БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Лидерство в еврейской общине > Личность и группа: проблема лидерства и руководства
Оглавление

Личность и группа: проблема лидерства и руководства
М. Резникова, С. Этенко, Севастополь

Лидерство — это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение цели.

Лидерство — естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение группы. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. Понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель».

Роль лидера — в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Лидер — это элемент упорядочивания системы людей.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2. социальный тип лидерства (на производстве, в различных обществах: творческих и т.д.);
3. политический тип лидерства (государственные, общественные лидеры).

Черты лидера определяются совокупностью следующих физических и личностных качеств.

Личностные качества:

a) интеллигентность в вербальном и символическом плане;
b) инициативность, т.е. способность направлять активность в определенном направлении;
c) уверенность в себе (благоприятная самооценка);
d) привязанность к сотрудникам;
e) решительность, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);
f) зрелость;
g) мотивационные способности.

Можно выделить следующие типы лидеров, опираясь на ряд категорий:

a) обаятельный — авторитетный;
b) лидер «с воображением» (творческой фантазией),
c) «душевный» — лидер-контролер,
d) манипулятор.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности: формирование линии поведения, программа действий, принятие решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:

1. подбор и расстановку исполнителей;
2. доведение до них решений;
3. уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;
4. создание внешних и внутренних условий исполнения;
5. координацию деятельности исполнителей;
6. подведение итогов и анализ результатов.

В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров:

1. Лидер-организатор.
2. Лидер-творец.
3. Лидер-борец.
4. Лидер-дипломат.
5. Лидер-утешитель.

Совокупное лидерство в группе складывается из следующих компонентов: «эмоционального» (сердце группы), «делового» (руки группы), «информационного» (мозг группы). Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко.

Психоаналитики выделяют десять типов лидерства:

1. «Соверен», или «патриархальный повелитель».
2. «Вожак».
3. «Тиран».
4. «Организатор».
5. «Соблазнитель».
6. «Герой».
7. «Дурной пример».
8. «Кумир».
9. «Изгой».
10. «Козел отпущения».

Отличие лидера от руководителя: неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

Менеджер — профессионально подготовленный руководитель.
Руководитель — «ведущий за руку».

Соотношение руководителя и менеджера.

Руководитель выполняет основные управленческие функции (планирование, организация, мотивация, контроль деятельности и т.д.)

Руководство — это управление процессом:

1. согласование различных видов деятельности группы;
2. оценка динамики процесса внутри группы и управление ею.

Сфера руководства включает три блока:

1. организация процесса, распределение обязанностей, создание информационных структур;
2. работа с отдельными людьми и группами;
3. использование власти и принятие решений.

Классификацию официальных полномочий руководителя можно найти в работах американского ученого Фрейда Рейвена, а классификацию некомпетентного руководителя — у Диксона.

Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяют его стиль работы:

1. Авторитарный.
2. Авральный.
3. Деловой.
4. Демократический.
5. Либеральный.
6. Компромиссный.

В зависимости от качеств руководителя выделяют следующие стили управления:

1. Авторитарный (или директивный, или диктаторский) — позитивы и негативы.
2. Демократический (или коллективный).
3. Либерально-анархический (попустительский или нейтральный).
4. Непоследовательный (алогичный).
5. Ситуативный.

Эффективным стилем управления является партисипативный (соучаствующий) стиль.

В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных ситуациях можно выделить пять типов:

1. доминирование;
2. уступчивость;
3. компромисс;
4. сотрудничество;
5. избегание конфликтов.

Выделяют три формы авторитета руководителя:

1. формальный авторитет;
2. моральный (нравственные качества руководителя);
3. функциональный (компетентность, деловые качества, отношение к своей профессиональной деятельности).


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Лидерство в еврейской общине > Личность и группа: проблема лидерства и руководства
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-10-28 04:44:07
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Dr. NONA