БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №17 > Книги, которые нас выбирают...
В номере №17

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Книги, которые нас выбирают...
Борис Шмулин

Говорят, что люди пишут книги. Это так, но иногда книги пишут людей... Трудно себе представить, каким был бы еврейский народ сейчас, если бы поколение за поколением не читали наши предки те же самые еврейские книги. Где были бы мы и о ком рассказывали бы анекдоты? Мы предлагаем вам очень краткий обзор некоторых, если не самых, то очень важных, еврейских книг.

Тора

ИзменитьУбрать
Главная книга
евреев — Тора
(0)

Главная книга еврейского народа. Собственно, это и есть та Книга, из-за которой евреев назвали «народом Книги». Тора, или Пятикнижие Моисеево, состоит из пяти частей (книг), называемых в оригинале по первому слову, с которого они начинаются. Но это в оригинале... Переводчики же в других религиях старались дать названия, по их мнению, отражающие суть рассказа. Поэтому и появились «Бытие», «Исход», «Числа». Настоящие же названия книг — «Брейшит» («В начале»), «Шмот» («Имена»), «Ваикра» («И воззвал»), «Бамидбар» («В пустыне»), «Дварим» («Слова»). Несмотря на название «сефер Тора» — «книга Торы», наша главная Книга представляет собой пергаментные листы, соединенные в цепочку и свернутые в рулон, причем никакая другая форма хранения свитка Торы не признается.

Тора разделена на 54 главы, которые прочитываются в течение еврейского года. Окончание годичного цикла чтения и начало следующего приходятся на осенний праздник Симхат-Тора, который раньше назывался Днем Книги.

Иногда словом «Тора» называют весь корпус еврейских священных текстов, включая Пророков и Писания. Это тоже верно, но во избежание недоразумений все-таки лучше их называть ТАНАХ (Тора, Невиим, Ктувим — Тора, Пророки, Писания). Слово «Ветхий Завет» здесь никоим образом не подходит, потому что, во-первых, в состав ТАНАХа и в состав Ветхого Завета входят различные книги, а во-вторых, какой же он Ветхий, наш ТАНАХ?

Пятикнижие Моисеево представляет собой так называемую Письменную Тору. Но, одновременно с ней, Моше-рабейну получил на горе Синай Тору Устную, большая часть которой была записана в виде Талмуда.

Талмуд

ИзменитьУбрать
Страница Вавилонского Талмуда
(0)

Самая известная книга евреев. В массовом сознании Талмуд прочно связан с огромными толстыми фолиантами (вспомните, что всякую толстую книгу большого размера называют «талмудом»). Плюс к этому многочисленные «еврейские» анекдоты, где ребе открывает Талмуд и на 2345-й странице читает... Увы рассказчикам анекдотов, но в Талмуде нет 2345-й страницы. Конечно, в общей сложности Талмуд содержит порядка двух тысяч страниц, но это в 63 трактатах! К тому же, в талмудических трактатах нет первой страницы! Одно из возможных объяснений — чтобы не смущать не слишком ученых евреев. Ведь любой, даже самый начинающий находится уже на второй странице... Состоит Талмуд из Мишны — очень кратко сформулированного законодательного положения, барайты — Мишны, не вошедшей в основной кодекс, тосефты — дополнения к Мишне, Гемары — обсуждения Мишны и объяснения, почему именно это положение было утверждено в качестве закона (иногда Гемарой называют весь Талмуд), а также Агады — притч и рассказов, в занимательной форме объясняющих смысл Мишны.

Существуют два вида Талмудов — Вавилонский и Иерусалимский. Вавилонский — больший по объему и тщательнее проработанный, Иерусалимский же находится на более высоком духовном уровне. Оба Талмуда написаны на смеси двух языков — иврита и арамейского, и изобилуют всевозможными аббревиатурами, поэтому чтение его представляет определенные трудности. Существует перевод Талмуда на иврит, осуществленный раввином Адином Штейнзальцем, а также сделанный под его руководством английский перевод. Меньше десяти лет назад, под руководством того же рава Штейнзальца, началось издание Талмуда, переведенного на русский язык, но по расчетам самих переводчиков, на это понадобится 150 лет.

В начале XX века рав Шапиро из Люблина предложил ввести практику изучения одного листа Талмуда в день по всему миру. Предложение было принято, и с этого момента во всех точках земного шара ежедневно самые разные евреи учат одну и ту же страницу Талмуда. Называется это даф йоми (ежедневный лист) или блат геморе (лист Талмуда). Такими темпами полностью Талмуд проходят за семь лет.

Теhилим

Сборник псалмов, называемый также «Псалмы Давида». Одна из наиболее читаемых еврейских книг. Несмотря на название, не все псалмы принадлежат царю Давиду. Среди авторов — Адам, Малкицедек, Авраhам, Моше-рабейну, три сына Кораха, а также современники Давида Гейман, Йедутун и Асаф. Более того, автором книги (точнее, составителем ее) был мудрейший из людей — царь Шломо, сын Давида, а записана она была еще позже — по указанию царя Хизкияhу. В еврейской традиции псалмы считаются универсальным средством, помогающим от всего. Помимо определенных псалмов, читаемых ежедневно, а также псалмов, читаемых в определенный день недели, принято прочитывать псалом с номером, соответствующим возрасту читателя. Есть также псалмы, которые читают в случаях радостных и печальных, уезжая и возвращаясь, болея и поправляясь... Существует немало изданий псалмов на русском языке, но, конечно, всей поэтической прелести ивритского текста они не передают.

Коhелет

ИзменитьУбрать
Коhелет
(0)

Самая философская книга. Входит в состав ТАНАХа, в ту его часть, которая называется Писания. Автором считают царя Шломо, хотя записана она была во времена царя Хизкияhу. Большинству читателей «Коhелет» (ударение на второй гласной) известен под греческим именем «Экклезиаст» или под неуклюжей транслитерацией «Когелет» (библиотека всемирной литературы), но рискнем предположить, что по-настоящему «Коhелет» не известен почти никому. Книга эта, как и большинство остальных еврейских текстов, полна намеков и аллегорий, и читать ее без соответствующих комментариев тяжело. То есть, можно, но поймете не все и не так. Хотя, в любом случае, «Коhелет» полон мудрости, и поэтому, «коль мысли черные к тебе придут», — не хватайтесь, подобно классику, за «шампанского бутылку» или «Женитьбу Фигаро». Откройте «Коhелет»...

А еще «Коhелет» читают в дни праздника Суккот. Так постановили наши мудрецы.

Шир hа-Ширим

ИзменитьУбрать
Шир hа-Ширим
(0)

«Песнь Песней». Самая загадочная еврейская книга. Хотя автором ее является царь Шломо, записана была также во времена царя Хизкияhу. «Песнь Песней» тоже входит в состав ТАНАХа (в раздел Ктувим — Писания), и ее принято читать в дни праздника Песах. Рабби Акива считал «Песнь Песней» величайшей книгой, «Святая Святых ТАНАХа». Утверждение это выглядит, на первый взгляд, довольно странно, ибо «Песнь Песней» — это песнь о любви, написанная прекрасным, но весьма откровенным языком (некоторые лихие исследователи даже называли ее «еврейской Кама-Сутрой»), и вроде бы на роль самой святой книги не вполне подходит.

Но... дело в том, что «Песнь» эта, по объяснениям наших мудрецов, в аллегорической форме (доступной и интересной, к тому же, массовому читателю) рассказывает о любви Вс-вышнего и еврейского народа. Читать «Шир hа-ширим» без комментариев можно, все равно получите массу удовольствия, но не нужно, если вы заинтересованы в конечном результате. А понять ее без комментариев — увы, нереально.

Зоhар

ИзменитьУбрать
Зоhар
(0)

Название переводится как «Сияние», и эта книга действительно сияет особым светом даже в окружении таких книг, как наши. «Зоhар» — первая, а, может быть, и главная книга по Каббале. Автором ее является рабби Шимон бар-Йохай — один из величайших (если не величайший) каббалист в истории. Хотя рабби Шимон жил во II веке, книга впервые увидела свет в веке XIII. Издал ее другой каббалист — испанский еврей Моше из города Леон, что дало повод некоторым ученым в конце XIX — начале XX вв. утверждать, будто «Зоhар» был написан рабби Моше де Леоном, который прикрывался именем рабби Шимона для пущего авторитета. Мнение это, однако, не нашло достаточно сторонников, потому что «Зоhар» — это «Зоhар». И автор ее знал столько, что будь скромный каббалист рабби Моше действительно ее автором, ему не удалось бы избежать гораздо большей известности. Некоторые отрывки из книги были переведены на русский язык, но, если вы собираетесь читать эту книгу, надеясь найти готовые рецепты практической магии а-ля Папюс, вас ожидает разочарование. Книга полна намеков и аллегорий и повествует о духовном строении мира, а не о том, как завоевывать внимание и оказывать влияние на знакомых девиц. Для того, чтобы читать и понимать «Зоhар», как говорил герой популярной комедии, «двадцать лет учиться надо». И то — не факт, что поймете...

Шулхан арух

Название этой книги стало уже нарицательным. Коротко ее можно охарактеризовать как Свод жизненных норм евреев. Первый «Шулхан арух» (в переводе — «Накрытый стол») был написан в XV веке рабби Йосефом Каро из Цфата, и основой для него послужила книга «Арба турим» («Четыре столба»). Так же, как «Арба турим», он содержит четыре части: «Орах хаим», «Йоре деа», «Эвен аэзер», «Хошен мишпат». Благодаря точным, четким и кратким формулировкам книга получила широкое распространение и стала тем справочником, в котором даже не искушенный в Талмуде еврей мог найти ответ на любой вопрос относительно Закона. Поскольку рабби Йосеф Каро был сефардом, то и спорные вопросы разрешались в ней по сефардским обычаям. Спустя некоторое время появилось дополнение, написанное рабби Моше Иссерлесом (Рамо) из Польши, где давалось решение тех же проблем с точки зрения ашкеназов. Дополнение называлось «Мапа» («Скатерть»), и с этого момента для европейских евреев «Стол» должен быть обязательно накрыт «Скатертью». В XVIII веке Алтер ребе, по рекомендации Баал Шем-Това, написал книгу, называемую «Шулхан арух hа-рав» («Большой Шулхан арух»). В конце XIX века рабби Шломо Ганцфрид из Ужгорода написал книгу «Кицур Шулхан арух» («Краткий Шулхан арух»), рассчитанный на совсем уж необразованных евреев. Благодаря своей простоте книга пользуется огромной популярностью и выдержала уже несколько изданий на русском языке. Недостатком ее можно считать то, что рабби Ганцфрид, будучи венгерским евреем, в спорных случаях описывал обычаи унгарише идн. Так что, если вы не венгерский еврей, то некоторые обычаи, описанные в книге, могут отличаться от привычных вам. И еще одно. Несмотря на слово «Кицур» в заголовке, это довольно-таки объемная книга, к тому же — двухтомник.

Тания

ИзменитьУбрать
Тания
(0)

Главный труд основателя движения ХАБАД — ребе Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер-ребе). Название переводится как «Сказано...», второе название книги — «Ликутей амарим» (собрание высказываний). «Тания» состоит из нескольких частей: «Книга средних», «Врата единства и веры», «Послание о покаянии», «Святое послание», «Заключительный трактат». У хасидов ХАБАДа принято каждый день изучать определенный отрывок из «Тании». Обычай этот был введен предыдущим Любавичским ребе Йосефом-Ицхаком (ребе Раяц), который и разделил текст на отрывки по числу дней обычного и високосного года. Новый цикл чтения начинается 19 кислева — в день освобождения Алтер-ребе из тюрьмы Петропавловской крепости.

Права на печатание «Тании» в 1899 году были переданы Ашером бен Меиром из Николаева виленской типографии «Вдова и братья Ромм», а в 1909 году выкуплены Аншелем Ароновичем в пользу йешивы «Томхей тмимим». Если «Тания» уступает в тиражах некоторым книгам, то по количеству мест издания наверняка держит первенство. В начале девяностых «Тания» была напечатана в Одессе, а в середине 90-х годов — в Ираке, причем с разрешения Саддама Хусейна!


Гость-a
24.07.2006 14:39

Замечательная статья. Так или иначе, когда-нибудь наберусь ума и попробую написать свою.
С пожеланиями добра и счастья.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №17 > Книги, которые нас выбирают...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:37:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl