БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №72 > Добро пожаловать, или...
В номере №72

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-3
Интересно, хорошо написано

Добро пожаловать, или...
Анна ГОЛУБОВСКАЯ, галерист

...или Посторонним вход воспрещен — так назывался один из любимых фильмов детства. Вспомнила, как шутку, в которой только доля шутки, услышав тему этого номера журнала. Действительно, как в общекультурной ситуации, так и в среде художников, и того, что мы называем арт-рынком, есть противоречия, сформированные сегодняшней нестабильной жизнью.

Для начала — обнадеживающее: художников в Одессе по-прежнему много. Готовится к юбилейной выставке Юрий Егоров, показывают выставки Евгений Рахманин (к слову, в новой, только что открывшейся галерее) и Серафим Чаркин, выходят книги, оформленные иллюстрациями Игоря Божко и Григория Палатникова, и перечень этих событий при желании можно продолжать.
Количество выставочных площадок тоже вроде бы постепенно увеличивается — кроме традиционно главных для одесситов залов Художественного музея и Музея западного и восточного искусства, прекрасных площадей Морской галереи и четырех-пяти галерей, работающих давно и серьезно, открываются новые. Да и в «продвинутых» ресторанах, клубах, банках проходят выставки, то есть — это присутствующий в нашей жизни последние лет 10-15 культурный фон, что нормально, привычно и цивилизованно.

Более того, сегодня происходит то, что тринадцать лет назад, когда я открывала свою первую галерею во Всемирном клубе одесситов, казалось дерзкой декларацией и недостижимой мечтой. К нам возвращаются своими картинами, выставками одесситы, чьи имена составляют часть того «одесского мифа», который мы поддерживаем и передаем по наследству.

Первой ласточкой были выставки Юрия Горбачева, привез свои тончайшие гуаши в прошлом году Лев Межберг, Владимир Асриев показывал новые работы Александра Ануфриева, состоялись в Одессе и Киеве выставки Валентина Хруща, выставка Леонида Гервица проходит в этом месяце в музее имени Пушкина, в «Либерти» прислал сейчас работы Люсьен Дульфан.
И коллекционеры даже есть! Слава Б-гу, вышли альбомы-каталоги коллекций Людмилы Ивановой и Михаила Кнобеля, и в каждом из них, как на срезе, видно, какая все-таки прекрасная в Одессе живопись, ведущая начало и от южнорусской школы, и от «Общества независимых», как много в Одессе хороших художников.

Стоп. Теперь про «...посторонним вход воспрещен». На мой взгляд, именно за это последнее десятилетие мы замкнулись в себе, оказались «...в провинции, у моря, в отдаленье», на обочине культурной жизни. Связи с Россией — от прежнего стремления учиться после «Грековки» в питерских «Мухинке» и Академии, пленэров и семинаров на Сенеже, да просто частых поездок на выставки в Москву, ставшую за эти годы одной из культурных, творческих столиц мира, постепенно сходят на нет. В большой западный мир, открывшийся после падения «железного занавеса», сначала, на волне моды на соцреализм, потекли фондовские доярки и свинарки, затем, когда пыль осела, выяснилось, что по-настоящему интересен десяток, от силы два, прекрасных имен, действительно составляющих славу Одессы.

Замечательно, что работы Юрия Егорова и Альбина Гавдзинского, Михаила Божия и Вячеслава Токарева, Константина Ломыкина и Геннадия Малышева, Людмилы Ястреб, Юрия Коваленко, Адольфа Лозы и Валентина Хруща являются предметом охоты коллекционеров, выставлены в галереях и музеях. Может, для мастеров было бы даже лестно, что их картины пытаются подделывать, если бы волны подделок не отпугивали потенциальных коллекционеров. Впрочем, коллекционеры не защищены ни от самоповторов, ставших для художников рядовым явлением, ни от того, что часто галереи не несут ответственность за происхождение и качество работ, но это тема отдельного разговора.

ИзменитьУбрать
А. Лисовский. Без названия.
Лайт-боксы. 1993
(0)

Плохо, что в Одессе нет — и, в отличие от Киева, бывшего еще пару десятков лет назад чуть ли не символом застоя и невероятно шагнувшего вперед, став столицей, — вряд ли появится Музей современного искусства. Да и появись он гипотетически, наполнить его первоклассными произведениями было бы крайне сложно — шедевры той «золотой обоймы», о которой сказано выше, ушли безвозвратно, а новые...

ИзменитьУбрать
Д. Дульфан. В лесу. 1990
(0)

И вот тут самое для меня горькое — а где же новые? Сегодня тем, кто, несмотря на известность, все еще числится в «молодых», тем, кто красиво и бесшабашно хулиганил с Александром Ройтбурдом в залах ТИРСа1, показывая раздражавшие старших, но свободно вписанные в тогдашний поток современного искусства картины и инсталляции, Александру Лисовскому и Сергею Лыкову, Василию Рябченко, Татьяне Гончаренко — от сорока до пятидесяти. То, что пятнадцать лет назад воспринималось как явление не только художественное, но и социальное, как слом стереотипов, сегодня, оставшись в единичных проявлениях, часто окрашено горькой иронией. Блестящий живописец, провокатор и лидер той группы Александр Ройтбурд — теперь политик, живущий в Киеве и Нью-Йорке. Самому, пожалуй, молодому тогда участнику выставок, Дмитрию Дульфану, скоро сорок, в его портфолио — десятки престижных выставок в Москве и Берлине. В Одессе ему показывать работы незачем и некому — все, что он делает, заранее оплачено московской галереей.

Поэтому и мельчает, редеет постепенно одесская живопись — уходят старшие, нет притока свежих, ярких, новых. Радуешься, увидев на выставках хоть что-то своеобразное, не поставленное на поток, а пережитое, продуманное, прочувствованное.
Город стремительно теряет лицо. Флот, медицина, литература, балет, архитектура, живопись... Не бывает, к сожалению, исключений из этого правила. Еще одно как бы культурное гнездо последних лет — организация самодеятельных художников в Городском саду — борется сегодня за место под солнцем. Несколько лет назад бросилась бы на защиту, ведь когда-то, на заре движения (а начинались эти выставки-продажи в Пале-Рояле), это была оппозиционная официальному Союзу организация, где выставлялись Михаил Черешня и Юрий Коваленко, Виктор Рисович и Игорь Божко. Сегодня, проходя мимо, отворачиваюсь от щитов с призывами — да нет там никакого искусства, просто базар, вытеснивший начинавших здесь когда-то молодых и подающих надежды художников.

И все же... Галерея «Либерти», которой живу столько лет, по-прежнему говорит: «Добро пожаловать!» Мы открыты, мы согласны помогать, раскручивать, пробивать, да, собственно, часто этим и занимаемся. Ведь сколько еще по-настоящему талантливых людей, нуждающихся в поддержке!

Приезжала недавно приятельница — одесситка, ставшая одной из крупнейших галеристок Москвы. Слушала ее молча — про разрастающуюся и, к сожалению рассказчицы, коммерциализирующуюся год от года выставку «Арт-Москва», про современный авангард и мировые процессы. Ответить было нечем, и я грустно подумала: интересно, а как живут современные барбизонцы?


1Частный центр современного искусства, существовавший в начале 90-х гг.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №72 > Добро пожаловать, или...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-23 03:08:44
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет