БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №72 > Кашрут для чайников
В номере №72

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Кашрут для чайников
Болеслав КАПУЛКИН

...и не только. Кашрут бывает для ножей, вилок, тарелок, мяса, молока, хлеба, вина, и водки, одежды, книг, Интернета. Даже секс бывает кошерный и ... ну, это несколько выходит за рамки статьи. И хотя широкие читательские массы из всего разнообразия кошерных тем, несомненно, предпочли бы последнюю, мы все-таки поговорим о чайниках.

МЯСО В ШУБЕ

Мало выбрать кошерные составляющие для пищи, ее еще нужно приготовить так, чтобы она осталась кошерной. И вот для этого евреи содержат специальных, хорошо обученных и хорошо оплачиваемых (но это не всегда) специалистов, которые называются шубами, менакерами и машгиахами. Для чего?

Дело в том, что для неевреев существует одно-единственное ограничение — запрещено есть мясо, отрезанное от живого животного. Евреям же, в дополнение к этому, даны ограничения в виде запрета есть мясо нечистых животных, запрета есть мясо животных, умерших естественной смертью (падаль) или зарезанных неправильно (оно также считается падалью), и запрета есть мясо животных, зарезанных правильно, если их здоровье непоправимо повреждено (кстати, именно такое мясо, изначально годное в пищу, но не выдержавшее проверки, и называется «треф», поэтому выражение «трефная свинья» неверно).

Кошерный убой скота (на иврите «шхита») обеспечивает специалист, которого называют «шойхет» («резник») или «шуб» (аббревиатура слов «шойхет у-водек» — резник, проверяющий тушу).

ИзменитьУбрать
(0)

Шхита — наиболее гуманный метод умерщвления животного: эксперименты ученых подтвердили, что животное теряет сознание в доли секунды, не испытывая никаких мучений. Тем не менее, в некоторых странах (особенно этим отличается нейтральная Швейцария) по-прежнему продолжаются попытки запретить продажу кошерного мяса как продукта, не соответствующего высоким принципам морали и гуманизма. При этом защитников прав животных совершенно не смущает «мраморное» мясо (подвешивают живое животное и долго лупят его палками до смерти — гурманы говорят, что мясо после этого приобретает «спесфисский» вкус). Не смущает их и убийство коров при помощи электричества, когда животные вопреки теории (теоретически корову убивает даже 12-вольтовый разряд) мучаются и долго агонизируют. Главное для них — не льется кровь...

А вот при шхите кровь льется ручьями, потому что Тора запрещает употреблять в пищу кровь (кровь — источник жизни, и пища с кровью — все равно, что поедание отрезанного от живого; кроме того, говорят еврейские мудрецы, употребление крови развивает в человеке жестокость). Шойхет должен выпустить всю кровь животного, а затем вымочить и высолить мясо до полного его обескровливания. В старые добрые времена местечковым хозяйкам приходилось самим проделывать все операции по удалению из мяса крови, но в наше время обычно продают мясо, уже прошедшее все стадии кошерования.

Впрочем, удалением крови дело не ограничивается. Из туши животного следует удалить запрещенный к употреблению жир и седалищный нерв, который называется гид hа-наше (запрет на его употребление остался у нас как память о сражении нашего праотца Яакова с ангелом). Удаление седалищного нерва — особо сложная операция. Не бином Ньютона, конечно, и не трепанация черепа, но все-таки для этого требуется овладеть отдельной специальностью. Обычно эти две операции проводит человек по профессии (а иногда и по фамилии) менакер. Кстати, в связи с трудностью удаления гид hа-наше в наше время поступают кардинальнее и используют только передние части животных, продавая мясникам-неевреям задние части.

А машгиах... а что машгиах? Машгиах, как явствует из его имени1, наблюдает за процессом. Он следит за использованием передней части животных, за удалением запрещенного жира и за удалением крови. Кроме того, машгиах проверяет крупы, овощи, фрукты и другие продукты на наличие насекомых и червей. В домашних условиях это выполняет хозяйка, но на фабриках этим также занимаются машгиахи (или наблюдают, как этим занимаются другие).

Где же можно получить эти увлекательные профессии? На шойхета, менакера и машгиаха учат в йешиве. Сначала студенты-талмидим проходят общую подготовку по еврейскому законодательству, а затем учат специальные предметы:

* законы о различных видах ножей, употребляемых для резки различных животных;

* законы подготовки этих ножей — как нож затачивать, проверять, чтобы на нем не было ни малейшей щербинки и т.п. (только на постановку руки при заточке ножа отводится 80-100 часов);

* законы о том, где и как резать;

ИзменитьУбрать
(0)

* законы проверки животного после забоя (во внутренних органах животного не должно быть признаков смертельного ранения или болезни).

Обычно на освоение этих премудростей уходит около года, и после экзамена претендент получает право делать шхиту крупного рогатого скота или птицы, в зависимости от специализации. Однако просто суммы навыков и знаний для занятия шхитой недостаточно. Шойхет должен быть ирей hа-шомаим (Б-гобоязненным человеком) и строго соблюдать все заповеди. Евреи, которые едят мясо, вынуждены полностью полагаться на честность резника: если он ошибся, никто, кроме него и Всевышнего, не будет знать об этом, поэтому, если на шойхета пала хоть тень подозрения, то на его шхиту уже нельзя полагаться.

ЗАЧОТ!2

Итак, вы хотите купить кошерный продукт.

Во-первых, следует знать, что есть несколько степеней кошерности, в зависимости от того, насколько лютует машгиах.
То есть кашрут бывает строгим и очень строгим. Нестрогий кашрут — это и не кашрут вовсе... Строгий же кашрут подразделяется на кашрут, глат кошер и кошер лемеhадрин. Глат кошер (глат в переводе с идиш «гладкий») первоначально относился только к мясным продуктам и означал, что на легких зарезанного животного нет абсолютно никаких повреждений, и они гладкие и ровные (есть некоторые виды повреждений, которые считаются допустимыми). Естественно, абсолютно здоровые животные встречаются реже просто здоровых, поэтому мясо глат кошер получается далеко не из каждого экземпляра КРС, что повышает его себестоимость. Ну, а со временем термин «глат кошер» стал заменой понятия «строгий кашрут». Того самого, что обозначается ивритским словом «меhадрин». На продуктах, прошедших такую проверку, так и пишут — кошер лемеhадрин. Существуют шхита меhадрин, халав (молочные продукты) меhадрин и т.д.

Многие виды кошерных продуктов, приготовленных неевреями, считаются некошерными. Называется эта пища «бишуль акум», и она некошерна, даже если кошерны все ингредиенты. Однако если еврей принимает участие в процессе готовки, блюдо кошерно. То есть, если нееврей проделал все три стадии процесса приготовления пищи: зажег огонь, поместил пищу на огонь и довел пищу до готовности — то такая пища становится некошерной, и посуда, в которой она готовилась, также становится непригодной и требует кошерования. Однако, если еврей включает огонь или ставит пищу на огонь, то все в порядке.
Проблема с «бишуль акум» возникает лишь тогда, когда речь идет о пище, которую не едят сырой, например, мясо или рыба. Кстати, этот запрет также не распространяется на «неважную» еду, то есть такую, которую обычно не подают на свадьбах или банкетах.

А вот три хлебных термина: пат исроэль, пат акум и пат палтер. Пат исроэль — хлеб, испеченный евреем (когда еврей принимает участие в процессе). Пат исроэль, конечно же, кошерен. Пат акум — это хлеб, испеченный неевреями частным образом, дома, и он является некошерным. Ну, и посредине находится пат палтер — хлеб и выпечка из нееврейской пекарни, которые можно есть, если все ингредиенты кошерны.

ИзменитьУбрать
(0)

Стам эйнам — это виноградное вино, приготовленное неевреями. Оно некошерно, и его также называют «яин несех» («вино для совершения возлияния»), потому что в старые времена именно вино использовалось для совершения возлияний идолам на посвященных им жертвенниках. Естественно, что мудрецами был введен запрет на употребление такого вина, а поскольку в большинстве ненаших религиозных обрядов до сих пор так или иначе участвует вино, запрет этот не отменен и по сей день. А настоящее кошерное вино должны готовить евреи, причем обязательно соблюдающие субботу. И ведь готовят: производство кошерных вин налажено в Грузии и Украине.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Некошерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека.
Мудрецы объясняют, что духовная чувствительность человека, употребляющего некошерные продукты, снижается, и его сердце «закрывается» для восприятия духовных идей.

КОШЕР, КУКУ!

Если вы захотите устроить кошер у себя дома, то вам не обойтись без консультаций с очень знающими людьми (например, с вашим раввином). Но для начала можете прикинуть, насколько ваши возможности соответствуют требованиям идеальной кухни.
Во-первых, не верьте замечательному поэту Игорю Губерману, который написал, что «Еврею нужна не простая квартира, / Еврею нужна для житья непорочного/ квартира, в которой два разных сортира: / Один для мясного. Другой для молочного».
Еще раз повторимся — не верьте. Два сортира — штука хорошая, но вовсе не для этих целей. А вот иметь отдельную мясную и отдельную молочную кухню с небольшим паревным (не мясным и не молочным) отделением — это очень здорово. А еще неплохо бы отдельную пасхальную кухню... Впрочем, поскольку советская власть считала, что ее гражданам достаточно кухни площадью 6 квадратных метров, вам такая роскошь, скорее всего, не грозит. Но в любом случае Тора запрещает варить вместе молоко и мясо, есть такую смесь и даже использовать ее (для кормления, например, собаки), поэтому вам придется обзавестись отдельной посудой для мясной и для молочной пищи. Кстати, после мясной пищи молочную нельзя есть в течение 6 часов (это замаскированный призыв к покупке часов). Мясную пищу после молочной есть можно — не ранее, чем через 1 час.

Сказки о двух холодильниках тоже гневно отметаем, как не соответствующие нашим возможностям, хотя это было бы неплохо. Но достаточно позаботиться о том, чтобы молочные и мясные продукты не соприкасались в холодильнике и не капали друг на друга.

Посудомоечную машину нельзя использовать и для мясной, и для молочной посуды, так что придется взять две. Или мыть посуду руками. Двумя.

Если ваше кухонное пространство не соответствует этим сияющим идеалам — не переживайте. Люди умудряются соблюдать кашрут в гораздо более стесненных условиях. Главное — хотеть.

АФФТАР, ВЫПЕЙ ЙАДУ

И вот здесь автор вынужден извиниться и прерваться. Журнал, сами понимаете, не резиновый, а вполне бумажный, так что, как писали на дверях советских гостиниц: «Мест нет». А ведь мы не поговорили о стольких важных вещах — о кошерности на Песах, о том, как проверять яйца, о том, что из горячительных напитков можно пить и, главное, когда. Вообще, многие аспекты кошерного жития-бытия остались неосвещенными, а ведь речь (текст) шла (шел) только о еде. И за бортом нашего внимания остались кошерный интернет, книги, одежда, разговоры, поведение... И, главное, секс. Но об этом — в другой раз...

Источник: Рис. А. КОЦИЕВСКОГО


1Ашгаха (ивр.) - надзор, наблюдение
2В заголовках мспользованы слова из молодежного интернет-сленга, т.н. «язык падонкафф»

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №72 > Кашрут для чайников
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-19 11:17:13
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia