БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Евреи — символ веры или чудовищного скепсиса?
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+9
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Евреи — символ веры или чудовищного скепсиса?

Люди и в XX, и в XXI веке — все те же люди, что жили в средние века и в глубокой древности. Да, они ездят на «самоходных повозках» и проводят часы, глядя в «ящик с картинками». Но, как и его древний предок, наш современник ищет любви, понимания и признания, пытается понять (как правило, без большого успеха) окружающий его мир, поделиться знаниями с окружающими. И еще, сколько бы он ни знал, он нуждается в «вере». За доказательствами объективной потребности в вере не придется идти далеко: «освободившиеся от религии» всматриваются в небо: кто, истово веруя в астрологию, кто, ожидая увидеть там «тарелку» инопланетян. Отпетые рационалисты стоят в очереди к гадалкам на кофейной гуще, толкуют о магии египтян, психоанализе, йоге и едут в Индию за озарением. Как травка сквозь асфальт пробивается сквозь рационализм вера. Растет кривая, искалеченная, но растет.

И тогда, уже пробив асфальт, она встречает последний аргумент: «Вера — удел слабых... Верят лишь в то, что нельзя доказать». Так сказано в библии атеистов. Кто посмеет спорить?!

Но если мы обратимся к истории человечества в поисках события, открывшего миру Единого Творца, станет ясно, что вера в Него просто не может быть задушена. Можно исказить и переписать заново биографию отдельного человека, но невозможно опровергнуть свидетельство миллионов людей, утверждавших синхронно и тождественно до малейших подробностей, что они видели и слышали у горы Синай откровение, то есть раскрытие Всевышнего. 600.000 взрослых мужчин, миллионы людей разного возраста стояли у горы и «видели голоса».

Евреи не только подарили миру веру в Единого Б-га, но и скепсису кого хочешь могут поучить. Рамбам пишет прямо: «Не верили сыны Израиля словам Моше и даже чудесам, которые были сотворены его руками. Когда же поверили?! Когда своими ушами слышали и своими глазами видели, у горы Синай». Впрочем, не будем торопиться обвинять наших предков в скептицизме: так и должно быть. Слова пророка могут оказаться демагогией самозванца. Чудеса — фокусами и ловкостью рук. Не будем легковерны. Но когда раскрываются небеса, когда (до эпохи аудиовизуальных представлений) небеса пылают, гремят и говорят с миллионами людей, когда огненный перст высекает из каменной глыбы буквы, повисающие в воздухе, когда звучит в едином речении «шамор» и «захор» — весь народ, миллионы, становятся свидетелями и носителями откровения. Всевышний, которого называют «Б-г сокрытый» избрал обратиться к своему народу не через пророка, не через старейшин и мудрецов, а говорить с каждым. Более того, слова Его были обращены к каждому (в единственном числе): «Я Всевышний твой».

Но есть и еще один уникальный момент в еврейском взгляде на мир: иудаизм не есть только вера. Иудаизм, в первую очередь образ жизни, деятельное воплощение веры. Что ответили наши предки, когда Всевышний предложил им (среди многих других народов)? От мудрого, а порой и мудрствующего народа можно было бы ожидать ответа вроде: «Вышлите текст, мы его обсудим». К счастью, народ Израиля ответил иначе: «Исполним, а затем услышим (поймем)». За это и назвали нас «ама пазиза» — народ поспешный, предваривший исполнение пониманию. Рамки образа жизни, галахи, обычая, деятельное исполнение Торы сохранили ее от забвения и искажения, а народ Всевышнего — от безверия.

Вот отрывок из частного письма Любавичского Ребе Рабби Менахем М. Шнеерсона на данную тему:

«Мне иногда задают вопрос: существуют ли веские доказательства, способные убедить скептиков в истинности существования Б-га, доказательства, которые не оставят даже и возможности сомнений. для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо уяснить его суть и дать точное определение терминам, которыми мы воспользуемся.

Доказательства существования чего-либо, как и само слово «существование», — понятия довольно расплывчатые; очевидно, что ребенок и ученый вкладывают в них различный смысл. В самом общем виде можно сказать: признается абсолютным и бесспорным, что любое действие предполагает и доказывает существование причин и источников этого действия. Обычно считают, что всякое явление само по себе указывает на факт существования некой действующей «силы», даже если этому нет прямых доказательств.

Примером может служить электрический ток. Человек обладает органами чувств: его зрение подтверждает существование света, слух — существование звука и т.п. Однако нет у человека органа, позволяющего увидеть силу электрического тока. Только наблюдая действие тока, например, свечение волоска спирали или движение стрелки электроприбора, мы приходим к выводу о существовании силы, называемой электричеством, увидеть которую — невозможно, но которая служит причиной наблюдаемого явления.

Я использовал этот пример потому что, факт существования электричества общепризнан и не вызывает сомнения. Можно привести и другие, еще более убедительные для скептиков примеры, поскольку они принимают за абсолютную истину предположение, что всякое действие вызвано реальной причиной, даже если это противоречит здравому смыслу.

Всеми, например, признается сила тяготения, чье происхождение никто не в состоянии объяснить. Ее подтверждает движение тел в пространстве, вызванное и упорядоченное необъяснимыми причинами; поэтому сила всемирного притяжения считается общепризнанной, хотя факт существования силы, непосредственно воздействующей на огромных расстояниях, не отвечает здравому смыслу. Попытка объяснить силу тяготения посредством тончайшего вещества — эфира — явно несостоятельна, ибо подобное вещество должно обладать столькими противоречивыми свойствами, что больший абсурд трудно себе представить.

Можно назвать еще одну гипотезу в области точных наук, также противоречащую здравому смыслу. Тем не менее все ученые принимают ее как нечто реальное, и, оставаясь не совсем понятной, она практически стала непреложной истиной для широких масс. Согласно этой гипотезе, материя есть не что иное как особая форма энергии. Таким образом открывается возможность превращения материи в энергию и наоборот, что опять же плохо постигается разумом.

Нельзя, однако, забывать, что неоднократно наблюдавшиеся совершенно необъяснимые явления оказываются весьма объяснимыми посредством подобной гипотезы, которая в итоге стала несомненным научным доказательством и была принята всеми в качестве аксиомы. Между тем, при «логическом» мышлении это кажется абсурдным.

Мне представляется очевидным, что доказательства истинности существования Б-га должны лежать в сфере понятий спрашивающего. Исходя из этого, можно привести не одно, а множество доказательств; и трудность отнюдь не в том, постигается ли существование Б-га разумом или противоречит ему.

Для человека, который пытается понять окружающий его мир и осмыслить происходящее в нем, разум не служит решающим фактором, поскольку любые доказательства обычно строятся по типу доказательств, определяющих повседневную жизнь каждого из нас.

Нет человека, который бы требовал от самого себя обязательной проверки логической основы любого действия или непроизвольного поступка. Все мы принимаем на веру свидетельства людей, изучавших данный вопрос, и только при опасении, что свидетельство ложно либо источник информации подвергся объективному или субъективному влиянию, ищем иных свидетельств. А при совпадении мнений большинства компетентных специалистов, мы безоговорочно верим, что доказательство неоспоримо и научно. Именно по этому принципу как отдельный человек, так и общество в целом решают многие проблемы, оставаясь вполне уверенными в их непререкаемой истинности.

То же самое относится к обсуждаемому нами вопросу.

Принятие Торы на горе Синай утверждалось из поколения в поколение как действительный факт, происшедший в присутствии шестисот тысяч мужчин, не считая женщин, детей и стариков.

И даже после того как евреи рассеялись по всему миру, версии этого исторического события дошли до нас тождественными во всех деталях. Да есть ли свидетельство более правомерное и точное, чем это?!

Есть и другого рода доказательство. Оно основано на упомянутой выше предпосылке, а именно: наблюдаемое действие или событие, а также их производные следствия позволяют установить существование источника явления. Следовательно, когда мы видим нечто организованное, состоящее из многих слаженно действующих частей, независимых друг от друга, мы приходим к неоспоримому выводу о наличии силы, расположенной вне этого, которая связывает и объединяет все части и одновременно властвует над ними.

Нечто подобное можно увидеть на полностью автоматизированной фабрике, где нет ни одного человека. Нам, разумеется, в голову не придет, что нет там незримого присутствия главного конструктора, регулирующего и объединяющего все механизмы с центральным управлением. Напротив, чем меньше заметна в работе фабрики рука человека, чем больше автоматизированы все ее действия, тем лучшее это свидетельство удивительных возможностей конструктора и совершенства его создания.

Если сказанное справедливо по отношению к фабрике, где речь идет о сотнях, тысячах или десятках тысяч деталей, тем естественнее думать об этом, созерцая наш мир — в дереве или камне, растениях или животных, не говоря уж об организме человека.

Наука наших дней утверждает, что каждое существо состоит из миллиардов атомов, а каждый атом в свою очередь — из множества еще меньших частиц. Казалось бы, малейшее нарушение в такой системе должно привести к невообразимому хаосу, однако мы видим удивительный порядок и поразительную слаженность между частицами мира малых величин (микрокосмос) и больших (макрокосмос).

Воспользуемся общепризнанно научным подходом к решению сложных проблем. Желая выяснить основы и закономерности определенной системы, обычно начинают с выявления узлов, которые легче всего поддаются констатации и анализу. Постепенно, шаг за шагом, выявляют основные элементы системы и с уверенностью выводят: если большая часть системы управляется на основе определенных закономерностей, следовательно, и вся она подчиняется тем же законам. Здравый смысл вполне оправдывает предположение, что законы, действующие в большинстве случаев, справедливы и тогда, когда их невозможно выявить со всей очевидностью.

Распространив такой подход на все мироздание, мы все больше и больше убеждаемся в стройности и порядке, господствующих в природе. Это относится и к неживой материи, включая мельчайшие частицы микрокосмоса. Ядерной физикой установлено, что среди элементарных частиц (их более ста, согласно новейшим данным) царят удивительные гармония и совершенство, о которых никто и не предполагал. В таком упорядоченном мире несомненно и человек должен быть управляем — с определенной целью и согласно определенным закономерностям.

Рассуждая логически, мы неотвратимо придем к неизбежному выводу, что за чрезвычайно упорядоченной системой мироздания неизбежно должна стоять за все ответственная Высшая сила. Можно привести такое сравнение: когда мы видим книги, содержащие сотни страниц занимательной беллетристики или философской мысли, даже самое богатое воображение не выдвинет гипотезу, что пузырек с чернилами опрокинулся и случайным образом сформировал лежащую перед ним повесть.

Еще в меньшей степени можно допустить, что окружающая нас реальность с бесконечным числом атомов, молекул и частиц, удивительнейшим образом упорядоченных, возникла случайно. Само собой разумеется, что существует «Конструктор», «Творец», который согласует и связывает различные части мироздания в единое и гармоничное целое, в соответствии с системой законов, творимых и контролируемых им же.

Однако вся эта система лежит за пределами познания. Подобно нашему существованию, постижение наше — лишь бесконечно малая частица мироздания, и нелепо нам надеяться уразуметь пути Творца. Алогично и абсурдно отрицать Его существование только из-за нашей неспособности понять Его ограниченным разумом. Совершенно ясно — без какой-либо тени сомнения, — что существует «Конструктор», ответственный за все.

Предвижу обычный контраргумент, что все в этом мире происходит и управляется «по законам природы». Но это выражение, не заключающее в себе никакого объяснения, — лишь удобная форма описания существующего положения вещей, по которому все в природе происходит согласно определенным условиям.

Утверждать, что «законы природы» — есть некая независимая сущность, которая властвует над всем бытием, и что их, следовательно, тысячи, т.е. столько сущностей, сколько законов, — величайший абсурд.

Хочу подчеркнуть, что сегодня уже нет ученых, которые бы категорически утверждали нечто подобное (Как то в беседе Ребе привел высказывание Эйнштейна, которого однажды спросили, как он относится к религии. Эйнштейн ответил, что чем большее знание о мире дает ему наука, тем явственнее он видит руку Всевышнего, правящего Вселенной.). Таким образом, выражение «законы природы» — хотя оно просто, удобно и кратко отражает положение вещей и позволяет избежать повторов пространных объяснений простейших состояний — «природу» никак не объясняет.

По сути вопроса могу назвать еще одно — простейшее — доказательство, согласно которому можно жить и действовать ежедневно. Собираясь ко сну, мы готовим свои дела на завтра, хотя нет никаких разумных оснований утверждать, что наутро снова взойдет солнце и все в природе будет, как прежде.

Но поскольку мир по-прежнему управляется и идет обычным порядком на протяжении многих дней и столетий, мы уверены, что законы эти и завтра останутся теми же, и на этом основании спокойно готовимся к завтрашнему дню. Разве это не доказательство существования бессменного властителя всего сущего?!

Говорить о Вечном можно много, но я надеюсь, что сказанного вполне достаточно для размышлений и выводов. Ошибается тот, кто считает: для доказательства существования Творца необходимы особые доводы, тогда как существование Его творения не вызывает никаких сомнений. В действительности наоборот — Творец предваряет творение, и сущность Его дел составляет основу Его созданий.

Все это довольно просто и доступно пониманию. Однако люди, как правило, страдают одним и тем же недостатком: им трудно принять простой довод именно в силу его простоты.»

Несомненно одно: еврейская вера не диктуется доводами разума. Это чистая вера в управляющего миром Творца Вселенной, в Синайское Откровение. В Б-жественное происхождение Торы и ее заповедей.

Источник: Jewish.Ru


И ты - Брут!
Вопрос, как художник художнику! Я не меняю валюту, ты не продаешь семечки! Договорились?

Ну я только "за" использование статей Jewish.ru - если какому-нибудь еврею это принесет полезную инфо - НАЗДОРОВЬЕ!

А ссылочку, братишка, добавь, да!

Сорри. И на старуху бывает проруха. Принципиальная позиция сайта — указывать источник любой информации, но иногда его бывает нелегко установить — слишком многие пытаются выдать чужие статьи за свои. Так что сделайте скидку на это. Если что не так, мягко укажите нам на ошибку. И мы исправимся.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Евреи — символ веры или чудовищного скепсиса?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 04:14:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl