БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Лидерство в еврейской общине > Взаимодействие в группе
Оглавление

Взаимодействие в группе
О. Ильина, С. Емец, Севастополь

Группа — это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются как ее члены с точки зрения людей, не входящих в данную группу. Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов.

Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями.

Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую — можно выделить одно- и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или «сектор» деятельности.

Понятие «экстенсивность интеракции» — соотношение активности и психологического опыта человека, вовлеченного во взаимодействие, с общей суммой деятельности и психологического опыта, составляющих весь жизненный процесс человека.

Интенсивность взаимодействия характеризует степень зависимости жизнедеятельности от взаимоотношений.

Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует, при этом не важно — встречаются индивиды или нет.

Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистическим или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это — антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти — это смешанный тип направления взаимодействия.

Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия. Интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей. Неорганизованные интеракции — когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

Типы социального взаимодействия:

а) организованно-антагонистическая система интеракции (основанная на принуждении);
б) организованно-солидарная система интеракции (основанная на добровольном членстве);
в) организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система;
г) неорганизованно-антагонистическая;
д) неорганизованно солидарная;
е) неорганизованно-смешанный тип интеракции.

В длительно существующих организованных группах выделяют три типа взаимоотношений:

а) семейный тип;
б) договорный тип;
в) принудительный тип.

Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимоотношений.

Социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса — взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материальных ценностей общественной жизни.

В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить:

а) «односторонние» группы, построенные на одном ряде основных ценностей;
б) «многосторонние» группы, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей.

Взаимодействия в группе определяется следующими факторами:

1. Наличие постоянной цели:
— ближние перспективы;
— вторичные цели;
— дальние перспективы.
2. Наличие организующего начала.
3. Разделение и дифференциация персональных ролей.
4. Наличие эмоциональных отношений между членами группы.
5. Выработка специфической групповой культуры.

Психологические характеристики групп: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, нормы, цели.

Общие закономерности, присущие группе:

1. структурирование;
2. развитие;
3. флуктуация, изменение места человека в группе, может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам:

1. группы членства;
2. референтные группы (эталонные).

Классификация групп:

1. система закрытого типа;
2. иерархия (чем выше место, тем выше права и влияния);
3. информация идет по вертикали, снизу вверх и сверху вниз;
4. каждый человек знает свое место;
5. в группе ценятся традиции;
6. руководитель группы заботится о группе.

Руководитель коллектива:

1. координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
2. генератор идей;
3. энтузиаст;
4. контролер-аналитик;
5. искатель выгоды;
6. исполнитель;
7. работяга;
8. шлифовщик.

В группах протекают динамические процессы:

1. давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;
2. формирование социальных ролей, распределение групповых ролей;
3. изменение активности членов: возможны
— феномены фацилитации — усиления энергии человека в присутствии других людей;
феномены ингибиции — затормаживания поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшения самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;
4. феномен «групповая нормализация» — формирование усредненного группового стандарта — нормы;
5. феномен «групповой поляризации», «экстремизация»;
6. феномен подчинения авторитету в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности».

Коллективная работа:

a) соревнование;
b) «социальная леность»;
c) тип людей «зайцев»;
d) деиндивидуализация;
e) групповая активность.

Концепция развития коллектива.

Группа, состоящая из трех слоев:

1. реализация непосредственных контактов между людьми — на эмоциональной приемлемости или неприемлемости;
2. эти отношения опосредуются характером совместной деятельности;
3. ядро группы — развитие отношений в группе.

Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы.
Второй слой — фиксация отношения каждого члена группы к групповой деятельности.
Третий слой — межличностные отношения, опосредованные деятельностью.
Четвертый — межличностные отношения, построенные на непосредственных эмоциональных контактах.

Сплоченность коллектива зависит от стадии его развития.

Первая — притирка.
Вторая — «конфликтная».
Третья — стадия экспериментирования.
Четвертая — опыт успешного решения проблем.
Пятая — формирование прочных связей.

Формирование коллектива происходит в несколько этапов:

1. Организационный.
2. Этап формирования.
3. Этап высокого уровня сплоченности коллектива (группы).

Сплоченность — критерий психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Лидерство в еврейской общине > Взаимодействие в группе
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-10-28 06:50:41
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA