Евреев удивить трудно. Уж сколько мы всяких чудес за историю нашу навидались — и переход через море Суф, и Ханука, и Пурим... Нет, удивить евреев положительно невозможно. Но заинтересовать — это всегда пожалуйста.
Врет, как очевидец.
Народная мудрость
У нас с друзьями есть традиция. Не та, о которой вы подумали, а совсем наоборот — раз в год мы с друзьями ходим на фестиваль. Конечно, фестивали в Одессе бывают чаще (хоть это и не Рио-де-Жанейро, но не настолько же), но ходим мы только один раз. «Почему?» — спросите вы, и будете совершенно правы. Потому, — ответим мы — и тоже будем совершенно правы, — что на этих фестивалях каждый год происходит что-то новое.
Например, в этом году фестиваль впервые был Пятым и впервые не имел общего центра. Внутри фестиваля было множество мероприятий, а в результате получалось празднество, то есть фестиваль. Например, мероприятия, посвященные 80-летию выхода в свет «Одесских рассказов» Бабеля. Повод, без сомнения, достойный, но об этом — в другой раз...
В другой, потому что сегодня мы поговорим о том, как это делалось в «Мигдале» и что именно делалось в «Мигдале»...
Рассказ «Король», юбилей которого мы, собственно, и отмечаем, начинается со слов «Венчание кончилось». Рассказ же об ОФЕКе стоит открыть словами «Презентация началась». Или нет, знаете, пусть это не будет так, как в «Одесских рассказах», все равно таланта не хватит, — так пусть это будет в меру сухая хроника.
Воскресенье, 4 ноября. 10 утра. Нормальные люди еще спят, и только любители книги толпятся у входа в библиотеку Горького, где и должны были презентовать сразу три выставки: «Старинная еврейская книга», «Старинная еврейская открытка» и «Еврейские местечки в рисунках одесских художников-евреев».
Почти одновременно с этим в Художественном музее презентуют еще одну выставку. Тоже одесских художников и тоже евреев, но из другого времени. Вторая половина XX века, и еврейского в этих картинах почти не видно: время было такое... Выставка называется «В предощущеньи чуда», но, поскольку художники принадлежали к группе нонконформистов, занимавшихся нетрадиционной живописью, то ощущенье чуда возникнет далеко не у каждого посетителя.
А на выходе из библиотеки всех ждал автобус и автобусная (а какую еще вы ожидали?) экскурсия по местам боевой славы архитекторов-евреев.
Завтрак был не очень обильный и оставлял место для скорого обеда.
А. и Б. Стругацкие
В полном соответствии с эпиграфом утренние мероприятия были не слишком затянуты и оставляли место для скорой вечерней встречи.
Открытие фестиваля. Вот за что мы любим ОФЕК — каждый раз по-разному. В прошлом году — Оперный театр, в этом году — Украинский. В прошлом году на открытии — «Хасидская капелла», поющая а-капелла, в этом году — клезмеры, которые вообще не поют. Чего следует ожидать в будущем? Рискну предложить вариант, освященный традицией: «В будущем году — в Иерусалиме», но, в конце концов, возможны варианты...
Итак, открытие. Фойе театра — грандиозная ярмарка-распродажа (или мы не евреи?) еврейской литературы. Книги хорошие, цены тоже заставляют учащенно биться сердца. По соседству с лотками — огромный экран, на котором безостановочно крутится ролик, подготовленный студентами мигдалевского Клуба Еврейского Студента. Каких усилий это стоило ребятам, я не знаю, но они дневали и ночевали возле тех компьютеров и, наверное, теперь, как честные люди, они должны на этих компьютерах жениться.
18.00. На сцене — ведущий Евгений Зильберт. Поистине — украшение вечера. Не будь Евгений председателем винницкой еврейской общины, можно было бы с радостью сказать, что наконец-то удалось найти ведущего, который действительно воплощает лучшие из главных одесских черт и при этом умудряется шутить на еврейскую тему, не используя дикий акцент и слово «Хаим»... Но, увы, поскольку вел вечер все-таки винничанин, то следует порадоваться за него и сказать с грустью, что нет, нет в Одессе ведущего, который... ну, смотрите предыдущую фразу.
Вы не подумайте, господин Зильберт украшал собой сцену не все время, а только в перерывах между выступавшими коллективами. Их в этот вечер было три. «Подольские клезмеры» (руководитель Наталья Касьянчик) из той же Винницы, киевские «Нигуним» (руководитель Евгений Каждан) и «Мигдаль-ор» (руководитель Кира Верховская). И винницкий, и киевский коллективы довольно молоды, но оригинальны, хотя лично я рекомендую предоставить «разбор полетов» специалистам, а остальным просто наслаждаться музыкой.
Помимо клезмеров, в тот вечер на сцену поднимались писатели, художники и даже один режиссер. Им оказался харьковский режиссер Феликс Чемеровский, который вместе с писателем Львом Шаргородским (из далекой-далекой Швейцарии) вручал награды победителям конкурсов еврейского рассказа и еврейского рисунка. Вот их имена: в разделе «Еврейский рассказ» среди взрослых — Евгения Свердлик (Одесса), Михаил Чудновский (Керчь), Константин Щедров (Кировоград). Среди детей — Анна Сервули (Керчь), Юлия Иноземцева (Одесса), Анна Котова (Одесса). В номинации «Иллюстрация к еврейскому рассказу» лауреатами стали Александра Лейфер (Одесса), Марина Бродская (Одесса), Есения Мора (Одесса) — среди взрослых, и Илья Подольский (Одесса), Алиса Бейзерман (Одесса), Ксения Гриншпун (Одесса) — среди детей. Честно говоря, приятно, что среди победителей оказалось немало мигдалевцев. Работы-призеры наверняка появятся в нашем журнале.
Ну, сидит он, ну, читает.
Вредно, знаю!
Но чтение — дело тихое, внутреннее, как ты его
проверишь...
А. и Б. Стругацкие
Если скользнуть глазом по программе ОФЕКа, то первое, что бросается в глаза, — творческие встречи с писателями Львом Шаргородским и Яковом Шехтером. Лев — урожденный ленинградец, вместе с братом Александром был лауреатом первой одесской «Юморины», одним из завсегдатаев 16-й страницы «Литературной газеты». Позже уехали в Израиль. Как и многие в тот период, до Израиля не доехали, обосновавшись в Швейцарии... Яков — наш человек, одессит. У него тоже есть брат и тоже писатель, Давид и Яков работают раздельно. Оба они — религиозные евреи, и поэтому в конце 80-х уехали в Израиль, в отличие от многих, действительно прибыв туда. На взгляд вашего корреспондента, Яков Шехтер — единственный из писателей, ныне творящих на русском языке, которого можно назвать «еврейским». Не писателем-евреем, а именно еврейским... Но это, повторяю, мое сугубо личное...
Встреч было много, причем в разных местах. Встречались с авторами читатели из благотворительного центра «Гмилус хэсэд», из городской еврейской библиотеки и центра «Мория», Всемирного клуба одесситов и городских детских библиотек, еврейских школ «ХАБАД» и «Ор самэах», несколько встреч прошло в «Мигдале», но самая необычная — в Доме Актера. Необычная тем, что плавно перетекла в интеллектуальную игру для знатоков еврейской литературы. Большая часть вопросов была посвящена творчеству сидевших в жюри Льва и Якова, ну и, конечно же, юбиляра — Исаака Эммануиловича... Первое место заняла команда города Севастополя, второе — команда одесского «Бейтара» с ностальгическим именем «Бабушкины блины», а третье досталось команде студентов «Мигдаля» с веселым (или печальным?) названием «А идише глик». Как видите, мигдалевские студенты успевают не только по компьютерам. Призы же достались всем девяти командам.
А само жюри, как выяснилось, состояло в основном из писателей, а не читателей, потому что даже на вопросы, связанные со своими произведениями, авторы зачастую отвечали неудачно — 43 % правильных ответов. Слабо, ох, слабо знакомы они с собой — живыми классиками еврейской литературы!
Можно, конечно, попытаться, — сказал он, пожимая плечами. — Однако боюсь, что процессы зашли слишком далеко...
А. и Б. Стругацкие
Детский книжный карнавал в «Мигдале»... Помните — «Ах, карнавал, удивительный мир...»? А если этот удивительный мир творят сами дети... Карнавал начался — и «цветы жизни» разбегаются по творческим мастерским. В течение часа они успевают поработать над мультфильмом (помогала им Маша Ткаченко из Днепропетровска), витражами, еврейской азбукой и настоящей еврейской книгой. Получилось — просто загляденье... А потом в актовом зале малыши посмотрели выступление приглашенных гостей из цирковой студии и сами показали, чему научились (конечно, не в смысле — стоять на голове, а читать стихи и петь песни).
И был исход субботы, день седьмой, и была презентация выставки «Еврейская театральная Одесса». Рассказ Елены Каракиной (это всегда интересно, поверьте), песни Романа Морозовского, старые пластинки Георгия Исаева. Плюс — премьера мигдалевского студенческого театрального клуба. Исаак Бабель, «Фроим Грач». Постановка Леонида Штекеля. Что-что, а комом этот первый блин точно не вышел... В общем, если вы не были, можете укусить себя за локоть, но осторожненько, он вам еще пригодится.
Пригодится, чтобы укусить себя еще раз. Ведь в воскресенье, 11 ноября, была встреча с одесскими авторами-евреями, чьи книги изданы в 2001 году. Встречались Леонид Авербух, Леонид Дусман, Валерий Кац, Игорь Потоцкий, Александр Виноградский и читатели... А по окончании встречи — вновь экскурсия. На этот раз — «Еврейская Одесса» (вот тут-то, если вы не были, можете себя больно укусить).
Хотя, поверьте, лучше укусить то, что было на ярмарке в «Мигдале». А было там много. Глаза разбегались, а ноздри раздувались от обилия сладостей и вкусностей, приготовленных не только мигдалевскими мамами, но и папами. Не отставали от них и студенты «Мигдаля». Увы, все прекрасное (а особенно вкусное) когда-нибудь кончается...
Финал гремит, пустеет зала.
А.С. Пушкин
Конечно же, зала не пустеет. Потому что не обо всем было рассказано. Ну, например, пока не было сказано ни слова о двух спектаклях. Харьковского камерного еврейского (режиссер Феликс Чемеровский) — «Последняя роль Соломона Михоэлса», и одесского театра «hевел hеволим» (режиссер Валерий Бассэль) — «Трудные люди». Вот что говорят зрители: «Интересная штука — современный театр. Если раньше роль описывалась костюмом, то теперь — деталью от костюма. Различным образом повязанный черный газовый шарф помог изобразить вечернее платье, накидку и траурное покрывало — три совершенно различных образа, сменяющихся по ходу действия за несколько секунд. Ну, а выразительность игры актеров поддается описанию разве что с точки зрения профессионалов, для простых зрителей это завораживающее зрелище».
Между пятой и шестой перерывчик небольшой.
Многоженец
А ОФЕК продолжается. Так что будете в следующем году в Одессе — нарочно зайдите и посмотрите на Шестой фестиваль.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.