто отремонтировать старый мост или, того лучше, построить новый, никто из хелмских «мудрецов» даже не подумал. И потому новый кладбищенский участок быстро заполнялся свежими могилами, а построенная больница вскоре перестала справляться с наплывом новых пациентов.

Первая литературная обработка рассказов о хелмских мудрецах была напечатана в 1867 г., ее автором считается А.М. Дик. Еврейские театры с успехом ставили комедию М. Гершензона «Хелмер хахомим» («Хелмские мудрецы»).

К сожалению, смакование веселых, не всегда безобидных проделок умников из Хелмно имеет очень горький привкус. Именно возле этого города в 1942 г. немцы создали один из самых страшных лагерей, мрачную «славу» которого затмевают, пожалуй, лишь Освенцим и Треблинка. Только 15 евреев дожили до освобождения Хелма в 1944 г. (до войны их было около 14 тысяч человек, 46% населения).

Сейчас там живут только несколько потомков «хелмер хахомим», хотя еврейская община Хелма — одна из древнейших в Польше. Считается, что «мудрецы» поселились здесь еще в 13 веке. Известно, что в 1550 г. в Хелме в 40 еврейских домах проживали 371 человек; евреи платили основную часть городских налогов. В 1520 г. одним из сборщиков налога с евреев всей Польши был назначен рабби Иеhуда Аhарон из Хелма, позже ставший главным раввином общин Люблинской, Хелмской и Белзской областей. Его сын Элияhу Баал-Шем, раввин Хелма, был одним из крупнейших талмудистов и каббалистов того времени. Когда-то Хелм славился своей иешивой. В 17 в. была построена большая синагога, разрушенная немцами в 1940 г. В Хелме родился известный поэт Эфраим бен Иосеф Ямбровер. В 1648 г. город был взят и разрушен казаками Хмельницкого, около 400 евреев погибло...

Большинство хелмских евреев были хасидами: в начале 19 в. там были основаны две династии цадиков — потомки рабби Ноте и рабби Иосефа Кезиса Найхойза, которые на протяжении всего 19 в. были городскими раввинами.

ЭТО БЫЛО В БЕЛОСТОКЕ...

Сегодня в Белостоке, крупном городе на северо-востоке Польши, нет синагоги. Евреев там почти нет, хотя до войны они составляли 43% населения.

В 19 в. среди евреев Белостока были сильно распространены просветительские и революционные идеи. Многие рабочие были членами Бунда, активно участвовали в событиях 1905-06 гг. После разгрома революции власти обрушили на евреев жестокие репрессии. Во время погромов 1906 г. было убито 70 и тяжело ранено 90 человек. При этом промышленный Белосток процветал — во многом благодаря предприимчивости евреев. Поднялась текстильная промышленность. В 1860 году евреям принадлежали 19 фабрик из 44 открытых в городе и 47,3% прибыли. И через 60 лет, в 1921 г., 93% коммерсантов Белостока были евреи, 89% всех предприятий принадлежало им.

15 сентября 1939 г. Белосток был захвачен немецкой армией, но 22 сентября, в соответствии с договором о разделе Польши между Германией и СССР, был передан советским войскам в составе Западной Белоруссии. Так в Белорусской ССР оказалось около 750 тысяч евреев, бежавших в Белосток от фашистов. Среди них были многие деятели культуры — Эдди Рознер, Моисей Вайнберг, Ежи Петербургский, Юрий Бельзацкий, Вольф Мессинг и многие другие. Но советская администрация сразу же взялась за «чистку буржуазных элементов»: члены религиозных, сионистских и других еврейских организаций были арестованы и сосланы. Лишь немногие — например, бывшие деятели коммунистического подполья в Польше Вера Хоружая и Х. Александрович — сумели временно прижиться в советской системе.

В 1941 г. Белосток снова был оккупирован немцами. Тогда в нем проживало 50 тысяч евреев, в прилегающих к Белостоку районах — 350 тысяч. В первые дни оккупации немцы сожгли еврейский квартал и синагогу, где было заперто более тысячи человек. А 50 тысяч бросили в гетто. Все евреи в возрасте 15-65 лет были обязаны работать на немецких предприятиях. Юденрат (еврейский совет) под руководством одного из виднейших деятелей общины Эфраима Бараша, созданный по распоряжению фашистов, организовал жизнь в гетто и наблюдал за работой на предприятиях — в надежде на то, что люди могут спастись, если будут заняты на работах, существенных для экономики Германии.

Иллюзии были жестоко рассеяны: немцы начали массовую ликвидацию евреев Белостока. Во время первой «акции» они убили тысячу человек и 10 тысяч отправили в лагерь смерти в Треблинке. Тогда в белостокском гетто была создана еврейская подпольная организация, которая занялась саботажем на немецких предприятиях; изготовляла оружие, призывала евреев присоединиться к активному сопротивлению. 16 августа 1943 г. немецкие войска при поддержке танков атаковали гетто. Большинство повстанцев погибло в бою, но отдельные группы сопротивлялись в течение месяца. 40 тысяч евреев из гетто были вывезены немцами в Треблинку и Майданек.

После войны в Белосток вернулось около тысячи евреев. 16 августа, в день восстания в гетто Белостока, люди со всего мира приезжают туда почтить память жертв.

ВСЕГО ОДНА СЕМЬЯ

Еще один «еврейский» город на северо-востоке Польши — Сувалки (на идиш Сувалк). При основании города в 1715 г. для евреев была выделена особая улица. Но на протяжении всего 18 века евреи не селились в Сувалках: им неплохо жилось в соседних местечках. К 1827 г. в Сувалках жило 1209 человек (32% населения). Были построены большая синагога, Талмуд-Тора и иешива, просуществовавшие до второй мировой войны, еврейская больница, несколько частных школ для мальчиков и для девочек. В 1894-1907 гг. там служил Давид-Тевель Каценеленбоген, ставший потом раввином Петербурга. В Сувалках родились государственный деятель Израиля Пинхас Сапир (Козловский), основатель организации Лехи1, и поэт Авраhам Штерн, американо-израильский педагог Александр Мордехай Душкин, израильский историк Мордехай Альтшуллер.
После войны в Сувалки вернулось около десятка евреев. Они восстановили разрушенное кладбище. Синагогу перестроить не удалось. По статистике, в последние годы в Сувалках жила всего одна еврейская семья...

——————

ИзменитьУбрать
(0)

В Варшаве родился один из сильнейших шахматистов Европы 19 в. — Шимон Винавер, прославившийся своим контргамбитом, меценат, поддерживавший таланты. По роду деятельности Винавер был коммерсантом, банкиром. Шахматами он всерьез занялся случайно: в 1867 г. по служебным делам приехал в Париж, зашел в знаменитое кафе «Режанс», где собирались шахматисты, и как любитель был приглашен участвовать в международном турнире. Неожиданно для всех «польский купец» занял второе место! Сенсация повторилась через 16 лет: Винавер лечился в Нюрнберге, и его позвали участвовать в проходившем там турнире. Результатом было первое место...

——————

ИзменитьУбрать
(0)

В Замосце родился один из основоположников еврейской прессы в России, публицист и общественный деятель Александр Осипович Цедербаум. Его отец, небогатый часовых дел мастер, интересовался идеями hаскалы (еврейского просвещения), в его доме собирались маскилим — Ш. Эттингер, Я. Эйхенбаум, историк Ш. Блох. В 1840 г. А. Цедербаум поселился в Одессе, работал бухгалтером, позже стал владельцем магазина готового платья. Он активно участвовал в деятельности еврейской общины, наладил связи с властями. В основанной им школе Цедербаум преподавал еврейские предметы. А в 1859 г. ему удалось добиться разрешения издавать газету на иврите. Так вышел в свет первый номер еженедельника «hа-Мелиц».

Позже появилось приложение на идиш «Кол мевассер», где впервые были опубликованы произведения Менделе Мойхер-Сфорима, И. Линецкого и др. «hа-Мелиц» стал активным органом hаскалы. Там печатались М. Лилиенблюм, И. Гордон, П. Смоленскин. В 1871 г. Цедербаум переехал в Петербург, где появился «Вестник русских евреев». Публицист активно участвовал в защите грузинских евреев, привлеченных к суду по кутаисскому кровавому навету (1878). Спор Цедербаума с ксендзом И. Лютостанским, публичный диспут с ним и вызов его на суд стали вехой в борьбе против антисемитизма. Под влиянием А. Цедербаума находился его внук, меньшевик Юлий Мартов, «прозванный Дон-Кихотом русской революции». Именно дед помог Мартову освободиться от первого ареста, внеся денежный залог.

——————

Акиба Рубинштейн (1882, Стависки (Польша) — 1961, Антверпен, по другим данным — Брюссель) — польский шахматист, один из величайших шахматных стратегов всех времен. До Первой Мировой войны считался главным соперником Ласкера в борьбе за звание чемпиона мира. Однако после войны его игра не отличалась стабильностью. Но в целом мало кто из современников мог похвастаться столь же успешной турнирной практикой: Рубинштейн восемь раз брал первые призы на международных турнирах. Во главе сборной Польши он выиграл золото (1930) и серебро (1931) на Шахматных олимпиадах. Многие дебютные схемы, разработанные Рубинштейном, в полной мере сохранили свою актуальность до сих пор. С исключительным искусством разыгрывал Рубинштейн окончания, особенно ладейные — труднейшие в плане реализации преимущества.
Рубинштейн часто был жертвой своих собственных нервов. Допускал грубейшие ошибки в результате переутомления. В серьезных турнирах неоднократно получал мат в 1-2 хода. После 1932 г. обострившееся психическое заболевание вынудило его отказаться от продолжения шахматной карьеры. До конца дней маэстро пребывал в специальном учреждении в Бельгии. Он не был вполне забыт современниками. В 1950 г. ему (по совокупности заслуг) было присвоено звание международного гроссмейстера. К нему иногда заезжали коллеги-шахматисты.

#По версии Бориса Щипкова, Акиба Рубинштейн был главным прототипом героя романа Владимира Набокова «Защита Лужина».

#Мемориал Рубинштейна — самый престижный в стране турнир. Легенда гласит, что когда после смерти великого Акибы Польская шахматная федерация обратилась к властям с предложением организовать фестиваль его памяти, реакция была довольно холодная. Рубинштейн? Шахматный герой буржуазной Польши? Еврей и эмигрант? Потом, однако, появились сведения, что Мемориал «великого русского шахматиста Акибы Кивелевича Рубинштейна» собирается проводить Шахматная Федерация СССР — и власти ПНР решили все же опередить советских «друзей».

——————

ИзменитьУбрать
(0)

#Ценнейший материал по истории польских евреев дает книга «Пинкос Белосток». Ее автор — историк и исследователь Абрам-Шмуль Хершберг погиб в гетто. Рукопись была вывезена семьей автора в Нью-Йорк и опубликована там в 1949-50 гг. «Пинкос Белосток» — история общины с момента ее
основания до предвоенного периода. Другие книги ученого, к сожалению, погибли, отмечает Берель Марк.

ИзменитьУбрать
(0)

——————

Выдающийся уроженец Белостока — кинорежиссер Дзига Вертов (настоящее имя — Денис Аркадьевич Кауфман), один из основоположников документального кино как искусства. Его первые фильмы появились в 1918-19 гг. Вертову принадлежит теория «киноглаза» — точное, без вымыслов и инсценировок изображение действительности, по принципу «жизни врасплох». Фильмы Вертова оказали большое влияние на мировое документальное кино: в частности, его опыт был использован французской школой «синема-верите» («киноправда» — так назывались документальные выпуски Вертова).

ИзменитьУбрать
(0)

——————

История жизни Романа Поланского намного драматичнее всех его фильмов. Он родился в Париже в обеспеченной еврейской семье выходцев из Польши. Когда маленькому Ромэку было три года, семья переехала в Краков. В начале войны во время депортации польских евреев погибает мать. Отец, военный летчик, в это время находился в Англии.

#Мальчик попал в гетто. Гитлеровские охранники издевались над ним, заставляя быть живой мишенью. Роман бегал вдоль кирпичной стены, ложился и снова бежал, а хохочущие немецкие парни стреляли по нему...
Страшно представить, что чувствовал тогда этот замордованный, голодный, трясущийся от страха мальчишка в игре со смертью.

#Что представляет собой фильм «Пианист», принесший Поланскому лавры лучшего из лучших? Детские переживания Романа Поланского, пережившего Катастрофу в Польше, помогли ему создать пронзительную и волнующую картину об этом периоде его жизни. Идея подобной ленты всегда жила в нем, однако он ждал, пока станет более зрелым режиссером. Все это время Поланский искал материал для своего фильма, ибо не хотел пересказывать собственную историю.

#В результате он использовал в качестве литературной основы воспоминания Владислава Шпильмана, талантливого польского пианиста, которого спас немецкий офицер. «Самое ценное в этих воспоминаниях то, что они не носили для меня слишком личный характер, но повествовали о событиях, которые я очень хорошо знал и помнил. Рассказ Шпильмана помог мне восстановить картину прошлого».
Анатолий КОЗАК


1Лохамей Херут Исраэль («Борцы за свободу Израиля») — боевая подпольная организация в подмандатной Палестине. Отвергла решение прекратить вооруженную борьбу против британских властей на время второй мировой войны, объявила о продолжении боевых акций, воспротивилась вступлению евреев Эрец-Исраэль в британскую армию и попыталась установить контакты с военными противниками Великобритании — Германией и Италией. За это организацию обвиняли в близости к «фашистским настроениям».

Сионисты станьте на колени и покайтесь за геноцид славянских народов в СССР

Ванечка, евреи на колени ни перед кем не становятся - религия запрещает поклоняться :). Ну, а уж если начнем считаться (не говоря уж о том, что революция была не национальная, а интернациональная - учи историю, детка, по документам, а не по рассказам разных дядек :), то христианам всех народов - славянских, европейских - каяться и каяться.

Ваня а как насчет того чтоб украинцы каялись за то что евреев тысячами живыми закапывали, все еврейское население Киева живьем закопали а в Одессе жгли евреев живьем на складе в Люздорфе, малюсеньких детей, стариков и женщин? Где их покаяние? Они на месте массового убийства даже памятник не хотели поставить а только построить стадион после войны а когда уже наконец под давлением мировой общественности таки построили памятник то на нем был изображен солдат и матрос? А надпись ничего про евреев не говорила ! Если бы Америка не вмешалась они бы таки построили спортивный комплекс на месте захоронения тысяч евреев. Где покаяние украинцев? А нету!!!!!! А что сегодня творится во Львове? Там посреди улиц красуются антисемитские плакаты! И никакого покаяния!

Иван, а это не вы, случайно, ставите МИНУСЫ на статьи?
По этой статье это очень даже очевидно!

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №78-79 > Еврейские столицы
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 02:36:34
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl