БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №72 > Приобщиться к прекрасному
В номере №72

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+9
Интересно, хорошо написано

Приобщиться к прекрасному
Елена КАРАКИНА

Попробуйте вывезти за пределы Украины картину, неважно, маслом или акварелью. Если вы простой гражданин, наивно сунувший в багаж холст, картон или даже резьбу по дереву, вас непременно остановят на таможне и объяснят, что на вывоз предметов искусства требуется специальное разрешение. Вы обязаны сделать фотографию предмета в двух экземплярах, пройти комиссию, где предмет искусства оценят, измерят, поставят печать и внесут в документ ваши паспортные данные. Естественно, за это придется заплатить. Так что цена вполне кустарной картинки может вырасти до стоимости небольшого шедевра, не считая той головной боли, которую вы приобретете, бегая к фотографу, в комиссию и в банк.

Нетрудно понять, к чему все эти сложные процедуры, которых не существует в прочих странах, во всяком случае, европейских. Наше государство с повышенным трепетом относится к тем сокровищам, которые принадлежат народу. Даже если вы сами — часть этого народа, нельзя позволить народному, то есть вашему достоянию раствориться в тумане какого-то там зарубежья. Сокровища искусства должны храниться в специально предназначенных для этого местах, то есть — в музеях. Именно там, холимые и лелеемые специально обученными людьми, то есть — музейными сотрудниками, они станут радовать глаз простых тружеников, ученых, инженеров, космонавтов. А дети, из поколения в поколение, станут рассматривать шедевры и раритеты, тем самым приобщаясь к истории, к уникальным свидетельствам древности, в общем — к прекрасному.

Насколько заботливо относится государство к рассадникам прекрасного, то есть музеям, легко заметить на примере Одессы. Не будем возвращаться к заплесневелым сожалениям о том, что происходило с музеями города в прежнем государстве. Не станем вспоминать, как расформировывались одни и уничтожались другие. Как, в буквальном смысле слова на помойку выбрасывались уникальнейшие документы, редчайшие книги, скульптуры, живопись, графика. Как погибли уже советские музеи — «Степовой Украины» и Еврейский, как перетасовывались коллекции во время войны и после. Как незаметно, оплаканный немногими, исчез крохотный, но чудный музей «Старой Одессы» в башенке крепости в парке им. Шевченко.

Кинем вчерашнюю грусть и устремим светлый взор в счастливое сегодня. Количество музеев Одессы, распахивающих свои двери для любознательных граждан и гостей города, оптимистично растет.

ИзменитьУбрать
Художественный музей
(0)

Каких-нибудь четверть века назад Одесса насчитывала всего пять музеев: Художественный, Западного и восточного искусства, Историко-краеведческий с филиалами, Морского флота, Археологический и Литературный и еще музей фарфора в Ильичевске. (Это не считая музеев «при» — Одесском некогда Государственном, а ныне национальном университете им. Мечникова, библиотеке им. Горького, музея МВД и т.д.) Сегодня к ним прибавились музей частных коллекций им. Блещунова, музей порта, музей нумизматики, филиал Литературного — мемориальный музей К.Г. Паустовского, музей истории евреев Одессы «Мигдаль Шорашим».

Статистика, свидетельствующая о прогрессе музейного движения, казалось бы, налицо. Динамика приобщения к прекрасному положительная, как сказали бы медики. Отчего же, бродя по одесским улицам и глядя на музейные здания, задаешься вопросом: жив или мертв пациент?

Неужто случилось страшное, и Киев, как планировал, отобрал часть сокровищ одесских музеев для нового тамошнего Эрмитажа? Нет, ничего такого не случилось. Вроде все прекрасное на месте: Хальс, Фальконе, Каналетто, Гастон ля Туш иже с ними в «западном и восточном». Богатейшая экспозиция античности Северного Причерноморья, египетские древности, даже золотые монеты — в Археологическом. Уникальный дизайн экспозиции и книжные раритеты и рукописи Литературного. Цвет Товарищества Южно-русских художников, Врубель и Кандинский — в Художественном. Даже украденного Айвазовского удалось разыскать и вернуть. Также поражает изобилием и насыщенностью экспозиции Краеведческий. Но вот музей Морского флота, единственный на территории СССР и, соответственно, на территории современной Украины, экспозиция которого рассказывала не о военном, но о торговом флоте, уже никого не поразит. Нет больше такого музея: сгорел.

ИзменитьУбрать
Музей морского флота
(0)

Нет, нет, не пугайтесь, не дотла. Между часом и двумя ночи загорелось что-то в чердачном помещении, где-то в районе крыши. Вызванные охранником пожарные успешно побороли огонь. Насколько успешно? А как в известной детской сказке «Кошкин дом»: «Дом, как видите, сгорел, но зато весь город цел». Но дом, стоит обрадоваться, сгорел не дотла. Сгорели те самые чердачные помещения, провалилась крыша, уничтожена огнем ли, пеной ли, часть уникальных и дорогостоящих моделей судов и прочих экспонатов, залиты водой бесценные документы в фондах музея. Их можно, конечно, просушить. И для их сохранности нашли помещение: все-таки музей принадлежал солидной организации — Министерству путей сообщения.

Но только восстанавливать это учреждение истории и культуры никто не собирается: местечко уж больно хорошее. Там впору быть не вялым парусам, а бизнес-центру для чистой публики. А как же детишки, для которых будет закрыта интереснейшая страница истории Одессы? Граждане и гости города, которые не сумеют приобщиться к прекрасному? Как же народное достояние? А никак! Обойдутся. Пешком постоят. Бизнес-центр важнее.

Чтобы убедиться в этом, довольно взглянуть на обшарпанные стены дворца Абазы, в котором размещен Музей западного и восточного искусства. Он построен в середине ХIХ века, и создается впечатление, что с тех пор его ни разу не ремонтировали. Особенно дивно смотрится он сегодня по контрасту с соседним, не менее прекрасным, но все же просто жилым домом, которому посчастливилось больше, чем музейному зданию: там поселился кто-то из богатеньких и влиятельных буратин. Вот здание и привели в порядок, и оно засверкало всеми своими гранями, что, конечно, и прекрасно, и похвально.
Но как же приобщиться к прекрасному? Ведь если скажешь туристам: перед вами дворец, в котором представлена одна из лучших коллекций европейской и восточной живописи в государстве, они могут и не поверить. Разве дом, куда приглашают гостей, куда водят детей, дом, где выставлены полотна и скульптуры, стоящие десятки тысяч зеленых единиц, бывает похож на рубище нищего?

Оказывается, бывает. Немногим лучше обстоят дела и в Литературном музее: в его анфиладе, выцелованной двадцать с лишним лет назад лучшим музейным дизайнером Украины Анатолием Гайдамакой, зияют провалами потолки, вытерт паркет, на стенах процветает грибок.

Археологический музей отремонтировали... греки. А вовсе не Академия Наук Украины, в подчинении которой находятся археологи. Художественный подкрасили, не докрасив до конца. Краеведческий, к счастью, успели отремонтировать до эпохи полного небрежения музеями.

И все равно, происходящее в великолепных одесских музеях — кисло-сладко. Скорее кисло, чем сладко. Находящимся в областном подчинении музеям выделяют деньги из бюджета лишь на зарплату и оплату коммунальных услуг. Электричество — частично, телефоны, канцтовары, оргтехнику — это музеи уже достают, где могут. Раньше еженедельно заседали фондово-закупочные комиссии, принимающие новые поступления. Теперь комиссии исключительно фондовые — о закупках, помимо сделанных на деньги меценатов, уже успели забыть. Пополнения коллекций — исключительно за счет даров.
Но ведь музеи-то принадлежат области! Создавались они при Советском Союзе, за ними, худо-бедно, стояла мощь если не всего государства, то республики, и они по-прежнему нуждаются в солидной подпитке. О, наверное, менее солидной, чем частная крейсерская яхта, но все же!..

Кто станет оспаривать слова Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно? Можно лишь добавить — в музее тоже. Все — ступени крыльца, фасад, вестибюль, паркет, залы, экспозиция, фондовые помещения и, пардон, туалеты. Чтобы входящий, кем бы он ни был — космонавтом или простым тружеником, бизнесменом или официанткой, стариком или ребенком, — чувствовал себя в иной атмосфере, ином пространстве. Пространстве неожиданного, удивительного и, конечно, прекрасного.
Экспозиции одесских музеев разнообразны и великолепны. Большинство из них размещены во дворцах, могущих украсить лучшие столицы мира. Впрочем, разве Одесса — не лучшая из столиц?

Так почему система, не стесняющаяся обирать граждан, вывозящих сувенирную живопись за границу, так равнодушна к бесценному народному достоянию, с трудом выживающему в блистательных одесских дворцах? Зачем равнодушна тому, чтобы люди могли на самом деле приобщиться к прекрасному?


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №72 > Приобщиться к прекрасному
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-07-24 07:02:49
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia