БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №17 > И я там был...
В номере №17

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-2
Интересно, хорошо написано

И я там был...
Игорь Арштейн

Евреев удивить трудно. Уж сколько мы всяких чудес за историю нашу навидались — и переход через море Суф, и Ханука, и Пурим... Нет, удивить евреев положительно невозможно. Но заинтересовать — это всегда пожалуйста.

Врет, как очевидец.
Народная мудрость

ИзменитьУбрать
Настоящему еврею всегда
есть что сказать
(0)

У нас с друзьями есть традиция. Не та, о которой вы подумали, а совсем наоборот — раз в год мы с друзьями ходим на фестиваль. Конечно, фестивали в Одессе бывают чаще (хоть это и не Рио-де-Жанейро, но не настолько же), но ходим мы только один раз. «Почему?» — спросите вы, и будете совершенно правы. Потому, — ответим мы — и тоже будем совершенно правы, — что на этих фестивалях каждый год происходит что-то новое.

Например, в этом году фестиваль впервые был Пятым и впервые не имел общего центра. Внутри фестиваля было множество мероприятий, а в результате получалось празднество, то есть фестиваль. Например, мероприятия, посвященные 80-летию выхода в свет «Одесских рассказов» Бабеля. Повод, без сомнения, достойный, но об этом — в другой раз...

В другой, потому что сегодня мы поговорим о том, как это делалось в «Мигдале» и что именно делалось в «Мигдале»...

Рассказ «Король», юбилей которого мы, собственно, и отмечаем, начинается со слов «Венчание кончилось». Рассказ же об ОФЕКе стоит открыть словами «Презентация началась». Или нет, знаете, пусть это не будет так, как в «Одесских рассказах», все равно таланта не хватит, — так пусть это будет в меру сухая хроника.

Воскресенье, 4 ноября. 10 утра. Нормальные люди еще спят, и только любители книги толпятся у входа в библиотеку Горького, где и должны были презентовать сразу три выставки: «Старинная еврейская книга», «Старинная еврейская открытка» и «Еврейские местечки в рисунках одесских художников-евреев».

ИзменитьУбрать
Феликс Кохрихт и Велвл Верховский:
есть контакт!
(0)

Почти одновременно с этим в Художественном музее презентуют еще одну выставку. Тоже одесских художников и тоже евреев, но из другого времени. Вторая половина XX века, и еврейского в этих картинах почти не видно: время было такое... Выставка называется «В предощущеньи чуда», но, поскольку художники принадлежали к группе нонконформистов, занимавшихся нетрадиционной живописью, то ощущенье чуда возникнет далеко не у каждого посетителя.

А на выходе из библиотеки всех ждал автобус и автобусная (а какую еще вы ожидали?) экскурсия по местам боевой славы архитекторов-евреев.

I

Завтрак был не очень обильный и оставлял место для скорого обеда.
А. и Б. Стругацкие

В полном соответствии с эпиграфом утренние мероприятия были не слишком затянуты и оставляли место для скорой вечерней встречи.

Открытие фестиваля. Вот за что мы любим ОФЕК — каждый раз по-разному. В прошлом году — Оперный театр, в этом году — Украинский. В прошлом году на открытии — «Хасидская капелла», поющая а-капелла, в этом году — клезмеры, которые вообще не поют. Чего следует ожидать в будущем? Рискну предложить вариант, освященный традицией: «В будущем году — в Иерусалиме», но, в конце концов, возможны варианты...

ИзменитьУбрать
Елена Каракина
(0)

Итак, открытие. Фойе театра — грандиозная ярмарка-распродажа (или мы не евреи?) еврейской литературы. Книги хорошие, цены тоже заставляют учащенно биться сердца. По соседству с лотками — огромный экран, на котором безостановочно крутится ролик, подготовленный студентами мигдалевского Клуба Еврейского Студента. Каких усилий это стоило ребятам, я не знаю, но они дневали и ночевали возле тех компьютеров и, наверное, теперь, как честные люди, они должны на этих компьютерах жениться.

18.00. На сцене — ведущий Евгений Зильберт. Поистине — украшение вечера. Не будь Евгений председателем винницкой еврейской общины, можно было бы с радостью сказать, что наконец-то удалось найти ведущего, который действительно воплощает лучшие из главных одесских черт и при этом умудряется шутить на еврейскую тему, не используя дикий акцент и слово «Хаим»... Но, увы, поскольку вел вечер все-таки винничанин, то следует порадоваться за него и сказать с грустью, что нет, нет в Одессе ведущего, который... ну, смотрите предыдущую фразу.

Вы не подумайте, господин Зильберт украшал собой сцену не все время, а только в перерывах между выступавшими коллективами. Их в этот вечер было три. «Подольские клезмеры» (руководитель Наталья Касьянчик) из той же Винницы, киевские «Нигуним» (руководитель Евгений Каждан) и «Мигдаль-ор» (руководитель Кира Верховская). И винницкий, и киевский коллективы довольно молоды, но оригинальны, хотя лично я рекомендую предоставить «разбор полетов» специалистам, а остальным просто наслаждаться музыкой.

Помимо клезмеров, в тот вечер на сцену поднимались писатели, художники и даже один режиссер. Им оказался харьковский режиссер Феликс Чемеровский, который вместе с писателем Львом Шаргородским (из далекой-далекой Швейцарии) вручал награды победителям конкурсов еврейского рассказа и еврейского рисунка. Вот их имена: в разделе «Еврейский рассказ» среди взрослых — Евгения Свердлик (Одесса), Михаил Чудновский (Керчь), Константин Щедров (Кировоград). Среди детей — Анна Сервули (Керчь), Юлия Иноземцева (Одесса), Анна Котова (Одесса). В номинации «Иллюстрация к еврейскому рассказу» лауреатами стали Александра Лейфер (Одесса), Марина Бродская (Одесса), Есения Мора (Одесса) — среди взрослых, и Илья Подольский (Одесса), Алиса Бейзерман (Одесса), Ксения Гриншпун (Одесса) — среди детей. Честно говоря, приятно, что среди победителей оказалось немало мигдалевцев. Работы-призеры наверняка появятся в нашем журнале.

II

ИзменитьУбрать
Директор одесского "Джойнта" —
Меир Эвен
(0)

Ну, сидит он, ну, читает.
Вредно, знаю!
Но чтение — дело тихое, внутреннее, как ты его
проверишь...

А. и Б. Стругацкие

Если скользнуть глазом по программе ОФЕКа, то первое, что бросается в глаза, — творческие встречи с писателями Львом Шаргородским и Яковом Шехтером. Лев — урожденный ленинградец, вместе с братом Александром был лауреатом первой одесской «Юморины», одним из завсегдатаев 16-й страницы «Литературной газеты». Позже уехали в Израиль. Как и многие в тот период, до Израиля не доехали, обосновавшись в Швейцарии... Яков — наш человек, одессит. У него тоже есть брат и тоже писатель, Давид и Яков работают раздельно. Оба они — религиозные евреи, и поэтому в конце 80-х уехали в Израиль, в отличие от многих, действительно прибыв туда. На взгляд вашего корреспондента, Яков Шехтер — единственный из писателей, ныне творящих на русском языке, которого можно назвать «еврейским». Не писателем-евреем, а именно еврейским... Но это, повторяю, мое сугубо личное...

ИзменитьУбрать
Книжная ярмарка
(0)

Встреч было много, причем в разных местах. Встречались с авторами читатели из благотворительного центра «Гмилус хэсэд», из городской еврейской библиотеки и центра «Мория», Всемирного клуба одесситов и городских детских библиотек, еврейских школ «ХАБАД» и «Ор самэах», несколько встреч прошло в «Мигдале», но самая необычная — в Доме Актера. Необычная тем, что плавно перетекла в интеллектуальную игру для знатоков еврейской литературы. Большая часть вопросов была посвящена творчеству сидевших в жюри Льва и Якова, ну и, конечно же, юбиляра — Исаака Эммануиловича... Первое место заняла команда города Севастополя, второе — команда одесского «Бейтара» с ностальгическим именем «Бабушкины блины», а третье досталось команде студентов «Мигдаля» с веселым (или печальным?) названием «А идише глик». Как видите, мигдалевские студенты успевают не только по компьютерам. Призы же достались всем девяти командам.

А само жюри, как выяснилось, состояло в основном из писателей, а не читателей, потому что даже на вопросы, связанные со своими произведениями, авторы зачастую отвечали неудачно — 43 % правильных ответов. Слабо, ох, слабо знакомы они с собой — живыми классиками еврейской литературы!

III

Можно, конечно, попытаться, — сказал он, пожимая плечами. — Однако боюсь, что процессы зашли слишком далеко...
А. и Б. Стругацкие

ИзменитьУбрать
Как я люблю ОФЕК!
(0)

Детский книжный карнавал в «Мигдале»... Помните — «Ах, карнавал, удивительный мир...»? А если этот удивительный мир творят сами дети... Карнавал начался — и «цветы жизни» разбегаются по творческим мастерским. В течение часа они успевают поработать над мультфильмом (помогала им Маша Ткаченко из Днепропетровска), витражами, еврейской азбукой и настоящей еврейской книгой. Получилось — просто загляденье... А потом в актовом зале малыши посмотрели выступление приглашенных гостей из цирковой студии и сами показали, чему научились (конечно, не в смысле — стоять на голове, а читать стихи и петь песни).

И был исход субботы, день седьмой, и была презентация выставки «Еврейская театральная Одесса». Рассказ Елены Каракиной (это всегда интересно, поверьте), песни Романа Морозовского, старые пластинки Георгия Исаева. Плюс — премьера мигдалевского студенческого театрального клуба. Исаак Бабель, «Фроим Грач». Постановка Леонида Штекеля. Что-что, а комом этот первый блин точно не вышел... В общем, если вы не были, можете укусить себя за локоть, но осторожненько, он вам еще пригодится.

ИзменитьУбрать
Призы победителям вручил
Феликс Чемеровский
(0)

Пригодится, чтобы укусить себя еще раз. Ведь в воскресенье, 11 ноября, была встреча с одесскими авторами-евреями, чьи книги изданы в 2001 году. Встречались Леонид Авербух, Леонид Дусман, Валерий Кац, Игорь Потоцкий, Александр Виноградский и читатели... А по окончании встречи — вновь экскурсия. На этот раз — «Еврейская Одесса» (вот тут-то, если вы не были, можете себя больно укусить).

Хотя, поверьте, лучше укусить то, что было на ярмарке в «Мигдале». А было там много. Глаза разбегались, а ноздри раздувались от обилия сладостей и вкусностей, приготовленных не только мигдалевскими мамами, но и папами. Не отставали от них и студенты «Мигдаля». Увы, все прекрасное (а особенно вкусное) когда-нибудь кончается...

IV

Финал гремит, пустеет зала.
А.С. Пушкин

ИзменитьУбрать
От любопытных не было отбоя
(0)

Конечно же, зала не пустеет. Потому что не обо всем было рассказано. Ну, например, пока не было сказано ни слова о двух спектаклях. Харьковского камерного еврейского (режиссер Феликс Чемеровский) — «Последняя роль Соломона Михоэлса», и одесского театра «hевел hеволим» (режиссер Валерий Бассэль) — «Трудные люди». Вот что говорят зрители: «Интересная штука — современный театр. Если раньше роль описывалась костюмом, то теперь — деталью от костюма. Различным образом повязанный черный газовый шарф помог изобразить вечернее платье, накидку и траурное покрывало — три совершенно различных образа, сменяющихся по ходу действия за несколько секунд. Ну, а выразительность игры актеров поддается описанию разве что с точки зрения профессионалов, для простых зрителей это завораживающее зрелище».

V

Между пятой и шестой перерывчик небольшой.
Многоженец

А ОФЕК продолжается. Так что будете в следующем году в Одессе — нарочно зайдите и посмотрите на Шестой фестиваль.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №17 > И я там был...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 10:10:47
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Dr. NONA