БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №11 > Встречаем по одежке
В номере №11

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+14
Интересно, хорошо написано

Встречаем по одежке

Однажды (дело было в середине девятнадцатого века) некий «просвещенец» — идеолог ассимиляции — пришел к рабби Шолому Рокаху из Белз и ехидно так, с подковыркой, спросил: «Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраhам?»

Есть такие вопросы, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий такой намек: Аврааhам-то наверняка не ходил в черном! Улыбнулся ребе умнику и ответил: «Я не знаю, сынок, ходил ли Авраhам в шелковом халате и штраймл. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе». А вот как иначе — об этом-то и стоит поговорить...

Перво-наперво следует отмести обвинение религиозных евреев в том, то они ходят в немодной одежде. Наоборот, одежда религиозного еврея модна, любой франт Речи Посполитой, какой-нибудь князь Вондзалевский или ясновельможный пан Твардовский многое бы отдали за подобный наряд! Одежда модная, просто моде этой почти двести лет...

Вообще-то еврейская одежда за тысячелетия своего существования претерпела существенные изменения. Первоначально (в эпоху Исхода и Дарования Торы) она была четырехугольной, как правило, светлых тонов. В дальнейшем правила кроя поменялись, хотя одежда все-таки оставалась светлой. После разрушения Второго Храма и ухода евреев в изгнание одежда стала приобретать темные оттенки. Это не стоит связывать только с трауром по разрушенной святыне — практически все жители средневековья носили одежду темных цветов, немаркую и не слишком выделяющуюся на буйных дорогах Европы.

Но если в цвете одежд евреи от окружающих народов (речь идет в основном о Европе) не различались, то с кроем все обстояло иначе. Зачастую не по собственной воле правители христианские, да и мусульманские тщательно следили, чтобы их неверные подданные не смешивались одеждой с коренным населением, поэтому постоянно издавали указы относительно одежды евреев. Так, евреям в разные времена предписывалось ношение отличительных знаков — обычно желтых шапок (до желтой звезды дело еще не дошло) либо красных (иногда синих) кругов на платье.

Интересно, что русские цари тоже были озабочены проблемами еврейской одежды (почти как мы с вами) поэтому неоднократно вводили налоги на «ношение еврейской одежды». Доходило до курьезов — еврейские купцы обращались к губернаторам с просьбами разрешить носить одежду русского купца (на бородатом человеке она смотрелась гораздо естественнее, чем немецкая купеческая одежда).

И все-таки, что носят религиозные евреи? Большинство светских граждан, оказавшись в еврейских религиозных кварталах Иерусалима, Нью-Йорка, Цфата, Бней-Брака или Майами, испытывают шок. Культурный этот шок или нет — зависит от слов, употребляемых удивленными туристами, но удивляются все. Черный верх, черный низ, а посерединке белое... Толпы бородатых и совершенно одинаковых на первый взгляд людей... Впрочем, это только на первый взгляд. Поверьте, нет ничего более разнообразного, чем одежда религиозных евреев.

Итак, давайте займемся переучетом. Среди всего разнообразия шапок, шляп, сюртуков и поясов можно выделить два безусловно обязательных для еврея атрибута одежды: ермолку и талес-котн (талит катан — малый талит). Слово ермолка (кипа) происходит не от русского имени Ермолай, как толкуют его иногда русскоязычные израильтяне, а от слов «ере малка» — то есть «боящийся Владыки». Тем, кто думает, что выбрать ермолку — дело простое, предлагается посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор вафэрах» на улице Меа Шеарим в Иерусалиме. Витрины магазинов разделены на сотни мелких ячеек, в которых по размерам, материалу и форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шелковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырех- и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей (харед) видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, выбирает нужный размер. Гурский хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, что уж там говорить о вязаной.

Вторым обязательным компонентом одежды является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка (называется талес-котн или арбеканфес) обычно скрыта под одеждой, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Если среди восьми нитей кисти вы заметили две (или одну) синего цвета — знайте, что перед вами хасид из общины Бреслав, Радзин или Избица. Дело в том, что секрет изготовления синей краски — той самой, особой — утрачен около двух тысячелетий назад и был открыт заново в конце прошлого века раби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхелес не был признан большинством раввинов того времени и вошел в употребление только в считанных общинах. Арбеканфес или талес-котн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Углы укреплены накладками из простой ткани, через отверстия в углах продеты нити цицис — заповеданные Торой кисти. У хабадников и некоторых евреев из стран Востока на каждом углу арбеканфеса не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях, кроме четырех обязательных узлов, можно увидеть от 13 до 40 мелких узлов на витках нити. По этому признаку также можно различить членов разных общин.

Вернемся к головным уборам. Поверх ермолки харед почти всегда надевает шляпу или шапку. Это может быть кепка сталинского покроя, такую носят обычно старые хасиды из России и Польши. Кепка этого покроя называется каскет и свидетельствует, как правило, об особо ревностном отношении ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец. Во всем Израиле не насчитаешь и трех десятков стариков, отдающих предпочтение этим фасонам. Серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков (литовских евреев), последователей рабби Вэлвэлэ из Бриска.

В будние дни большинство харедим носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Существует 34(!) основных типа шляп, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина. Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Особо ревностные хабадники сделают на шляпе второй, поперечный залом и сдвинут ее на лоб, как делает Ребе. Литвак, занимающий высокое положение в общине (судья, рош-ешива), сменит кнейч на шикарную шляпу гамбург — не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург, получает, как правило, самые почетные вызовы к Торе, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-гитл. Понятное дело, вызов к мафтиру (чтению завершающего отрывка Торы) он получит не за правильный выбор фасона шляпы...

Польские хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее, похожего на бархат или короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего сантиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета — почти наверняка венгерский хасид: вижницкий, белзский или сатмарский.

Вопрос на засыпку: как отличить белзского хасида от вижницкого? Одежда неотличима, один к одному. Но шляпа самет выдаст: у вижницера черная лента шлайф завязана справа, у белзера — слева.

Жалкой пародией на самет выглядит плуш — традиционная шляпа потомственных иерусалимцев. На профессиональном жаргоне она называется флинкер-теллер — летающая тарелка, или супер. Как ни называй, а вместить в ней голову обычного размера нелегко: поля-то широкие, но высота тульи — всего десять сантиметров.

Третий тип головного убора (не шляпу и не каскет) носят только хасиды и только в особо торжественных обстоятельствах: в субботу, праздник, на свадьбе, встречаясь с ребе. Речь идет о меховых шапках, которые обычно собирательно называют штраймл. Штраймл — ласкательная форма от слова штрам — шапка. Штраймл штраймлу рознь: есть больше двух десятков типов. Обычно это черная бархатная ермолка, отороченная черными или коричневыми лисьими хвостами. В первом приближении можно выделить три большие группы штраймл: широкий и низкий, правильной цилиндрической формы — собственно штраймл, низкие и широкие нестрогой формы, лохматые — называемые чернобыль (разумеется, не в честь взорванного реактора) и, наконец, сподик, высоченная черная цилиндрическая шапка. Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобыль — украинские, а сподик — польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы — рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха (в таком ходил, например, покойный ребе из Богуша), колпак — нечто среднее между сподиком и штраймл (такую шапку носил Любавический Ребе Йосеф-Ицхок Раяц); главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют лишь несколько десятков потомственных иерусалимских семей. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершеннолетия, бар-мицвы — в тринадцать лет.

С головными уборами, в основном, мы познакомились. Попробуем разобраться в остальном.

Прежде всего, нам надо научиться отличать хасидов от литваков и сефардов, которые в подавляющем большинстве учились или учатся в литовских ешивах и как две капли воды похожи на литваков, по крайней мере, по части одежды.

Первый классический признак — галстук. Только литвак наденет его. Исключение составляют ружинские хасиды. Вообще же хасиды испытывают к галстуку нескрываемое отвращение и называют его геринг (селедка) или экэлэ (хвостик). Стоит сказать два слова о причине этой галстукофобии: хасидский фольклор связывает ее с тем, что первым действием в процессе завязывания галстука является узел, имеющий форму креста. О том, насколько евреи любят крест, наверное, не стоит распространяться. Поэтому хасиды галстуки не носят... Впрочем, Любавический Ребе советовал своим посланникам в тех странах, где галстук является обязательным элементом костюма, все-таки надевать его.

По субботам одежда литвака немногим отличается от будничной формы: некоторые, правда, сменят короткий пиджак на длинный сюртук, называемый фраком. Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, в вашем представлении, по-женски. Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где вы привыкли видеть хлястик). Как две капли воды похож на литовский фрак хасидский сиртук. Как же отличить одно от другого? Хабадник, идя в синагогу, подпояшет сиртук гартлом, шелковым черным поясом, литвак же гартлом не пользуется.

Остальное разнообразие верхней одежды можно разделить на: капоты, халаты, бекечи (то есть бекеши). Черная капота — обычная будничная одежда большинства хасидов (кроме Хабада). По особенностям покроя можно идентифицировать и капотоносителя. Венгерские хасиды (Белз, Вижниц, Спинка) носят особенно длинные, наглухо закрытые капоты из простой ткани, часто с фактурными, тоже черными полосами. Капота польского хасида чуть короче и имеет глубокий разрез (шлиц) сзади. О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены, перед нами вольнодумец. Разумеется, вольнодумец в терминах первой половины прошлого века. Часто, чтобы определить происхождение хасида по его капоте, нужен особо зоркий глаз: например, одежда сатмарского хасида отличается от других венгерских капот тем, что вместо трех пуговиц на ней красуются шесть — два ряда по три.

Халаты, как правило, одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат — для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или колеле (вечерней ешиве для работающих). Поверх халата по субботам и праздникам многие хасиды надевают черный атласный плащ с двумя карманами сзади — бекече.

И капота, и сиртук, и халат хасида должны быть перетянуты гартлом — поясом, сплетенным из черной шелковой нити. Он может представлять собой гладкую ленту — открытый гартл, или ленту, продольно свернутую в трубочку, закрытый гартл. Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые — венгерские и румынские. По ширине гартла часто можно узнать, каков социальный статус хасида. Раввины и судьи наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Впрочем, это правило не относится к белзским, гурским и некоторым другим хасидам.

Продолжая экскурсию сверху вниз, от ермолки и шляпы к туфлям, мы добрались до фасона брюк. С ними — проще всего: хасид носит или обычные черные брюки, или галб-гойзн — брюки до колена. Брюки (полной длины) могут также иметь манжет, но это скорее дело вкуса, чем общинной принадлежности.

Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы — зокн до колена. Некоторые, (например, вижницкие) в субботу сменят черные гольфы на белые. Другие (например, белзские) надевают белые гольфы только по праздникам. Дилетант может принять брюки хасида Гур за венгерские галб-гойзн. Дело в том, что гурские хасиды заправляют брюки (обычной длины) в черные гольфы. Эта форма одежды называется казак-зокн — казацкие гольфы. В самом деле, крупные и бравые на вид гурские хасиды удивительно похожи на казаков в своих длинных черных сюртуках, папахах-сподиках и с подобием черных сапог на ногах.

Нашу прогулку мы завершаем на последней станции: туфли. Туфли почти у всех одинаковые — без шнурков, с тупым носком и низким подъемом. Отсутствие шнурков объясняется тем, что по еврейскому закону надо омыть руки после каждого прикосновения к туфлям. А что делать, если шнурок развязался на улице? Не будешь же ходить на прогулку с ведром воды в руке.

Мы познакомились с азбукой черной одежды, но остались неизученными одежды другого цвета, а также золотые парчовые халаты и бекеши, одежда детей и женщин. А это уже тема для другого рассказа...


В статье упоминается головной убор,который носят старики,особо ревностно относящиеся к одежде.Интересно,вместе с кепкой сталинского покроя,как здесь написано,какой должен быть остальной комплект одежды?

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №11 > Встречаем по одежке
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-12-16 03:23:02
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов