БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №17 > Сад мудрости: открытие истины или игра случая?
В номере №17

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Сад мудрости: открытие истины или игра случая?
Иеhуда Круг

В последнее время широкую известность получили результаты работ ряда ученых-математиков, выбравших довольно неожиданный объект для своих исследований: текст Священного Писания. Многим эти результаты показались настолько поразительными, что они всей душой уверовали в истинность Торы, чей текст послужил объектом исследований, и, потрясенные, вернулись к религии, став баалей-тшува.

Менее известен, однако, тот факт, что отношение к такого рода изысканиям как в среде мудрецов Торы, так и в среде религиозных ученых, далеко не однозначно. Здесь мы ознакомим наших читателей с различными мнениями по этому поводу, высказанными в ходе ожесточенной полемики, развернувшейся на страницах журнала «Бе-ор hа-Тора» («В свете Торы»), выпускаемого иерусалимским издательством «Шамир».

ИзменитьУбрать
Доктор Элияhу Рипс
(0)

Идея, лежащая в основе методики исследований, необычайно проста и может быть легко объяснена любому человеку, даже весьма далекому от науки. Она состоит в прочтении текста Торы «скачкообразно», через определенные интервалы.

Выберем какое-нибудь число, например, 50. Предположим теперь, что мы будем читать текст Пятикнижия (разумеется, в подлиннике), пропуская при этом каждый раз 49 букв, т.е. читая 50-ю, 100-ю, 150-ю и т.д. Допустим, что мы начали читать текст, начиная, скажем, с первой буквы тав в Пятикнижии, то есть последней буквы в его первом слове Брейшит.

Теперь пропустим 49 букв и прочитаем пятидесятую: это будет буква вав в слове тhом — «бездна». Повторив это снова, мы получим букву рейш в слове вайера — «и увидел», и, наконец, проделав это еще раз, мы получим букву hей в слове Э-ло-ким (одно из Имен Б-га).

Теперь прочитаем слово, образованное найденными буквами: тав — вав — рейш — hей — ТОРА!

Это особенно интересно тем, что связано с числом 50, играющим важную роль в самой Торе. Так, каждый пятидесятый год имеет, согласно еврейской традиции, особый статус: это так называемый «юбилейный» год, требующий соблюдения особых законов; еврейский народ получил Тору на пятидесятый день после выхода из Египта; наконец, Каббала говорит о пятидесяти вратах мудрости или познания.

ИзменитьУбрать
Журнал "Статистикал Сайенс",
1994 г.
Статья о кодах в Торе
(0)

А что мы находим в других книгах Писания? В книге Шмот — второй в Пятикнижии — мы снова читаем слово ТОРА через тот же пятидесятибуквенный интервал, и тоже начиная с первой буквы тав. В книге Ваикра нам не удастся прочитать это слово через какие-либо равные интервалы, зато в следующей — Бемидбар — мы читаем то же слово через тот же интервал, но в обратном порядке (hей — рейш — вав — тав), начиная с первой буквы hей в этой книге. Наконец, в последней книге Пятикнижия, Дварим, мы снова можем прочитать слово ТОРА в обратном порядке, но на этот раз — начиная с пятого стиха и отсчитывая интервал не из 50, а из 49 букв (то есть каждый раз пропуская 48 букв).

Все это дает нам пищу для многих интересных рассуждений. Например, как учит один из величайших мудрецов, Виленский Гаон, книга Дварим по-настоящему начинается лишь с пятого стиха, в то время как первые четыре являются в своей последовательности квинтэссенцией первых четырех книг Пятикнижия. Пятый же стих гласит: «По ту сторону Иордана, в стране Моав, начал Моше объяснять учение это, говоря...»

В то же время из Каббалы известно, что нашему учителю Моше были открыты Творцом 49 из 50 врат мудрости. Поскольку все последующее изложение в книге Дварим ведется самим Моше, слово ТОРА читается через интервал именно в 49, а не пятьдесят букв, как в других книгах.

Возникает естественный вопрос: а не является ли все это простой случайностью? Вычисления, однако, показывают, что вероятность такого совпадения составляет менее одной трехмиллионной! А ведь это лишь один из многих примеров закодированных в Торе сообщений.

Приведенный пример относится к числу первых открытий такого рода, сделанных основоположником этого направления исследований, раввином Михаэлем-Довом Вейсманделем, около сорока лет назад. Лишь небольшая часть удивительных находок этого ученого была собрана его учениками в книгу под названием Торат-хемед, изданную после его кончины (он умер в 1957 году). Рабби Вейсмандель, разумеется, не имел возможности пользоваться вычислительной техникой, которой еще не существовало в те годы; однако у него была феноменальная память, и текст Торы был заложен в нее, как в ЭВМ. Что касается длины интервалов, которыми он пользовался, почти все они составляли 50 или 26.Последнее число также играет важную роль в Каббале, будучи гематрией четырехбуквенного Имени Б-га.

ИзменитьУбрать
Один из последователей
Рипса — Дорон Витцум
(0)

После смерти рабби Вейсманделя работа по раскрытию кодов была продолжена его последователями, среди которых стоит упомянуть раввина Шмуэля Янива и Авраhама Орена, все еще работавших по старинке. Переломный момент в истории исследований произошел в 1982 году, когда на помощь ученым пришел компьютер. С этого момента исследования возглавил уроженец Риги доктор Элияhу Рипс из Еврейского университета в Иерусалиме. Впоследствии к нему присоединился другой рижанин-математик, Даниэль Михельсон.

Ими было получено множество интереснейших результатов. Некоторые из открытий доктора Рипса весьма эффектны и впечатляющи именно для нас, живших в двадцатом веке. Так, в Торе рассказывается о том, как Йосеф стал правителем Египта, вторым в этом государстве человеком после фараона (Брейшит, 41:44): «И сказал фараон Йосефу: «Я — фараон. Но без тебя никто не поднимет ни руку свою, ни ногу свою во всей стране египетской». Именно в этом месте (то есть, начиная с одной из букв этого стиха) Рипс обнаружил, хотя и с довольно большим интервалом в несколько сотен букв, закодированное слово СТАЛИН, которого тоже звали Иосиф и без повеления которого тоже никто не мог двинуть ни рукой, ни ногой!

Еще одно чудо: фраза Торы «А сейчас вы пойдете и убьете его» и словосочетание «арестованный царь» снизу вверх пересекаются проявленным ключевым словом «Конвент» (Конвент — для забывчивых — высший законодательный и исполнительный орган Первой Французской республики, решением которого король был сначала арестован, а затем обезглавлен).

Какой, спросите, король? И на эти наивные вопросы отвечает Тора. На словосочетание открытого текста «Король будет обезглавлен» наложены отысканные компьютером «Луи», «Бурбон» и, чтобы уж не сомневались, слово «гильотина» (на всякий случай напомню: это орудие казни врач Гийотен изобрел 3100 лет спустя после того, как люди получили Тору).

Имеются также упоминания об Уильяме Шекспире и его произведениях («Гамлет» и «Макбет», а также выражение «постановка на сцене»), братьях Райт («аэроплан» и «Райт»), Гитлере («нацисты», «враг», «злой человек»), убийствах братьев Кеннеди, египетского президента Анвара Садата и израильского премьер-министра Ицхака Рабина...

Таких примеров приводится множество. При этом подсчитывается вероятность появления аналогичного сочетания, которая часто оказывается совершенно ничтожной. Приведя многочисленные примеры подобного рода, профессор Михельсон заканчивает свою статью, в которой полемизирует с гипотетическим скептически настроенным собеседником (Бе-ор hа-Тора, №6, 1987), следующими словами:

«Три тысячи лет назад тоже жил один скептик: египетский фараон. Мы только что привели историю из главы Шмот, которая следует после того, как фараон был поражен девятью из десяти казней. Тем не менее, он еще не был убежден в правоте Моше, как сказано: «И ожесточил Господь сердце фараона». Неужели для того, чтобы признать истину, нужно обязательно дождаться последней, десятой казни?»

ИзменитьУбрать
Профессор Гаральник,
также занимается изучением кодов
в священных текстах
(0)

Тем не менее, не все разделяют восторженность поклонников доктора Рипса и его коллег. Профессор Авраhам Хасофер из Мельбурнского университета подвергает весь подход Рипса серьезной критике. Объективности ради стоит отметить, что профессор Хасофер — верующий человек, и его не нужно убеждать в истинности Священного Писания. Кроме того, он является специалистом именно в области теории вероятностей и математической статистики, в то время как область специализации Рипса — алгебра, Михельсон же занимается изучением уравнений в частных производных типа Курамото — Сивашинского. В своей статье («Бе-ор hа-Тора», №8, 1993) профессор Хасофер выдвигает против утверждений Рипса и Михельсона аргументы не только чисто научного, но и религиозного, и морально-этического характера. Он, в частности, пишет:

«Начнем с простого и увлекательного примера из книги М. Гарднера «The Numerology of Dr. Matrix». Как доказать, что Шекспир тайно принимал участие в переводе Библии, сделанном под покровительством короля Джеймса? А очень просто! Возьмем псалом 46 в этом переводе и, пропустив вступительные слова «Руководителю [музыкантов]», отсчитаем 46 слов. Мы получим слово «shake» («потрясать»). Теперь снова отсчитаем 46 слов, на этот раз от конца к началу, пропуская заключительное слово «сэла» («вовек»), и прочтем слово «spear» — «копье». (Именно так — «потрясать копьем» — многие переводят фамилию «Шекспир» (Shakespear)). Но почему именно 46? А потому, что при завершении перевода Библии в 1610 году Шекспиру было ровно 46 лет! Вероятность такого совпадения — ничтожно мала: она составляет менее 10 в минус шестнадцатой степени! Хотя доподлинно известно, что в работе над переводом Библии Шекспир участия не принимал».

Далее профессор Хасофер приводит примеры закодированных сообщений в самых различных текстах, таких, как «Генрих IV» того же Шекспира или «Б-жественная комедия» Данте. Он также указывает на интересный факт: совсем недавно специалисты по теории вероятностей отметили необъяснимое поведение больших массивов случайных данных: совершенно неожиданно в них проявляется определенная закономерность! Наука, видимо, еще не разобралась в том, что такое случайность. Таким образом, появление кодов в каком-то тексте отнюдь еще не свидетельствует о его Б-жественном происхождении.

Хасофер считает, что подход Рипса и Михельсона в корне противоречит указаниям наших мудрецов, благословенна их память. Он пишет:«В книге Дварим говорится: «Не испытывайте Г-спода, Всесильного [Б-га] вашего, как испытывали вы [Его] в Масе» (6:16). Некоторые авторитеты понимают эту заповедь как запрет испытывать пророка, требуя, чтобы он многократно совершал всяческие знамения или чудеса. Именно это сделали евреи в месте под названием Маса (см. Шмот, 17:7): требуя, чтобы

Б-г дал им воду посреди пустыни. Единственный разрешенный путь испытать пророка — это убедиться в том, сбываются ли его предсказания (см. Дварим, 18:21,22). Поиск Михельсоном тайных кодов весьма напоминает мне охоту за знамениями в пророчестве Моше и является, таким образом, нарушением этого запрета Торы... Наша вера в истинность пророчества Моше основана вовсе не на совершенных им чудесах, ибо и лжепророки совершали нечто подобное... Мы должны сказать себе: наша вера в

Б-жественное происхождение Торы не может зиждиться лишь на открытии тайных кодов, поскольку подобные коды можно найти и в других текстах, и вообще знамения имеют лишь второстепенное значение».

Хасофер заключает свою статью следующими словами:

«Мне только что стало известно, что первые результаты исследований, приведенные в статье Михельсона, о появлении слова ТОРА с пятидесятибуквенным интервалом в книгах Брейшит и Шмот восходят к Маhаралю из Праги (раби Йеhуда-Лива бен Бецалель, 1525-1609). Это наводит на мысль о пражском Големе, творении Маhараля. Если вспомнить, что на торжественной церемонии открытия первого компьютера в институте Вейцмана в 1965 году компьютеру было присвоено имя «Голем Алеф», можно прийти к выводу, что использовать для работы Голема можно лишь в том случае, если мы знаем, как его остановить. Иначе результаты могут оказаться катастрофическими».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №17 > Сад мудрости: открытие истины или игра случая?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 11:51:21
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"