БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Лидерство в еврейской общине > Предупреждение конфликта в группе
Оглавление

Предупреждение конфликта в группе
Ю. Максимюк, Одесса

Что делать, если в группе возникает конфликт?

Научиться не столько разрешать все конфликты (это невозможно), сколько приобрести навыки регулирования своего поведения в конфликте и управления конфликтом.

Для этого надо знать базовые причины конфликтов. Такой основой конфликта в коллективе является мнение группы. Абсолютно бессознательно мы подчиняемся мнению группы, прежде всего в своем поведении. Групповое мнение не является механической суммой частных мнений. Это легко увидеть на примере эксперимента на конформизм.

Давайте представим себе, что есть три человека, которые опоздали на нашу конференцию. Зная, что такие люди будут, я с вами всеми, кто пришел вовремя, договариваюсь о следующем: я собираюсь протестировать вас на лидерские качества. Для этого я буду подходить к каждому с чистым листом бумаги, и просить увидеть точку на нем. Точки на листе не будет, но вы должны, закрывая левый глаз, говорить, что вы ее видите. Условие теста — кто видит точку, у того есть лидерские качества. Тестирование начнется, когда придут трое опоздавших, которые абсолютно не в курсе данной процедуры. Представьте себя на их месте.

Итак, эксперимент начался. Трое опоздавших, которые обычно садятся сзади, слышат позитивные ответы остальных, но еще не видят лист бумаги. Когда, наконец, очередь доходит до них, они ведут себя по-разному.

Как бы вы повели себя в подобной ситуации?

(необходимо выслушать ответы)

Предполагаемые модели поведения следующие. Они стараются увидеть точку. Предположим, что один из трех признается в том, что не видит точки, второй — просто молчит и старается больше не смотреть на лист, а третий утверждает, что нашел точку на листе. Как объяснить поведение этих людей?

(надо выслушать ответы из зала)

Первый, который честно признается, что не видел точку, ведет себя независимо от мнения группы (возможно, именно он обладает лидерскими качествами). Второй, который промолчал, — не хочет говорить неправду, но и не желает идти против мнения группы. Мотивировкой поведения того, кто «увидел» точку (конформист) является желание вести себя как все, по следующим причинам:

1) страх изоляции;
2) низкий уровень информированности (чем меньше человек знает, тем легче он подчиняется общественному мнению);
3) нежелание «выделяться» (в нашем обществе, в отличие от других стран, долгие годы культивировалась «скромность»).

Мнение группы — это то, как группа оценивает каждого, в том числе и руководителя.

Большинство голосов — это и есть мнение группы, или общественное мнение. Избежать конфликта можно, зная общественное мнение. Лидер может действовать:

а) в соответствии с ним;
б) стараться постепенно изменить его;
в) компромиссно.

Кроме того, очень существенным для лидера является мнение группы о каждом ее участнике — это помогает распределять роли в группе и разрешать конфликтную ситуацию. Для выяснения распределения «симпатий» в группе можно использовать следующий социометрический тест. Каждый получает список группы с пятью качествами и оценивает качества каждого члена группы, и свои в том числе, по 5-и балльной системе.

Список группы качества
интеллектуальные моральные волевые отношение к жизни внешность

Затем производится суммирование по всем анкетам баллов каждого участника по каждому качеству в отдельности и деление этой суммы на количество участников, таким образом мы получаем среднюю оценку данного качества данного участника. Просуммировав эти средние оценки по всем качествам, получим «общественное мнение» о каждом из членов группы. Таким образом, можно обнаружить лидеров по каждому качеству в отдельности и определить «абсолютного» лидера группы.

Конфликт внутри группы связан еще с двумя причинами: с психологией «приписывания» и с отсутствием навыков понимания других.

Поговорим о каждой причине конфликта в отдельности. Что же З. Фрейд называл «законом приписывания»?

Эксперимент:

Назовите свои недостатки. Недостатки в других людях, которые мешают вам с ними общаться.
1 1
2 2

А теперь сравните ответы и посмотрите, как мы воспринимаем себя и как — других. По отношению к другим действуют стереотипы, часто предрассудки. Особенно это заметно в межэтнических отношениях и конфликтах.

Вторая причина конфликта — непонимание. Почему мы не слышим и не понимаем людей, говорящих на одном с нами языке? Чтобы избежать конфликтов такого рода надо знать о наличии барьеров понимания (психологических и культурных). Такое знание позволяет в случае конфликта уменьшить эмоциональное раздражение. Например, психологический барьер понимания предполагает темп произнесения фразы, не превышающий 3-х слов в секунду и 12-ти слов в предложении (для детей — 8-ми слов). При передаче информации от одного человека к другому тот, кто принимает информацию, усваивает лишь 80-60% (это надо особенно учитывать в педагогике). Наши мысли двигаются со скоростью в 2 раза превышающей скорость произносимых слов. Вот, почему мы плохо слушаем собеседника.

Культурные барьеры понимания связаны с разными ценностями групп и с разными возрастными особенностями восприятия этого мира. Например, вы обращаетесь к детям, которые вас не слушают с репликой: «Вы, что не видите, как мне трудно вас перекрикивать! Поставьте себя на мое место». Ребенок не может поставить себя на ваше место и не может понять ваши чувства.

Для того, чтобы научиться слушать и воспринимать других людей можно проводить определенные тренинги.

Вот пример такого тренинга.

Приглашаются 3 добровольца. Один из них должен вспомнить(или сыграть) какой-то жизненный случай, когда он стал жертвой несправедливости. Один «регистратор» записывает те чувства, которые услышит в словах жалобщика, а второй — причины, которые привели его в это состояние. Затем регистраторы показывают жалобщику свои оценки, а он говорит, правильно ли они его услышали.

Что дает такой тренинг?

  1. регистраторы невольно вынуждены слушать жалобщика, так как условия тренинга их заставляют (это развивает социальный слух, сочувствие, умение слушать и понимать чувства другого человека);
  2. жалобщик получает возможность высказаться и быть услышанным (это как лечение);
  3. когда жалобщику показывают записи, особенно причины, это помогает также увидеть, что сами причины были малозначимыми или объективными (т.е. с ними ничего поделать нельзя), и это не стоит такой затраты нервов или помогает понять, что есть неизбежные обстоятельства и с ними надо считаться.

Примеры конфликтных ситуаций и возможные пути их разрешения прорабатываются с участниками в игровом тренинге.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль > Методический центр > Методические пособия > Лидерство в еврейской общине > Предупреждение конфликта в группе
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 09:48:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет"