БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Спроси у раввина
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Спроси у раввина

Раввин отвечает на вопросы мигдалевцев.

Есть ли галахические или этические проблемы с искусственным оплодотворением или клонированием?

Вопрос искусственного оплодотворения обсуждается нашими мудрецами примерно с XIII века (рабейну Перец из баалей-тосфот), и дискуссия на эту тему не утихает и по сей день, поскольку спектр юридических и моральных проблем, связанных с этим вопросом, чрезвычайно широк. Само собой разумеется, что существует множество галахических мнений, в том числе и полярных.

Поскольку искусственное оплодотворение может быть произведено как спермой супруга, так и донора, вопрос необходимо сформулировать точнее. В случае с оплодотворением спермой мужа все законодательные авторитеты сходятся на том, что запрета Торы на это не существует, хотя еврейский закон требует при оплодотворении такого рода соблюдения целого ряда условий.

В том случае, когда речь идет о семени донора, мнения ученых разделились. Согласно одному из них, оплодотворение замужней женщины семенем мужчины, не являющегося ее мужем, подпадает под запрет Торы, со всеми вытекающими последствиями для галахического статуса ребенка. С другой стороны, один из наиболее видных авторитетов, раввин Моше Файнштейн считает, что оно не противоречит Торе. Поскольку при искусственном оплодотворении слияние мужских и женских половых клеток происходит без полового акта, ребенок не становится незаконнорожденным (согласно этому мнению, только родившиеся в результате запрещенной связи считаются таковыми).

Все законодатели сходятся в том, что донор не имеет никаких обязательств перед ребенком с правовой точки зрения.

Поскольку все эти вопросы довольно сложны, в каждом конкретном случае стоит обращаться к раввину, компетентному в этой области. Я же всегда советую при их решении заботиться прежде всего о том, чтобы у ребенка, который появится на свет, не было в жизни проблем, возникших благодаря невежеству родителей.

Запрета Торы на клонирование, с моей точки зрения, не существует. Хотя вопрос в отношении галахического статуса клона, родительских обязанностей по отношению к нему, а также в отношении его еврейства (в том случае, если клетка взята у еврея) остается дискуссионным. Наряду со многими галахическими проблемами здесь существует множество сложностей социального, а еще в большей степени морального плана.

Верно ли, что обрезание было введено потому, что оно полезно для здоровья, или есть более глубокое толкование этого еврейского обряда?

Хотя обрезание действительно является полезным с точки зрения гигиены, еврейская традиция ни в коей мере не считает это соображение основным в исполнении заповеди брит-мила, ведь сказано: «Заповеди Торы даны не для выгоды».

Об обрезании как знаке союза (на иврите — брит) между Всевышним и человеком впервые рассказывается в книге «Брейшит» (17:9-14). Б-г заключает союз с Авраамом, и завет обрезания, запечатленный на плоти, выступает в качестве символа этого союза. Именно поэтому еще одно из названий обряда брит-милабрит Авраам. После Синайского Откровения эта заповедь стала обязательной для каждого еврея мужского пола. Обрезание обязаны делать и те, кто становится частью еврейского народа, принимая иудаизм, — герим.

По мнению Рамбама, обрезание символизирует подчинение чувственного начала разуму — необходимое условие исполнения обязательств, принятых при заключении союза с Творцом (именно поэтому операция совершается на том самом органе, посредством которого чувственность и проявляется).

Наряду с пасхальным жертвоприношением обрезание является предписывающей заповедью, за сознательное пренебрежение которой следует наказание карет (отторжение души от ее источника, что приводит к тяжелейшим последствиям в материальном мире: преждевременной смерти, прекращению рода и т.д.).

Почему в наше время разрушается так много семей?

Это действительно больной вопрос. Одной из самых больших проблем современности является кризис института брака. Почему разрушается семья? Причин тому немало, и однозначно ответить на этот вопрос, безусловно, нелегко. И тем не менее...

У большинства из нас довольно упрощенное представление о любви. Сегодня распространено мнение, что необходимая (а для кого-то и вполне достаточная) предпосылка для брака — наличие романтических чувств или страстей, которые так любят воспевать поэты. Считается, что если он и она испытывают взаимное влечение, то этого уже достаточно, чтобы вступить в брак. Но по прошествии некоторого времени может выясниться, что они — не пара.

Разумеется, молодые люди могут ошибаться, однако часто их чувства действительно бывают абсолютно искренними. Беда в том, что это не совсем тот материал, из которого может быть построена прочная семья.

Иудаизм провозглашает примат разума над чувственно-эмоциональным началом. Самым главным критерием при вступлении в супружеский союз является полное осознание того, что с этого момента ты готов нести ответственность за ставшего близким человека до конца своих дней. А это означает следующее: для продолжения существования семьи и он, и она должны жертвовать своими амбициями.

Истинная любовь, как говорят еврейские мудрецы в трактате «Пиркей Авот» («Поучения отцов»), не зависит от каких-либо причин. Если брак заключается только из-за финансовой выгоды, физической привязанности и т.д., то вскоре люди начинают осознавать, что они друг другу абсолютно чужды. Ни для кого не секрет, что наше поколение все более ориентируется на потребительское отношение друг у другу: «ты мне — я тебе». В то время как непреходящая любовь, основанная на взаимоуважении, обоюдной ответственности и самопожертвовании, продолжается даже тогда, когда уходит молодость и увядает красота.

Итак, главный критерий при вступлении в супружеский союз — осознание ответственности за другого человека — готовность на жертвы вне зависимости от сиюминутных чувств.

В заключение приведу комментарий, который дает возможность лучше понять еврейскую концепцию брака. В еврейском слове иш — «муж» — содержится одна из букв Имени Всевышнего — йод, связанная с мужским началом. А в слове иша — «жена» — содержится другая буква из Имени Творца — hэй, указывающая на женское начало. Остальные общие для этих слов буквы — алеф и шин — составляют слово эш — «огонь». Смысл этого такой: когда иш и иша живут по законам Торы — Создатель с ними. Но если они не соблюдают ее заповеди, изгоняя Имя Создателя из своего союза, то остается лишь пламя, сжигающее обоих.

Источник: «Мигдаль Times», адар 5760 г.


А кто автор ответов?

Р. Шая Гиссер.

О! Мой раввин и учитель!
Это архив или "свежее"?

Это архив — из первых выпусков «Мигдаль Times».

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Спроси у раввина
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-07-07 04:22:43
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет