БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Лидерство в еврейской общине > Динамика развития группы
Оглавление

Динамика развития группы
Ю. Аскретова, Одесса

Знакомство

Цель: создание благоприятных условий для работы группы, ознакомление участников с основными принципами обучения, принятие правил работы группы.

Упражнение 1. «Знакомство»
Предложить каждому участвующему представиться. Даже простейшее знакомство и приветствие могут дать многое для понимания человека.

Упражнение 2. «Правила нашей группы»
После того как состоялось знакомство, можно приступать к изучению основных правил группы. Обсуждение и принятие правил — очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания их участниками будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому процедуре объяснения, обсуждения и принятия правил нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.

1. Доверительный стиль общения. Он необходим для того, чтобы получить наибольшую отдачу, чтобы участники могли максимально доверять друг другу.

2. Общение по принципу «здесь и теперь». Основная задача работы — превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, позволяющей скрыть собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем слова типа «Большинство людей считают, что...» — на «Я считаю, что...» и т.п. Отказываемся мы и от безадресного суждения о других. Заменяя фразу типа «Многие меня не поняли» — на конкретную реплику «Оля и Соня не поняли меня».

4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, лучше молчать. Это правило способствует открытому выражению чувств по отношению к действиям других участников и к своим собственным действиям.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию.

6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым работает вместе.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».

8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы. И особенно с теми, кого меньше всего знаем.

9. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.

10. Уважение к говорящему. Когда кто-то говорит, мы его внимательно слушаем, давая возможность высказаться. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем вопросы, спорим, благодарим.

Первый этап развития группы — адаптация

В этот период происходит:

1. формирование групповых норм, принятие законов;
2. определение целей группы;
3. выделение лидеров и начало формирования ролевой структуры группы.

На этапе адаптации, когда идет так называемое «освоение территории», выделяются в зависимости от активности 3 группы:

1. пассивная — молча осматриваются, ждут, не предпринимая никаких действий;
2. задают вопросы;
3. идут на провокацию или эксперимент — совершают действия, провоцирующие руководителей на какую-либо реакцию.

Второй этап развития группы — образование подгрупп

Идет разделение по группкам: по интересам, по общности недовольства, по знакомству и т.п. Если все оставить, как есть, то произойдет разделение или на конкурирующее, или на безразличные друг другу микрогруппы, что будет препятствовать совместной работе. Поэтому группы создаются руководителями и в результате совместной деятельности образуются новые. Это необходимо для создания новых коммуникативных связей, преодоления стереотипов.

После сплочения в группах, происходит вновь их перемешивание и деление. Постепенно побывав в разных группах, ребята выходят на новый уровень — межгрупповое сплочение, слияние мелких групп в одну. Микрогруппы и группа сплачиваются в процессе совместной деятельности! Причем, выбирается дело с коллективными связями (дело, где конечный результат зависит от действий каждого).

На втором этапе возможно появление сплетен, разговоров за спиной.

Третий этап — кооперация

Выход на кооперацию происходит в сплоченной группе в момент очень высокого эмоционального подъема. Девиз кооперации: «Все равно, что делать, лишь бы вместе». На подъеме группа может выполнять любую работу, равно как и рутинную или трудоемкую. Но мотивом является не результат работы, а стремление быть вместе. Выход на данный этап происходит обычно в результате какого-либо удачного дела.

Кооперация — состояние недолгое, поэтому ведущим необходимо «ловить момент»

Четвертый этап

1. Коллектив.

Признаки коллектива: дело важнее общения, мотив — результат (в отличии от кооперации), общественно-полезная деятельность и наличие коллективных связей, демократия, ситуативный лидер (в разных видах деятельности разные лидеры). Данная ситуация наиболее благоприятна для максимального развития и проявления личности, для решения проблем социализации.

2. Корпорация.

Признаки: группа замыкается в себе, не принимает новичков, плохо относится к переменам, все ради общения. Постепенно развитие прекращается, возникает стопор, застаивание и медленное загнивание группы, отношения ухудшаются. Целью становится погоня за прежним эмоциональным состоянием, налаживание отношений, хотя и остается безрезультатным. В этот момент, если в период кооперации были какие-то значимые дела, ребята стараются продолжать их выполнение. На этом группу можно попытаться вытянуть. Работать с корпорацией сложно и почти невозможно. Поэтому важно не допустить ее изначально. Для этого необходимо, чтобы ребята всегда видели перспективу развития, поддерживать мотив развития, нужны встречи с новыми людьми, обязательно нужна деятельность, любая игра на сплочение.


Аскретов(дед)
02.01.2009 18:06

Здрасти если вы Аскретовы то вы мои родственики мой дед был Аскретов Михаил с города Одессы

Здрасти если вы Аскретовы то вы мои родственики мой дед был Аскретов
Михаил с города Одессы


Надо же мой дед тоже Аскретов Михаил родился в Одессе во время войны служил у Котовского.,знаю чего много деду принадлежало в Одессе ., а маму мою звали Людмила ,знаю что были у неё сестры ,т. Лена и т.Шура и дядя Валик и его дочка Ирина ,других не помню ещё есть двоюродная сестра Фаинна Эдик ,Лида маму зовут Василиса ,и Славик у Славика были дети близнецы , ,Стасик ...а вы кто из моих родственников ??

Юля Аскретова
07.01.2011 09:12

Тоже являюсь аскретовой.Папу звали Пётр,его брата - Павел,а отца Вадим - много незнаю о родственниках - спросить не у кого,но говорят,что было много
Может и являемся роднёй,т.к. говорили,что фамилия аскретовых - единственная и её носители являются родственниками

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Лидерство в еврейской общине > Динамика развития группы
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-10-28 05:18:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов