БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №126 > НА РУБЕЖЕ ЭПОХ
В номере №126

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

НА РУБЕЖЕ ЭПОХ
Материал подготовила Ольга КСЕНДЗЮК

Родились в 1913-м
Александр Менакер – советский актер, участник дуэта «Миронова и Менакер», отец актера Андрея Миронова и балетмейстера Кирилла Ласкари.

Анатолий Гуревич – сотрудник советской военной разведки, разведчик-нелегал, один из руководителей «Красной капеллы».

Самуил Алешин – советский драматург, сатирик. Наиболее известная пьеса – «Все остается людям» – экранизирована в 1963 г.

Эммануил Казакевич – русский и еврейский советский писатель, поэт, переводчик. Прозаические произведения писал преимущественно на русском языке, поэзию – на идише.

Альфред Бестер – американский журналист, редактор и писатель-фантаст. Наиболее известны его романы «Человек без лица» (премия Хьюго) и «Тигр! Тигр!».

Фрэйдэлэ Ойшер – американская актриса, звезда театра на идише 1920-30-х годов. Была популярна в ролях девочек-подростков. В ее исполнении вышли грампластинки (народные песни, театральные шлягеры и др.).

ИзменитьУбрать
(0)

Пал Эрдёш – один из самых знаменитых математиков 20 века. Он родился в Будапеште в семье математиков и с раннего детства проявил выдающиеся способности – в 4-летнем возрасте перемножал в уме четырехзначные числа. Во время учебы в школе неоднократно выигрывал математические олимпиады. Окончил Бу­да­пештский университет.

Работал в самых разных областях современной математики: комбинаторика, теория графов, теория чисел, математический анализ, теория приближений, теория множеств и теория вероятностей.

Эрдёш – «странствующий математик». Он путешествовал между научными конференциями и домами коллег по всему миру. Появлялся на пороге со словами «мой мозг открыт» и оставался на время, необходимое для совместной подготовки нескольких статей, потом ехал дальше. Он щедро делился с окружающими своими математическими идеями, и сам легко откликался на идеи других.

Количество написанных им научных статей (1475, что сопоставимо только с числом статей у Эйлера) так же, как и число соавторов (около 500) этих статей, не имеет аналогов среди современных ему математиков.

Эрдёш – лауреат множества математических наград, включая премию Вольфа, и учредитель собственной премии­.

На вопрос журналиста, не слишком ли он пессимистичен, Эрдёш ответил, что в нашей судьбе пессимистично только одно: «Человек живет недолго и надолго умирает».

Опубликовано в 1913-м

ИзменитьУбрать
(0)

Роман французского модерниста Марселя Пруста (1871-1922) «По направлению к Свану» – часть семитомного полуавтобиографического цикла «В поисках утраченного времени». Вначале роман был встречен прохладно и читателями, и критикой. Однако сегодня без этих книг невозможно представить мировую литературу. Пруста называли лучшим романистом 20 века. По словам Ортеги-и-Гассета, «Пруст был тем, кто установил между нами и вещами новое расстояние… прежняя литература в сравнении с творчеством этого упоительно близорукого таланта кажется литературой с птичьего полета».

***

Первая книга стихотворений Осипа Мандельштама «Камень». Сборник, «сразу поставивший автора в ряд значительных русских поэтов», был выпущен на средства автора тиражом 300 экземпляров. Анна Ахматова в «Листках из дневника» вспоминала: «Осип со свойственной ему иронией любил рассказывать, как старый еврей, хозяин типографии, где печатался „Камень”, поздравляя его с выходом книги, пожал ему руку и сказал: „Молодой человек, вы будете писать все лучше и лучше”».

В первое издание вошли 23 стихотворения, датированные 1909-1913 гг. Вначале поэт намеревался назвать книгу «Раковина». Рецензентами стали акмеисты Городецкий, Нарбут и Гумилев, который высказал наиболее тонкие и проницательные суждения: «Хрупкость вполне выверенных ритмов, чутье к стилю, несколько кружевная композиция... Усталость, пессимизм и разочарование, рождающие у других только ненужные пробы пера, у О. Мандельштама кристаллизуются в поэтическую идею-образ: в Музыку с большой буквы... О. Мандельштам... открыл двери в свою поэзию для всех явлений жизни, живущих во времени, а не только в вечности или мгновении...»

Сто лет читатели разных поколений с восторгом повторяют:

«Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза…»
«…А над Невой – посольства
полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!»

***

Проспект петербургского из­дательства «Вос­ток» 1913 г. рекламирует сборник стихов Хаима-Нахмана Бялика «Песни и поэмы» в переводах Вла­ди­ми­ра (Зеева) Жаботинского, «Фельетоны» Теодора Герц­ля с предисловием Жа­бо­тин­ско­го и, наконец, книгу самого Жаботинского, в которую включены все его основные статьи и речи за предыдущие восемь лет. Все три книги выпущены в твердых переплетах на хорошей бумаге. Тут же помещены отзывы на эти новинки в русской и еврейской печати.

***

Фундаментальный труд Зигмунда Фрейда «Тотем и табу», посвященный психологии первобытных народов и прояснению позиций психоанализа в области социальных наук. Ученый считал, что этнографам и этнологам психоанализ даст новый инструмент, а психоаналитики, в свою очередь, смогут получить ценный этнографический материал. В начале работы Фрейд отмечает то влияние, которое на него оказал доклад К. Юнга. Основным этнографическим материалом в работе служат труды Фрэ­зера и Вундта. «Тотем и табу» – не только одна из самых знаменитых и революционных работ Фрейда, но и его любимая работа, которую он высоко ценил на протяжении всей жизни, постоянно к ней возвращался и цитировал. По мнению Томаса Манна, «с чисто художественной точки зрения [“Тотем и табу”], несомненно, самая совершенная из работ Фрейда».

***

Трактат «Идеи к чистой фено­ме­но­ло­гии и феноменологической философии» Эдмунда Гус­сер­ля, в котором он наиболее полно и последовательно изложил основы своего феноменологического учения.

Польский философ Р. Ин­гар­ден писал: «Это было не то, что мы ожидали. Вдруг мы читаем такие положения: „Если мы вычеркиваем чистое сознание, то мы вычеркиваем мир“ (!); „Если нет чистого сознания, то нет и мира“ (!). Гуссерль многие годы учил нас: назад, к вещам, к конкретному, не к абстрактному, не к теориям и т.д.! Ближе к конкретному!» Вместо этого в «Идеях» разворачивается учение, выводящее к чистому соз­на­нию и чистому Я.

Среди мыслителей, испытавших влияние Гуссерля, – Гадамер, Алексей Лосев, Сартр, Рикёр, Хайдеггер. Трудно указать область современной философии и, шире, – методологии гуманитарных наук, где бы не нашла отклика и продолжения хотя бы одна из мыслей и прозрений Гуссерля. Между тем, еще не издано многое из его наследия.

***

Первое издание «Занимательной физики» Якова Перельмана, главного русского популяризатора науки 20 в. – 140 парадоксов, задач, опытов, замысловатых вопросов на 212 страницах. Стоила она 1 рубль.

Газета «Новое время» писала: «Очень поучительная и занимательная книжка, в самых обыденных и на первый взгляд простых вопросах и ответах, знакомящая с основными законами физики. ...Для большей занимательности приведены тут выдержки из произведений Жюля Верна, Камилла Фламариона, Э. Пое1 и др., в которых названные авторы касаются тех или иных вопросов физики.

…Из опытов, надо заметить, в книжку помещены не только поучительные, но и занимательные, которые, к тому же, могут быть выполнены при помощи предметов, находящихся у каждого под рукой. Книга богато снабжена иллюстрациями».

Театр, музыка,кино, спорт

В 1913 г. в Вильне Наум Да­вид Цемах создал театр «Га­бима», но через некоторое время из-за финансовых и организационных трудностей театр пришлось закрыть. В 1917 г. Цемах обратился с просьбой о создании еврейского театра, играющего на иврите, к К.С. Ста­нис­лав­скому. Станиславский поддержал начинание Цемаха и выделил студию для будущего театра в здании МХТ.

***

ИзменитьУбрать
(0)

В 1913 г. Александр Таиров (Корнблит, 1885-1950) оставил московскую адвокатуру, чтобы в том же году поступить в Свободный театр К. Мар­джа­нова. Здесь он поставил спектакль «Желтая кофта» Хе­зель­то­на и Фюрста («ки­тай­ская пьеса в двух действиях»), где использовал приемы классического китайского театра, и пантомиму в трех картинах «Покрывало Пьеретты» Шницлера – поэтическую зарисовку о трагической любви Пьеро, Пьеретты и Арлекина. Обе пьесы были знаковыми для эстетики 10-х годов, которой присущи увлечение Востоком и итальянской комедией дель арте.

На сцене Таиров дебютировал в 1904 г. – в роли Пети Тро­фи­мо­ва («Виш­не­вый сад»). В 1914 г. Таиров вместе с Али­сой Коо­нен и группой молодых актеров создал Ка­мер­ный театр (1914-1949), с которым была связана вся его дальнейшая жизнь.

***

В январе 1913 г. австрийское министерство запретило пьесу «Профессор Бер­нар­ди», при­над­ле­жав­шую романисту и драматургу Артуру Шниц­ле­ру (1862-1931) – крупнейшему представителю венского импрессионизма.

Проза и особенно драматургия Шницлера приобрели широкую известность, были на протяжении 20 века многократно экранизированы, и ставятся по сей день. В России Шницлера ставили Мейерхольд и Таиров. Среди ярких премьер последнего времени – «Игра в любовь» во франкфуртском театре и «Профессор Бернарди» в венском «Бургтеатре» (2011).

Шницлер интересовался теориями Фрейда, учением Теодора Герцля, был хорошо знаком с обоими авторами.

Замысел пьесы – о том, как профессор-еврей попадает в тюрьму, – возник еще в 1899-м. Антисемитизма среди­ венских врачей, как и среди студентов-медиков, в начале века хватало. Об их нравах драматург знал не понаслышке: сам учился на врача, его отец был известным ларингологом. Однако в комедии досталось не только антисемитскому окружению профессора, но и ему самому. По крайней мере, критики-современники отмечали в Бернарди и высокомерие, и пассивность. Самой интересной фигурой в пьесе многие сочли министра Флинта, образец извечной политической «гибкости». Вчера – он лучший друг, сегодня – отрекается, завтра – обнимая, говорит: «Ничего личного!»

С «Бернарди» обошлись жестко: запретили даже закрытые показы, для специально приглашенной публики. Но текст обществу был известен. Врачам комедия не понравилась. Поговаривали, что отец автора, Юлиус Шницлер, больше не получит про­фес­суры. Драматург даже получил письмо от некой фрау Бернарди, просившей переименовать героя…

***

Премьера художественного фильма «Клуб самоубийц» состоялась в Гер­ма­нии 18 ноября 1913 г. Сюжет является вольной адаптацией одноименного романа Р. Стивенсона.

«Эту раннюю довоенную ленту 40-летнего режиссера и актера Йозефа Дельмонта (Поллака), австрийского еврея, создавшего три десятка картин в Германии, можно считать подлинным открытием начальной эпохи немого кинематографа. Еще за 9 лет до появления пророческого шедевра "Доктор Мабузе, игрок" Фрица Ланга она позволила немецким зрителям проникнуть в мир ловких мошенников и проходимцев, способных воздействовать на психику тех, кто под их влиянием кончает жизнь самоубийством, завещая своим "благодетелям" немалое состояние.

Эпизод погони по каналам Роттердама вполне сделал бы честь какой-нибудь из современных серий "бондианы" благодаря неожиданной свежести и остроте врасплох запечатленной действительности. А убегающий от преследователей Ван Гельдерн, злой авантюрный гений в исполнении самого Дельмонта, несколько раз оборачиваясь назад, почему-то улыбается едва уловимой улыбкой – и вот эта непредусмотренная живая реакция, будучи однажды заснятой, продолжает удивлять спустя многие десятилетия». (С. Кудрявцев)

***

В 1913 г. Акива Арье Вайс открывает первую киностудию в Палестине под названием «Ора хадаша». Правда, первый фильм, посланный во Фран­цию, потерялся в хаосе Первой мировой войны.

***

ИзменитьУбрать
(0)

К еврейской теме Мирон Гроссман впервые обратился в 1912 г., когда акционерное общество «Мизрах» совместно с Одес­ским отделением фирмы «Го­мон» организовали большой проект – киноэкспедицию для съемок видового фильма «Жизнь евреев в Па­лес­ти­не». Ми­рон Осипович был главным оператором этого фильма и руководил съемками 250 объектов на Святой земле.

Длительность фильма (2400 метров) вдвое превышала средний метраж коммерческой мелодрамы. Фильм назывался видовым, но, скорее всего, это было сделано для обхода цензуры. В поле зрения камеры попали библейские пейзажи и могилы праотцов. Но доминировали в фильме эпизоды, в которых показывались ростки новой жизни: учебные заведения, стройки, земледельческие хозяйства. И самое главное, люди – веселые, жизнерадостные, уверенные в себе молодые еврейские поселенцы.

Фильм был показан в Вене на XI Сионистском конгрессе в августе 1913 г., затем в России, Польше и других европейских странах. Бесценны документальные кадры Иерусалима, Тель-Авива и первых колоний эмигрантов Османского периода Палестины. Фильм был найден и восстановлен в 1997 г.

Товарищество «Мизрах» занималось производством и прокатом фильмов, преимущественно из еврейской жизни. При этом «Мизрах» был нетипичной для того времени киноорганизацией. Фильмы, в съемки которых товарищество вкладывало немалые средства, принципиально отличались от еврейских мелодраматических историй. Названия картин – «Жизнь евреев в Палестине», «Жизнь евреев в Америке», «Война и евреи», – говорят об их эпическом размахе и стремлении «Мизраха» отразить судьбы всего народа, а не отдельных представителей «черты».

Товарищество «Мизрах» прокатывало свои картины, не ограничиваясь пределами «черты» и России, в Европе и Америке. Это было одним из этапов весьма смелого замы­сла – с помощью кинематографа объединить евреев всего мира.

Второй проект «Миз­раха» отличался не меньшей масштабностью, чем первый. «Жизнь евреев в Америке» была игровой постановкой, в которой участвовали актеры нью-йоркских театров. Длительность картины составляла 2000 метров. Фильм заканчивается символическим эпилогом, в котором декларируется, что Америка не будет последним пристанищем еврейского народа – его ждет Земля обетованная.

***

31 марта в венском концертном зале Общества любителей музыки состоялся концерт под руководством Арнольда Шёнберга, на котором, помимо его Первой камерной симфонии были представлены произведения его учеников. Публика не оценила работы Новой венской школы: исполнение «Пяти песен для оркестра на тексты с открыток Петера Альтенберга», сочиненных учеником Шёнберга Альбаном Берном, вызвало возмущение – зрители требовали отправить композитора в клинику, композитор Оскар Штраус устроил драку с организатором концерта, завершилось все прибытием полиции. Хотя совсем незадолго до этого, 23 февраля 1913 г., в том же Золотом зале состоялась премьера «Песен Гурре» – и там был абсолютный триумф, даже завзятые ненавистники вместе со всеми прочими скандировали: «Шён-берг! Шён-берг!»

Мартовский концерт стал символом окончательного разрыва Шёнберга как с широкой публикой, так и с тональной музыкой в принципе.

Скандалы, пусть и не такие грандиозные, преследуют его еще с конца 1890-х. У Шёнберга создалась устойчивая слава ниспровергателя устоев и «футуриста» (а под этим словом тогда имели в виду любого мастера околохудожественных провокаций). Американский корреспондент, в том же году приехавший брать у Шёнберга интервью, с удивлением писал, что вместо дикаря, хулигана, монстра увидел небольшого роста человека с детски простодушным выражением лица… (kommersant.ru)


1В то время так писали по-русски фамилию Эдгара По.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №126 > НА РУБЕЖЕ ЭПОХ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 04:55:58
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов