БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > В дом ремесленника голод не заглядывает
В номере №60-61

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

В дом ремесленника голод не заглядывает
Людмила КЛИГМАН

«Смотрите, Я призвал Бецалеля, сына Ури, сына Хура, принадлежащего к колену Иеhуды, и Я исполнил его Б-жественным духом, мудростью, разумением, ведением, и всяким искусством. Чтобы творить замыслы, чтобы работать по золоту, и по серебру, и по меди, и резать камни для вставления, и резать по дереву — к занятиям всеми ремеслами» (Шмот 35.30-33).

Говоря о ремесле, мы обычно имеем в виду его материальную составляющую, мелкое кустарное производство, результатом которого является именно материальный продукт — то, что обеспечивает удовлетворение самых насущных потребностей жизни. Но талмудическая литература говорит о том, что владение ремеслом, с одной стороны, предохраняет человека от покушения на собственность ближнего, а с другой стороны, оберегает от тех пороков, которые являются следствием праздности. Многие выдающиеся еврейские мудрецы не гнушались зарабатывать себе на жизнь ремеслом: рабби Иошуа бен Ханания был кузнецом, рабби Ие.уда бен Илан — бондарем1, рабби Нехемия — горшечником, рабби Иоханан .а-Сандлар — сапожником («сандлар» на иврите означает «сапожник»).
Профессиональная деятельность евреев по ряду причин неизбежно носила специфический характер. Эти причины были как внутренними — национально-религиозными, так и внешними — социально-экономическими.

ИзменитьУбрать
И. Пэн. Еврей-пекарь. 1921 г.
(0)

Религиозные законы и обычаи предусматривают все тонкости производственного процесса, работы по найму, оплаты труда, погашения задолженностей... Существует запрет на определенные виды деятельности в праздники, есть список «млахот» — 39 видов работ, запрещенных в такие дни. Основанием для этого списка стало описание работ по постройке Мишкана — первого переносного Храма. Строительство Мишкана (скинии) производилось не только по чертежу, предложенному Всевышним, но и с вовлечением Его творческого гения, который Он передал избранному Им мастеру — Бецалелю.

При всем уважении к труду ремесленника еврейские мудрецы отличали чистые и легкие ремесла (Кидушин 82а) — например, вышивание и нанизывание жемчуга — от «грубых» ремесел, сопряженных с грязной работой — кожевенное, горшечное дело (сюда же относили работу погонщиков, лодочников и лавочников, на практике часто связанную с мошенничеством). Рекомендовалось избегать ремесел, приводящих к частому общению с женщинами, — например, производства золотых украшений. Однако в Талмуде отмечалось, что мир не может обойтись без кожевников, так же, как и без парфюмеров, «но блажен тот, кому судьба присудила быть парфюмером, и горе тому, кто должен быть кожевником».
Однако такие, внутренние, ограничения имели духовный смысл. Внешние запреты оказались гораздо более жесткими. В странах рассеяния власти ограничивали евреев-ремесленников и территориально, не разрешая им селиться в определенных местах, и профессионально, издавая указы, запрещавшие им некоторые виды деятельности. Национальные ремесленные цехи старались вытеснить конкурентов, то же делали национальные купеческие гильдии многих стран.

Естественно, еврейские мастера стремились заполнить немногочисленные свободные ниши в профессиональном мире (насколько им это позволяли религия и обстоятельства жизни) и преуспеть в тех занятиях, которые были им доступны.

ИзменитьУбрать
И. Пэн. Еврей-штукатрщик. 1920-е
(0)

Вне его мастерской еврейского ремесленника можно было узнать по особому знаку, указывающему на специальность: портного — по игле, воткнутой в одежду на видном месте, прядильщика — по шерстяной нити, красильщика — по разноцветным нитям, кожевника — по особому фартуку и т. п.
В раввинистической литературе неоднократно упоминается институт ученичества; мастер звался рав, а ученик-подмастерье — талмид или шулья. Договор об условиях обучения заключался мастером и родителями подмастерья. Как правило, сын ремесленника наследовал специальность отца; сироту обучали члены гильдии, к которой принадлежал его покойный отец.

В Талмуде приводится описание большой синагоги в Александрии, где прихожане сидели группами по профессиям: золотых дел мастера, серебряники, кузнецы, прядильщики и т. п.; каждый нуждающийся мог найти там своих товарищей по ремеслу и получить помощь для себя и своей семьи (Суккот 51). Гильдия еврейских прядильщиков в Александрии была зарегистрирована как корпоративное общество в соответствии с римским законом. Еврейские медники в этом городе славились своим искусством.
В Иерусалимском и Вавилонском Талмудах содержатся многочисленные упоминания о ремесленниках в Эрец-Исраэль и об их экономической стабильности, несмотря на разрушение Второго Храма. Суще-ствовали профессиональные объединения, члены которых были связаны обязательствами по оказанию взаимопомощи в случае, если кто-то лишился средств производства (например, гибель осла у грузчиков, крушение судна у каботажников).

ИзменитьУбрать
И. Пэн. Еврей-стекольщик. 1925 г.
(0)

В странах ислама структура еврейского общества с широкой прослойкой ремесленников сохранилась вплоть до новейшего времени. Ряд ремесел — например, выделка шелка и красильное дело, а в некоторых странах (скажем, в Йемене) и ювелирное ремесло, — считались еврейскими профессиями.
В средневековой Сицилии производство шелка и красильное дело находились в руках евреев.
В 14 в. во многих общинах Испании (Барселоны, Сарагосы, Сеговии и др.) большинство работающих мужчин составляли ткачи, сапожники, портные, меховщики, кузнецы, шорники, гончары и красильщики. Распространенные в Испании еврейские фамилии Эскапат, Скапат происходят от арамейского слова, означающего «сапожник». В Арагоне были особенно известны еврейские ювелиры и переплетчики. Церковь повсеместно, особенно в Испании, противилась тому, чтобы еврейские переплетчики переплетали христианские священные книги. Антиеврейские законы 1412 г. запрещали еврейским ремесленникам обслуживать христианских заказчиков.

Ремесленники в Западной Европе являлись наиболее преданной еврейским традициям частью общин. Ремесленные гильдии имели собственные синагоги (например, синагога гравировщиков в Сарагосе) и занимались благотворительной деятельностью. Во время массовых насильственных обращений в христианство в 1391-1415 гг. многие благочестивые ремесленники, рискуя жизнью, оставались верными своей религии. Неудивительно поэтому, что король Альфонс V заявил в 1417 г., что руководство еврейских общин перешло в руки «ремесленников и простолюдинов», а р. Шломо Вонафед сетовал, что среди евреев Испании «портные выносят ученые суждения, а шорники2 заседают в судах».

ИзменитьУбрать
Э. М. Лилиен. Печатник. 1912 г.
(0)

В документах начала 11 в. есть упоминание о еврее, который приобрел пекарню в Северной Франции и работал там вместе с нанятыми им подручными-христианами. Вплоть до 15 в. христианские ремесленные гильдии постоянно препятствовали росту еврейского ремесленного сословия. Однако, занимаясь ростовщичеством, евреи должны были поддерживать в хорошем состоянии и чинить получаемые под залог вещи, чтобы вернуть их сохранными или прибыльно продать. Для соблюдения требований кашрута необходимо было иметь собственных мясников, хотя гильдии христианских мясников всегда пытались воспрепятствовать этому (не это ли мы наблюдаем сейчас в Швейцарии?). Нужны были и собственные еврейские портные, соблюдающие правила шаатнеза (несмешивания в одном изделии нитей и тканей, изготовленных из разных материалов, например, льна и шерсти). Это способствовало тому, что в 15 в. началось развитие ремесел у евреев Центральной Европы (Богемия, Моравия, Австрия) и особенно — в польско-литовских землях. В респонсах 15 в. говорится о еврейках-вдовах и незамужних женщинах, занятых прядением и выделкой шалей для покупателей-неевреев. Еврейские ремесленники упоминаются в Польше в 1460 в. Сохранилось разрешение городского совета Кракова от 1485 г. «бедной еврейке ежедневно продавать шали и шарфы ее собственной работы». В 16 в. евреи все глубже проникали в ремесленное производство в городах Польши, как видно из непрекращавшихся жалоб гильдий и городских советов. У гильдии еврейских портных в Польше был свой флаг. В Великом княжестве Литовском уже в 1389 г. хартия привилегий евреям Гродно содержит разрешение «заниматься различными ремеслами».
После изгнания евреев из Испании ремесленники влились в общины Северной Африки и Османской империи. Община Цфата в период своего расцвета (16 в.) состояла большей частью из ремесленников различных профессий; особенно процветало здесь красильное дело.

Еврейские ремесленники Восточной Европы — достаточно трудная тема для историков. Литературы о них мало. В справочниках, в отличие от купцов, врачей или юристов, раздела о ремесленниках часто нет вовсе. Начиная с 19 в. имена ремесленников встречаются в регистрационных книгах как мещан, так и купцов, поскольку закон позволял им записываться в гильдию при условии торговли собственными изделиями. Между тем, они, например, составляли 35% производительного еврейского населения в Ковенской губернии, 41% — в Виленской, 47% — в Гродненской... Профессиональный состав в разных местностях мог быть различным, но в целом число евреев-ремесленников было очень велико.

ИзменитьУбрать
И. Пэн. Портной. 1926 г.
(0)

В Российской империи евреи-ремесленники могли проживать вне черты оседлости, пока занимались ремеслом. Работая десятки лет в Петербурге, еврей оставался временным жителем. Когда наступали старость и болезни, сопровождавшиеся потерей трудоспособности или смертью кормильца, семейству грозило скорое выселение в черту оседлости, где оно давно утратило жилье, а подчас и всякие родственные связи. Остаться в городе семья по закону 1893 г. могла лишь с разрешения министра. По официальным данным, в 1880-81 гг. среди ремесленников Петербурга было 1422 еврея.
Петербургский специалист по еврейской генеалогии и архивоведению Анатолий Хаеш в своей статье пишет, что больше всего сведений сохранилось о еврейских портных, часовщиках и ювелирах. Упоминаются в архивных документах целые семейства, например, бандажные3 мастера Заксы из Шавлей. Есть представители достаточно экзотических ремесел: футлярщик Паюр из местечка Видукли, резчик по дереву Шатиль и мастер по мраморным монументам Эйзен, оба из Поневежа, пергаментщик Пен из Новоалександровска.

Исследователь 19 в. И.С. Блиох в книге «Участие евреев в сфере ремесленной деятельности» делит всех ремесленников на пять классов: первый — по изготовлению предметов питания, второй — предметов одежды, третий — предметов хозяйства и домоводства, четвертый — ученых ремесел и пятый — прочие. О классе ученых ремесел Блиох пишет: «Он заключает в себе тех тружеников, которые по характеру своего труда уже примыкают к среде, получившей более широкие познания и составляющей, так сказать, аристократию ремесленников. Класс этот составляют: фортепьянщики, часовщики, коновалы, цирюльники, золото-серебряники, резчики, музыканты, маляры и переплетчики». В Петербург ехали, главным образом, представители престижной и хорошо оплачиваемой профессии портных и представители ученых ремесел. В 1901 г. в городе было 1157 евреев-ремесленников — 71,4% от общего числа занимавшихся ремеслом. Они преобладали среди булочников, мясников, портных, сапожников, столяров, кузнецов, красильщиков тканей, цирюльников. А шапочники, стекольщики, жестянщики, кожевники, обойщики, веревочники, трубочисты, переплетчики, золотых дел мастера, часовщики были там исключительно евреями. На северной окраине города существовал особый квартал евреев-кожевников, у которых был свой молитвенный дом.

Исследователи истории Николаева утверждают, что наиболее развитыми традиционно «еврейскими» ремеслами были портняжное, слесарное, солодовое4, ювелирное, кузнечное, мебельное, часовое дело. Евреи работали также на маслобойнях, мельницах, в типографиях. Адрес-календарь Николаевского градоначальства за 1902 г. сообщает, что в Николаеве проживало около 1050 ремесленников, более 50% из них — евреи. В списках булочников и кондитеров мы встречаем фамилии Вайнштейн и Тенинбауман, Шифер и Зибер, золотого и ювелирного ремесла — фамилии Шапиро и Фефер, медного и кровельного ремесла — Шеру и Гольденберг. Из 140 сапожников города евреи составляли — 72%, среди портных — 70%, а из шапочников — 50%. В списках только двух цехов — штукатурного и печного — отсутствуют ремесленники-евреи.

Едва ли можно найти сегодня евреев-печников, водовозов, колесников, бондарей... Исчезли многие профессии, возникли другие. В пламени мировых войн и под влиянием чужих культур исчез прежний еврейский мир. Ремесла живы сегодня на уровне прикладного народного творчества, и в этом качестве их стараются сохранять и развивать. Но пока существует и востребован ручной труд и предметы, создаваемые им, евреи продолжают вносить в любое ремесло свою неповторимую ноту.

———————--

«Тот, кто не обучает сына ремеслу, учит его разбою».

(Кидушин 29а)

«Семь лет продолжается голод, а в дом ремесленника он не заглядывает».

(Сан.едрин 29а)

Определенное представление о социальном срезе еврейского общества в российской черте оседлости и в странах Восточной и Центральной Европы можно получить, изучая еврейские фамилии. Фамильные имена у евреев Европы появились еще в средние века. Но большинство фамилий, которые они носят сегодня, возникли 150-200 лет назад. Официальная запись фамилий еврейского населения началась в Австро-Венгрии в 1797 г., на территории Германии — в 1807-34 гг., в России — в 1845 г. Возникновение «профессиональных» фамилий вполне естественно, это широко распространено и у других народов: если, к примеру, в маленьком городке или деревне человек занимался столярным ремеслом и был, возможно, единственным столяром во всей округе, то нередко его так и называли — Столяр. А в момент регистрации это прозвище записывалось в документах и становилось фамилией: Шумахер (нем. schuhmacher) или Шустер (идиш «шустер») — сапожник, Шнайдер (нем. schneider) или Кравец (пол. krawiec) — портной, Штейншлайфер (нем. steinschleifer) — шлифовщик камней, Токер или Такарь (идиш «токер») — токарь, Кацев (иврит «кацав») — мясник, Гербер (нем. gerber) — кожевник, дубильщик, Малер (нем. maler) — маляр, Стельмах (пол. telmach) — колесник, «колесный мастер», Реминик (укр. ремiник) — «ременщик», Бронфман или Бронфенмахер (от идиш «бранфн» — «водка») — изготовитель водки, Гуральник (укр. гуральник) — винокур, Беккер или Беккерман (нем. backer) — пекарь, Вебер (нем. weber) — ткач, Гамарник (укр. гамарник) — плавильщик.


1Ремесленники, которые изготовляли и чинили бочки
2Мастера, которые изготовляли конскую сбрую и др.
3Ремесленники, которые изготовляли корсеты и поддерживающие пояса
4Изготовление солода для нужд пивоваренного производства

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №60-61 > В дом ремесленника голод не заглядывает
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-26 12:42:09
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов