БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Лидерство в еврейской общине > Динамика лидерства на различных возрастных этапах
Оглавление

Динамика лидерства на различных возрастных этапах
Е. Полищук, О. Шполянская, А. Линкович, Ю. Локшина, Ю. Зарудина, Симферополь

Когда несколько лет назад мы пришли в молодежный клуб, нами руководил огромный интерес: «О-па, а я оказывается еврей! А что это такое и чем оно грозит?!». Многое из того, что мы делали, приходило по наитию, методом проб и ошибок, но казалось суперклассным и совершенно замечательным. Система работы еще только создавалась, но общая атмосфера способствовала развитию лидерских качеств молодежи.

Растет численность молодежного клуба, больше становится лидеров в еврейской общине. На сегодняшний день выработана программа, тактика, психологические тренинги, дающие возможность развития лидерских качеств у ребят разных возрастов. Сейчас мадрихи уже знают не только то, что хотелось бы получить в итоге работы, но и какими путями эта цель достигается. Уже все давно поняли, что лидерами не только рождаются, но и становятся.

На наш взгляд, основные качества, которыми должен обладать позитивный лидер в группе:

1. умение сотрудничать;
2. умение и готовность к принятию решений;
3. умение аргументировать свою позицию;
4. соответствующий возрасту уровень развития мышления
5. доброжелательность к новым членам группы.

Наиболее сплоченные группы, по исследованиям, проводимыми нашими психологами, имеют высокие показатели по всем указанным характеристикам.

С учетом этого мы и подошли к работе в различных возрастных группах:

Детский сад и младший школьный возраст.

Самыми юными жителями нашего воскресного комплекса являются дети от 3 до 6 лет. Эти малыши еще очень зависимы от родителей. Некоторые ходят со своими мамками-няньками. Дети этого возраста, как правило, еще не могут организовать свою деятельность. В первые 2-3 месяца группа похожа на подготовку теста, когда все компоненты уже смешаны, но еще не доведены до состояния однородной массы.

В работу включаются мадрих и психолог. С детьми проводят развивающие занятия, психолог отрабатывает с ними операции теоретического мышления (с помощью известных всем игр «колечко», «“да” и “нет” не говорить, черное с белым не носить», «слова», опиши картинку, собери пазлы.) Во время развивающих занятий с детьми мадрих использует игровой, музыкальный элементы, сказкотерапию.

Уже через 6 месяцев занятий в группе появляются явные лидеры, сокращается или вообще исчезает количество детей, оставшихся в стороне от группы. Если использовать метафоры, то можно сказать, что теперь это тесто на подходе, в нем уже появляются пузырьки.

Таким образом, при переходе из детского сада в младшую группу мы имеем довольно сплоченный коллектив со своими вожаками и интересами.

Младшая группа.

На следующем возрастном этапе (6-8 лет), в уже вроде бы подготовленную группу, вливаются новые ребята, и теперь успешность и длительность процесса адаптации зависит как от психологических качеств самого новенького, так и от доброжелательности группы.

Еще один интересный момент: рождение новых лидеров и их отношения с прежними лидерами. Здесь, несомненно, нужен грамотный подход как со стороны психолога, так и со стороны мадриха. Мадрих, продолжая работать над сплочением коллектива, использует массу психологических игр.

В результате растут взаимопонимание и взаимоуважение в группе, создается благоприятная атмосфера для личностного роста каждого ребенка. Периодически любая возрастная группа претерпевает изменения — часть детей переходит в более старшую группу, а эта, соответственно, пополняется детьми из младшей возрастной группы. Работа мадриха, в таком случае, заключается в умении направить своих подопечных по пути сотрудничества с новобранцами, а также подготовить «выпускников» к работе с новой группой.

Средний возраст (9-12 лет).

У нас есть две группы данного возраста:

1. Это дети, которые только пришли в общинные программы.
2. Дети, которые не первый год посещают воскресный комплекс.

С первой группой работать намного проще. Потому что их можно представить как ингредиенты для любого блюда. И если смешать их в правильных пропорциях, то получим кошерный кулинарный шедевр.

Намного сложнее работать с детьми, которые уже «все знают» и которые чувствуют себя хозяевами положения. Лидеров в такой группе слишком много. Невольно напрашивается параллель с персонажами басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Этот возраст интересен тем, что, с одной стороны, группа открыта для работы, а с другой стороны каждый стремится ввести свои правила, по которым должна играть вся группа.

Задача мадриха в данной ситуации — научить ребят уважать не только свои желания, но и прислушиваться к желаниям окружающих.

Подростковый возраст (12-15 лет).

Наиболее сложным, но и наиболее продуктивным для формирования лидерских качеств, нам представляется подростковый возраст. Мы отследили динамику таких качеств как готовность к принятию решения, доброжелательность, умение презентовать себя, быстроту сотрудничества, начиная с младшего подросткового возраста и до старшего подросткового.

Хотелось бы отметить, что дети, занимающиеся в воскресном комплексе не первый год, имеют показатели гораздо более высокие, чем вновь прибывшие. И это уже само по себе может явиться результатом работы мадрихов.

Основная задача мадриха — дать ребенку возможность реализовать себя, раскрыть свой потенциал.

Через 2-3 года ребята из старшей группы придут в молодежный клуб. В этом возрасте, когда ты ещ? не молодежь, но уже не реб?нок, трудно найти себе применение. Именно поэтому у нас возникла идея создания подросткового клуба. Общения один раз в неделю для этой возрастной группы недостаточно. Чтобы сохранить этих ребят для общины нужно найти им занятие, направить их энергию, которая лезет через край, в нужное русло.

Молодежь.

Особую страницу в жизни еврейской общины, конечно, занимает молодежь. И не только потому, что возраст 16-26 лет наиболее существенен для выбора жизненного пути, осознания целей и интересов, но и потому, что в этой самой молодежи заложен результат работы общины. Ведь мадрихи являются лидирующей частью молодежного клуба.

С молодежью работает психолог, изучаются личностные особенности пришедших ребят.

Широко используются совместные занятия: родителей с молодежью, преподаватели — мадрихи — молодежь. Это не только обеспечивает преемственность в развитии, но и позволяет решить молодежи массу личных проблем. Так, на совместных занятиях молодежи и родителей можно провести следующую игру:

Вся аудитория делится на 3 группы:

— бабушки и дедушки,
— мамы и папы,
— сыновья и дочери.

Каждой группе необходимо выработать мнение, какими, на их взгляд, качествами обладают все эти группы в идеале и какими качествами должны обладать они сами.

Результат превзошел все ожидания: портрет идеальных групп совпал у всех. Оказывается, все возраста хотят одного и того же — любви и понимания. Нужно отметить, что такие игры снимают уже назревшие и еще вызревающие конфликты отцов и детей во всех поколениях.

Молодежь активно вовлекается в работу школы лидеров, организованной для мадрихов (е? проводит психолог). На занятиях школы ребята не только учатся общению друг с другом, но и постигают педагогическую психологию, отрабатывают навыки влияния на группу. Таким образом, если вернуться к метафоре «тесто», то молодежь это хорошо вымешанное тесто, готовое к выпечке.

Родители.

Одна из самых сложных и противоречивых групп. Если сначала родители приходили только для того, чтобы привести ребенка на воскресный комплекс, то теперь совмещается приятное с полезным: полезно для себя, полезно для реб?нка, приятно пообщаться с хорошей компанией.

Изюминка работы с родителями — разница в возрасте. Мадрих-«ребенок» воспринимается абсолютно по другому, чем мадрих-ровесник, с большей доброжелательностью, нежеланием обидеть младшего, потому что младших обижать нельзя. А мадрихи этим пользуются.

И пускай говорят, что у взрослых свои взрослые проблемы, на наших мадрих-таймах «эти взрослые» откалывают номера похлеще, чем их дети.

Работа мадриха позволила сформироваться нынешнему составу семейного клуба. Несколько родителей, проявив свои лидерские качества, удачно дебютировали в качестве мадрихов в семейном лагере «Нэватим-2». Сейчас мы готовимся провести предпасхальный семинар не только для молодежи, но и для группы родителей, чтобы перевести родителей из категории пассивных слушателей в категорию активных организаторов и ведущих пасхальных седеров. Мы планируем целую серию подобных семинаров именно для родителей, дабы начать новый виток в процессе создания полноценной еврейской общины в городе Симферополе.

Возьмите чуть детской откровенности, добавьте стремления к познанию у младших, дерзости и напористости среднего возраста, энергии подростков и молодежи, опыта и мудрости родителей — перемешайте, слегка присыпьте мадрих-таймами и бессонными ночами и вот перед вами рецепт приготовления кошерного еврейского лидера.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Лидерство в еврейской общине > Динамика лидерства на различных возрастных этапах
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-10-28 06:26:13
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Всемирный клуб одесситов