БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №72 > POSTфестивальное
В номере №72

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

POSTфестивальное
Инна НАЙДИС

И не надо говорить «Мы хотели сделать праздник». Реклама была? Была. Еще какая! Во всех самых выигрышных местах — на бигбордах семью цветами оповещалось о фестивале «Радуга еврейской диаспоры». Что уж говорить об афишных тумбах и некоторых общественных местах, где тоже рябило от «радуги». По радио назойливо агитировали тех, кто еще не записался...

Когда по многим городским телеканалам пошли репортажи с пресс-конференции, состоявшейся во Всемирном клубе одесситов, «подписка» на фестивальные хэппенинги была уже в самом разгаре. «А почему в еврейских газетах не было объявлений?» — спрашивали припоздавшие. «Этот вопрос не к нам».

Для тех, кто опоздал, пришлось заводить списки резерва и удваивать мероприятия. Конечно, гала-концерт и спектакли не удвоишь. А вот экскурсии — можно.

— Вам на Розенбойма или на Мисюк?

ИзменитьУбрать
В мастерской у М. Ревы
(0)

— А можно на обоих? Они ведь разные.

Экскурсий по «Еврейской Одессе» планировалось две: в одно воскресенье проводит А. Мисюк, в другое — А. Розенбойм. Пришлось сделать по две в каждое воскресенье — столько записалось желающих.

Удвоили и экскурсии в мастерскую Михаила Ревы — не каждый день вот так, запросто, войдешь в мастерскую скульптора, чьи работы стали знаковыми для города. Как одесситы называют Центр реабилитации детей инвалидов? Центр Литвака или Дом с Ангелом. Вот этот самый Ангел — его, Ревин. А «памятник двенадцатому стулу» на Дерибасовской рассматривали? Монетки на сиденье пальчиком трогали?

А еще планируется «Золотой рояль» возле Оперного. Ну, тут мнения посетителей мастерской разделились...

А «Звезды Шломо» вы видели? Да знаю, что не видели. На элитарное кино в «Дом Клоунов» пришло до обидного элитарное количество публики. То ли реклама подкачала, то ли снобизм подвел: фестиваль израильского кино — это «не фонтан»! Да, не фонтан, а тоненький ручеек: всего 15 фильмов в год производит израильская киноиндустрия — как сказал Ян Юсим, представляя всего лишь второй израильский показ. Первый был в прошлом году, благодаря Льву Корецу, второму консулу посольства государства Израиль в Украине. В 2001 г. тот же Юсим, ведущий любимого многими одесситами клуба элитарного кино, не мог ничего присоветовать для проводившегося ОФЕКа, и тогдашний консул никак не мог получить по дипканалам израильские фильмы. Так что не место красит человека, и не только по «ЕвроНьюс» познается страна.

«Звезды Шломо», на мой взгляд, — лучший из трех представленных на кинофестивале фильмов. Мягкий тонкий юмор с первых кадров привораживает к экрану. Хотя сюжет поначалу кажется тривиальным: подростковые проблемы вполне заурядного юноши. Неожиданный поворот сюжета (обнаруживается, что Шломо — человек-счетчик — мгновенно перемножает огромные числа и решает сложные задачи), казалось бы, объясняет название фильма — зажглась звезда Шломо. Но фильм вовсе не об этом. Мальчишка весь день снует: покормить и помыть дедушку, приготовить обед для мамы и изгнанного из дому отца, поговорить со сбежавшей от мужа сестрой и ее мужем тоже... Щуплый, незаметный, он все время подставляет руки... Вот они — звезды Шломо, мерцающие огни его души. И юмор — такой теплый, еврейский... Это не элитарное кино — это глоток свежего воздуха для каждого. Немногочисленная публика хлопала так, будто зал был полон.

Кинофестивалем и молодежным вечером «Увидеть Израиль и...» Израильский культурный центр вплел свой цвет в «Радугу еврейской диаспоры».

И сразу же хочется сказать еще об одном событии фестиваля, связанном с государством Израиль.
Французский культурный центр предоставил для показа и последующего обсуждения документальный фильм «Стена». В течение полутора часов зрители наблюдали, как строится в Израиле разделительная стена, слушали мнения людей (включая бесхитростные реплики детей) по обе ее стороны, официальное мнение израильских властей, наблюдали рутину перехода через пропускные пункты... А потом смотрели, как она, стена, «работает»: буднично и смиренно жители Иерусалима перелезали и протискивались через стену, передавая друг другу пожитки и даже грудного младенца. Но, конечно же, фильм не об этом, не о ненависти-любви двух народов, судьбы которых стянуты в крепкий узел. И не о том, как, по нехитрой режиссерской уловке, медленно выстраивающиеся на экране блоки застят мир. И не о том унижении, которое несет любой пропускной пункт, даже если это «вход» в Америку или во врата рая. Хотя — и о том, и об этом тоже.

Основная дискуссия возникла, конечно, вокруг необходимости стены. Надо сказать, Лев Корец достойно держал удар, поддерживая государственную точку зрения, и отвечал спокойно и аргументированно. Его слова о том, что на эту тему не было референдума, и он полагается на благоразумие своего правительства, которое вынуждено из двух зол выбирать меньшее, сразу сняли множество вопросов. Но поспорить евреи все равно любят...

Интересна история Закарпатского русского драматического театра, который привез на фестиваль спектакль «Дура, это любовь!». «Данный театр в свое время был первым Русским Бессарабским театром. В 1946 г. по постановлению Совета министров театр переехал в Закарпатье. Русский драматический театр в Мукачеве стал форпостом, пропагандистом русской культуры и искусства в самой молодой, западной части Украины, граничащей с Румынией, Венгрией, Польшей, Словакией». Примечательно, что по разным причинам, но и сегодня, как в 1946 г., этот театр является форпостом — не только русской культуры, но и театральной культуры как таковой.

Когда-то в Одесском русском драматическом театре блистала незабвенная Лия Бугова, под стать ей были Леонид Маренников, Борис Зайденберг... Да все были под стать — не все были равны, но не пом-ню, чтобы кто-нибудь — в диссонанс.
Есть такое слово «новодел». Как часто хочется применить его к фильмам и спектаклям, выпускаемым на постсоветском пространстве. Непрофессионализм выдается за поиски новой формы, отсутствие средств и фантазии порождает «изыски» сценографии. Рядом с профессиональным актером стало возможным выпустить на сцену дилетанта... Об амплуа и фактуре зачастую и вовсе никто не задумывается — по принципу «на безрыбье и рак рыба». Согласна, не лучшие времена сейчас для искусства. Меценатство в чистом виде, т.е. без своекорыстия, штука редкостная.

И, тем не менее, вот он, добротный «русский драматический» — с профессиональной постановкой, сценографией, а главное — с актерами-профессионалами, с теми, кто могли бы стать на сцене рядом с Буговой, Раневской, Пляттом. Кому-то, быть может, это покажется провинциализмом, а, как по мне, не всякое действие нуждается в поиске новых форм — ведь востребован же до сих пор классический русский балет, несмотря на все разнообразие новых течений. И мы получаем, быть может, ностальгическое, удовольствие от талантливой игры, от настоящих, а не символически-кубических декораций, от оригинальной и остроумной драматургии.

Совсем другой нотой зазвучал львовский молодежный театр «Дебют». Ребята привезли на фестиваль спектакль по роману Башевиса-Зингера «Шоша».

ИзменитьУбрать
Сцена из спектакля «Шоша»
(0)

Это тот самый случай, когда на сцене предельно скупыми средствами и всего лишь за сорок минут рождается чудо.
Весь многослойный, громоздкий образ Холокоста явлен болезненно накренившейся лагерной робой — бестелесной преувеличенной куклой. Кукол на сцене много. Это и голенькие тельца, сваленные в кучу вокруг светильника и превращающиеся в младенцев, убаюкиваемых матерями. И кукла — еврейский мальчик, живой прототип которого — тут же, на сцене, но диалог через времена, через помутненное сознание опосредуется этой куклой. А чего стоит шестиконечная звезда из ленточек, натянутых участниками спектакля: она — и качели для мальчика-куклы, и еврейский мир, сползающий в гетто.

ИзменитьУбрать
А. Сомиш в роли Шоши
(0)

Но самая главная удача спектакля — редчайшей чистоты талант исполнительницы главной роли Александры Сомиш. Казалось, таких уж нет. Эта девушка — подлинная еврейская актриса с изумительным голосом и душой. Вспоминаются Анна Гузик, Сиди Таль, но прежде всего, Эстер Каминская — такими, как о них писали, но мы уже не видели. Дай Б-г чистоте этого таланта сохраниться.

Ну, не довольно ли событий для одного фестиваля? И не утомился ли читатель?

ИзменитьУбрать
И. Подольский.
«Осень патриарха»
(0)

А ведь были еще выставки. Пять выставок одновременно открылись в Музее истории евреев Одессы. Совершенно разноплановые: выставка старинной еврейской открытки (из частных коллекций одесситов А. Дроздовского и М. Пойзнера), кукольная («Кукольная Одесса» М. Коломея и «Сценки еврейского быта» Е. Андреевой из Симферополя), миниатюрная резьба по дереву (симферопольского мастера Е. Мельниченко) и фотовыставка (по фотоработам мигдалевцев). Сотрудники музея объединили их условным названием «Все те же лица». Действительно, еврейская жизнь и творчество, явленные в разных воплощениях, символично, а порой и гротескно, сливались со «все теми же лицами» посетителей выставки.

ИзменитьУбрать
Презентация в Литературном музее.
Наши авторы (слева направо):
Л. Авербух, О. Губарь, А. Розенбойм
(0)

Художественная выставка в Доме с Ангелом порадовала разнообразием тематики, стилей и техник. И, надо сказать, что профессионализм и театральность работ Алекса Розена не затмили, а наоборот, подчеркнули уровень работ участников Школы еврейской живописи «Мигдаля», оттенив и трогательный наив, и явный профессионализм, и талант. Оказывается, это все, соединенное в одной выставке, рождает дополнительный эффект.

ИзменитьУбрать
Ярмарка еврейской кухни
(0)

И на этом фестивальные события не исчерпываются. Была еще выставка с интригующим названием «Тарас Шевченко и одесские евреи», встреча с бывшим одесским художником, а нынче нью-йоркцем, Леонидом Гервицем, мастер-классы (два дня подряд) идишистского танца, которые провел специально приехавший на фестиваль из Германии Андреас Шмитгес и танцоры «Мигдаль-ора» Юлия Творилова и Виктория Гельфанд, книжная выставка «Хроники еврейской диаспоры», одним из событий которой стала презентация только что вышедшей книги «История Холокоста в одесском регионе»...

Было еще «домашнее», неофициальное открытие фестиваля. 28 мая в мигдалевском дворике царило необычное оживление: «Действо это было устроено мигдалевцами для мигдалевцев и всех желающих. Здесь можно было попробовать за весьма символическую плату блюда разных стран еврейской диаспоры: кошерная мамалыга с кошерным вином, форшмак под водку, всевозможные салаты и закуски... И куда же ярмарке без конкурсов и веселой музыки! Участники наперебой расхваливают свои блюда.

А стараться было за что — деньги, собранные на ярмарке, пошли, по сложившейся традиции, на покупку новых книг для библиотеки» (см. сайт www.migdal.ru). Остается только добавить, что впервые в нашей традиционной «Ярмарке еврейской кухни» приняли участие не только мигдалевцы. Участвовать могли все желающие, главное условие — принести какое-то собственное кулинарное изделие.

А после ярмарки началась уже ставшая традиционной игра «Квест», в данном случае — «Экзотик-квест»: «В чем же заключалась экзотичность? Командам надо было найти места, связанные с разными странами диаспоры: Румынское консульство, ресторан “Китайская стена”, “Ирландский паб” — это ли вам не необычный подход?

Уже бессменные организаторы мигдалевского “Квеста” Дима Гельфанд и Миша Стасенко сделали все возможное, чтобы участникам пришлось и голову поломать, и удовольствие получить. За два часа игры команды успели покормить проходящих мимо людей кошерным печеньем, пробежаться по всему центру города, получить порцию адреналина, а пришедшие первыми получили еще и памятные подарки.

Кстати, команды в этот раз были обширны и разнообразны, к примеру: команда “Армянского радио”, команда сотрудников “Мазл Това”».

И, наконец, мы подобрались к двум, так сказать, «граничным» событиям фестиваля. Не будь наша жизнь разделена ритмом рабочей недели, эти два концерта должны были бы начинать и венчать фестиваль. Но, поскольку фестиваль длился 16 дней, то воскресные дни не совпали с его «краями».

ИзменитьУбрать
«Свадьба».
Невеста - В. Гельфанд
(0)

Итак, официальным открытием «Радуги еврейской диаспоры» стал гала-концерт на морвокзале. Одесский еврейский музыкальный театр «Мигдаль-ор» преподнес одесситам подарок: помедлил с празднованием своего 15-летия (1 апреля) и приурочил его к этому дню. Когда гостей гала-концерта спрашивали об их впечатлениях, они обязательно произносили слово «фейерверк». Да, как и положено в таких торжественных случаях, концерт начался фанфарами и закончился фейерверком. Но речь не о нем.
То, что Одесса многонациональный город, мы все затвердили с детства. Правда, в детстве нам не рассказывали печальные истории о том, как выселяли отсюда греков и немцев, как боролись с украинскими «националистами»... Сегодня в Одессе действительно возрождается многонациональная культура, и представлена она во всем многоцветье национальными обществами и творческими коллективами. Ну, а то, что евреи — «многонациональный» народ, так про то и «Радуга еврейской диаспоры».
Вот на гала-концерте все и встретились: и коллективы национальных обществ, и городские коллективы, у которых в репертуаре представлены еврейские номера, и «Мигдаль-ор». И, хотя выступление мигдалевских коллективов было припасено на другой концерт, но не могли же они не поздравить «Мигдаль-ор». Тем более, что и специальные номера были подготовлены, в которых участвовали представители почти всех возрастов. Да и то... ведь на сцене был «Вывод невесты», а под сценой — «Выход гостей».

Была когда-то у «Мигдаль-ора» программа «Свадьба». Женихом в этой, одной из первых, программ был Славик Свердлов, а невестой — сначала Наташа Мора, а потом — Юля Пурина. Сегодня они хореографы и сами ставят танцы, но в этот день исполнили тот — первый танец. Невест на сцене было три: Наташа, Юля, а третьей невестой стала Вика Гельфанд, она начинала танцевать в коллективе Наташи, а сегодня — приняла эстафету.

Описывать концерт — неблагодарное занятие. Скажу лишь, что, когда на сцене зажегся фейерверк, то никто не удивился (хотя зал и ахнул) — энергетика, идущая со сцены, встретилась с ответной волной из зала и рассыпалась фонтанами искр — только и всего...

Но недолго зрители пребывали в состоянии эйфории. Оказалось, что зал поделен на семь секторов цветными флажками, стоящими на каждом столе. И этими семью цветовыми волнами зрители начали подниматься по лестнице вслед за ведущими — на улицу, где еще до начала концерта играл стоящий на возвышении клезмерский оркестр.

Выходящие на улицу гости тут же становились участниками: танцевальные коллективы, хореографы, Андреас Шмитгес — все, взявшись за руки с прибывающими зрителями, образовали огромный танцевальный круг. Не устояли даже те, кто «веками» не танцевал. Старики и дети, молодежь, мамы и даже папы...

И тут пошел дождь. Нет, не из свинцовой тучи, нависшей над морем, а откуда-то снизу выстрелили в воздух снопы «серебряного дождя»: лепестки фольги взмывали в воздух, оседали и вновь взмывали под порывами ветра. И даже солнце выглянуло из-за туч, чтобы полюбоваться на ребятню, как воробьи купающуюся в этом дожде, сгребающую его в ладоши.
Что лучше, восклицательный знак или троеточие? Совсем другой, но не менее яркий получился «заключительный» концерт фестиваля. Мы боялись, что зритель «выдохся» — столько событий, не придут. Зал ТЮЗа был переполнен. Младшие исполнители и их родители запросто уселись на полу в проходах — так проще бежать на свой номер. А самые младшие после представления «коронки» «Мазл Това» — «танца грудничков» — кто мирно посапывал у мамы на руках, а кто, едва родители зазевались, глядя на сцену, несся по проходу в произвольном направлении. Так что действо происходило и в зале, и на сцене.

В «Мигдале» столько коллективов, что легко, представленные одним-двумя номерами, тянут на полновесный концерт. А ведь были еще и городские хореографические коллективы и коллективы национальных культурных центров.

В финале концерта после исполнения ансамблем «Фаер» танца «Лэхаим» рядом с его исполнителями — бабушками и дедушками, на сцене собрались все участники — от мала до велика. Вот здесь, пожалуй, и поставим троеточие...

Да, а почему «коммерческое мероприятие»? Потому, что грант, полученный «Мигдалем» на проведение фестиваля от благотворительного фонда «Ханадив» (Англия), составил немногим больше 9 тысяч долларов. Такая уж манера у благотворительных фондов — давать половину запрашиваемой на проект суммы, остальное — ищите сами. Фонду — спасибо, не будь гранта, не пустились бы мы в эту «авантюру». Но кто хоть приблизительно представляет, сколько стоят аренда и оформление залов, реклама, проезд и проживание участников, аренда автобусов и прочая, прочая... те поймут, что это смешные деньги для такого размаха. Но мы нашли их! Не деньги, а друзей! Тех, кто сделал скидку или предоставил бесплатно залы, дал бесплатную рекламу, сам заплатил за проезд, или, как Центр еврейского образования в Украине (г. Киев), «привез» на свои деньги А. Шмитгеса... тех, кто помог, поддержал, принял участие.

«Народы, распри позабыв» — и греки, и немцы, и поляки, и французы, израильтяне и украинцы... Одесса — многонациональный город, и нам, тем, кто творит и ценит культуру, нечего делить — мы только умножаем. Вот такая коммерция.
Надо сказать, что и городские власти не остались в стороне, впервые мы получили отклик и помощь Управления по вопросам культуры и искусств.

Фестиваль «Радуга еврейской диаспоры» вышел за рамки одной отдельно взятой общины, он стал праздником для всего города.
Увы, невозможно перечесть всех, кто помогал и участвовал в этом празднике. Здесь невозможно. Но мы это сделали в газете «Мигдаль-News», первый номер которой вышел 3-тысячным тиражом к фестивалю и стал уже раритетом в нашей библиотеке. Поспрашивайте у знакомых...

————————--

Роман Гофман (Москва):
Давно не был в Одессе. Хотя здесь родственники еще остались. И вот сюрприз: приехал и как раз попал на разные интересные мероприятия. Повезли меня по еврейской Одессе, книги, фотографии и открытки показали... Давно хотел посмотреть документальный фильм «Стена», читал о его премьере на Международном кинофестивале в Мельбурне. Арабы и евреи исторически разделены стеной ненависти. При этом и те, и другие растят детей, поют песни, просто живут... Во многом не могу согласиться с режиссером, но поддаваться ненависти действительно не стоит. Вы спрашиваете, какое главное впечатление от «Радуги»? Отвечу: «Хорошо, но мало!» Хочется больше «еврейских событий» в самом еврейском городе мира. И не только во время фестиваля. Больше и чаще!

Лилия Коломиец (Одесса):
Я десять лет прожила в Израиле. Приехала совсем девчонкой, служила там в армии, там родилась моя дочка. Честно говоря, возвращаясь домой, в Одессу, я даже не подозревала, что так буду скучать по Израилю. Он стал мне родным — история, культура, традиции... И вот новая встреча с еврейской культурой — благодаря фестивалю «Радуга еврейской диаспоры». Сказать, что понравилось, — это просто ничего не сказать. Это настолько все для меня близкое... И как мне всего этого не хватает... Была на фильме «Стена», на спектакле Мукачевского театра, на концерте в ТЮЗе. Выставки были очень интересные. Хочется, чтобы одесситы побольше узнали об Израиле и вообще о евреях — через песни, танцы, книги, спектакли. Спасибо организаторам!

Юлия Санина (Одесса):
Я больше всего ожидала от спектакля Закарпатского театра «Дура, это любовь!». И не разочаровалась, хотя и было некое предубеждение против «местечковых» театров. Написал эту «дурацкую» пьесу московский драматург Исаак Фридберг, начинавший в свое время в качестве актера в Народном еврейском театре Вильнюса. А поставил пьесу Александр Король. Для тех, кто на спектакль не попал, два слова о его содержании: две старые дамы были влюблены в одного человека, умершего девять лет назад. Одна была его женой, другая, ее подруга, — любовницей. Последнее выясняется прямо на глазах у зрителя. Смех сквозь слезы — по-еврейски.

Владимир Зогут (Гамбург):
Правду говорят: с возрастом человек все больше тянется к своим корням, даже если очень мало знал об этом раньше. Когда я тринадцать лет назад уезжал в Германию, такой насыщенной еврейской жизни в Одессе не было. А теперь активно работают обе общины, «Мигдаль», библиотеки... Вот и на нынешний фестиваль попал. Пожалуй, самые сильные впечатления — от выставок в Музее евреев Одессы. «Кукольный мир» — совершенно неповторимый! И в Литмузее был на книжной выставке. Увезу с собой несколько изданий из «Библиотечки “Мигдаля”»... Вообще Одесса очень изменилась за последние годы: кто-то говорит, мол, настоящая Европа, а мне кажется, что город стал больше похожим на себя, ушла недавняя безликость, исчезла некая растерянность. Одесса — всегда Одесса, этим все сказано.

Виктор Сапритский (Москва):
Фестиваль поразил меня буйством эмоций, радостью танцев, единением столь разных людей, вдруг возникшим из легкого одесского воздуха упоением свободой, еврейским весельем и грустью одновременно. Словно вдруг вернулась из забытья та самая легендарная еврейская Одесса, которая все чаще проглядывает сквозь старинные дома, безумно красивые в своей несоизмеримости с суетливой современной жизнью. Достаточно только не спеша ходить по одесским улочкам, дышать этим легким, прозрачным воздухом, забыв, кто ты и откуда. Я давно не испытывал этих чувств, и я никогда не танцевал с моей дочерью до изнеможения еврейские танцы на площади в Одессе.
Только, чтобы все это не ушло, как это не раз бывало с евреями, чтобы эти фестивали были всегда и чтобы Одесса была их домом.

Марина Сапритская (Лондон):
Этот фестиваль меня и моих друзей просто поразил. Абсолютно все — от экскурсий и ярмарок до выставок и концертов — было сделано с волшебной энергией. Мне очень понравился фильм «Звезды Шломо». Как и уникальный мир Михаила Ревы. Но, конечно, открытие фестиваля на морвокзале просто незабываемо, как и мой папа в танце... Еврейская музыка, Одесса и улыбки, улыбки, улыбки...

Наталья Ващенко (Одесса):
На концерт центра «Мигдаль» меня пригласили сотрудники, и я очень им благодарна: для меня и моих детей — не евреев — это, наверное, первая серьезная встреча с вашей культурой. И знакомство оказалось приятным! Очень сильные коллективы. Даже не разберешь, где профессиональные артисты, где — самодеятельность. Детям немедленно захотелось танцевать и петь, а мне — побывать на еврейской свадьбе...

Алена Галай (Одесса):
К сожалению, я поздно узнала о фестивале. Поэтому и успела только на заключительный концерт в Театре юного зрителя. Но впечатлений — море! И не только у меня, но и у моего четырехлетнего сына. Я весь концерт делала ему замечания: «Тише! Сиди спокойно, ты мешаешь», — а сама чувствую: ноги вот-вот пустятся в пляс... Да, на месте усидеть было нелегко. Особенно, когда на сцене — совсем юные артисты. Как таких маленьких можно научить?! Да и старики не отставали. Жаль, что маму не удалось вытащить на концерт... Единственное, что немножко огорчило: думала, что все это продлится дольше. И песен как-то маловато было, в основном, танцевальные номера.

Андреас Шмитгес (Германия):
Я потрясен концертом! Чему я могу их учить?

Леонид Дусман (Одесса):
Концерт был великолепный... Но когда мы подошли к площади и услышали стоящий на возвышении еврейский оркестр... Это поразило больше всего!

Елена Каракина (Одесса):
Фестиваль «Радуга еврейской диаспоры» обещал множество событий, в самых разных сферах жизни — музыкальной, книжной, живописной, исторической, даже скульптурной и гастрономической. Замахнулись организаторы фестиваля — о-го-го! И пусть очень часто приходится сталкиваться с тем, что «мягко стелят — жестко спать», в данном случае, все получилось по цитате персонажа «Золотого теленка»: как «пожелаем, так и сделаем». Окончание мая и половина июня 2006-го
в Одессе прошли под «Радугой еврейской диаспоры». Самые престижные площадки Одессы — театральные, музейные, выставочные, эстрадные кипели радостью, мудростью, полнотой жизни. Казалось, они говорили: мы знаем, мы умеем, мы делаем.
И еще — мы рады всех вас видеть.
Есть примета, — кто пройдет под радугой, тот будет счастлив всю жизнь. Если примета оправдается, весь город будет наполнен только счастливыми людьми. «Радуга еврейской диаспоры» распростерлась на все одесское небо.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №72 > POSTфестивальное
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-19 02:46:02
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет