Характерная черта некоторых наших праздников – их архетипичность. Похоже, готовя нас к разным ситуациям в будущем, Всевышний некогда подкинул нам определенные исторические события, помогающие разобраться в этих ситуациях. Так, история Пурима – это, конечно, прообраз тех проблем, с которыми мы сталкиваемся в Галуте, на чужбине, в изгнании. Архетип выхода из Галута – и в узком, географическом, смысле, и в широком, духовном – это, конечно, Песах, история Исхода. Ну, а скол нашего сегодняшнего существования в Израиле – это праздник Хануки. И ключом к пониманию наших сегодняшних проблем служат Маккавейские книги.
Дело доходит до словесных совпадений. Лозунг «Будем, как все народы!» выдвигался и эллинистами времен Антиоха Епифана, и... нет, не нынешними левыми, не нынешними «постсионистами», их мы еще сегодня помянем, – а самыми что ни на есть рьяными сионистами, правда, светскими, основателями и сионистского движения, и государства Израиль, причем даже наиболее национально мыслящими из них. Не верите? Тогда разыщите не самый известный, но, тем не менее, гениальный и безумно трогательный фельетон В. Жаботинского «Великая Албания».
Лучший из сионистов, чье сердце разрывалось из-за мучений нашего народа в Галуте, вел речь о скором создании независимого албанского государства и – предвидя, как в ближайшем будущем по свету поезда повезут товары с надписью «Сделано в Албании», а албанские депутаты приедут на съезд очередного Интернационала, – заключал свое эссе криком души: «О зависть, о чудовище с зелеными глазами! Как ты умеешь издеваться и дразнить!» Товары с надписью, возможность представительствовать на международном съезде, все, как у людей – вот она, цель, вот – счастье!
Что уж говорить о нынешних эпигонах? Я помню свое потрясение, когда в начале 90-х, приехав в страну, начал читать израильские газеты. Эмблемой весьма влиятельного в стране блока партий «Мерец» была статуя Свободы, на которую наползала черная тень еврея в шляпе и с пейсами. Представляете, лого еврейской партии – мерзкий жид оскверняет благородный чужеземный символ! Помню, тогда ничуть не религиозная Нелли Гутина воскликнула на страницах «Вестей»: «И это избранный народ! Г-споди, прости и переизбери!»
И вот в те годы на страницах какого-то печатного органа депутату Кнессета от антирелигиозной партии «Шинуй», назовем его Йоси Паревски, был задан каверзный вопрос: «Вот вы, как и все израильтяне, празднуете Хануку, а живи вы в те времена, на чьей стороне бы вы воевали?» Паревски ответил предельно честно: «Я, конечно, люблю сладкие пончики, и ханукальные свечки горят красиво, но вообще-то победа Маккавеев – это большое несчастье!»
Депутата трудно винить, он внук своих дедов – тех, что «бросались на амбразуру», выводя наш народ из Галута, и при этом сами оставались людьми Галута. Тех, что, сами того не ведая, создавали условия для выполнения нашим народом его уникальной миссии и при этом отрицали наличие этой миссии. Светские сионисты были парадоксальны в своем эллинизме. Нынешние эллинисты в своей ненависти ко всему еврейскому, в своем стремлении уничтожить все, что отличает нас от других народов, и вере, что тогда-то нам простят наше еврейство, просто смешны:
Ваше величество, мы виноваты
В том, что носаты мы и пархаты,
Но проявите гуманность к людям –
Честное слово, больше не будем!
Но вот откуда взялись те, древние, эллинисты? Как случилось, что вся интеллигентная верхушка народа, обладающего таким потрясающим сокровищем, как Тора, отказалась от этого сокровища и соблазнилась греческими побрякушками? Этот вопрос я задал своему другу, писателю Арье Малкишу (Вудке).
Ответ меня поразил простотой и логичностью. Суть его заключалась в следующем. Взгляд на мир человека библейских и первых постбиблейских времен сильно отличался от нашего взгляда. Для людей тех эпох – евреев и неевреев – мир не был трехмерен. В Дельфах Пифия со стопроцентной точностью (до определенного момента – об этом ниже) предсказывала будущее. В Израиле существовали школы пророков... Представьте себе, общению со Всевышним люди учились, как сегодня учатся, скажем, музыке – достаточно элементарного слуха. Пророков были миллионы, в ТАНАХ попали лишь единицы. Евреи общались с Б-гом, другие народы – с духами. У всех наличествовало шестое чувство. Оно исчезло в одночасье по просьбе пророка Эзры и евреев, вернувшихся из Вавилонского пленения.
Причиной стало то, что этот дар евреи использовали для идолопоклонства. После того как Всевышний отнял его, возникла необходимость осмыслить и объяснить мир. Прежде это было ни к чему – люди просто видели мир цельным, а не фрагментарным, как теперь. Первыми на интеллектуальный запрос человечества откликнулись греки. Их ответом стала классическая греческая философия. А вот евреи припозднились с этим делом. Отсюда и вышло, что еврейским интеллектуалам некуда было развиваться, кроме как по греческой дорожке. В чистом виде – горе от ума. А противостояли им неграмотные и не шибко мыслящие деревенские фанатики, интуитивно исповедовавшие в общем-то нееврейский принцип «верую, потому что нелепо».
Стояла посреди Иерусалима крепость Акра. Маккавеям не удалось её захватить, и в течение восьми лет еврейские интеллигенты смотрели в бессильной злобе со стен на то, как еврейские мракобесы восстанавливают свой Храм, на то, как они разрушают прекрасные статуи и прекрасный клочок Эллады, в котором те так чудесно жили. Восемь лет... Восемь лет жизни под охраной греческих мечей, восемь лет мучений. Единственное, что, должно быть, утешало их: «Пусть мы в плену, пусть мы в аду, пусть эти дикари ликуют, но истина все же у нас». Бедняжки! Где им было знать, что, пусть с запозданием, но день придет, и еврейская картина мира для интеллектуалов все-таки появится. И называться она будет – Талмуд.
Ну, а эти-то, деревенские? У них-то откуда взялись силы увидеть истину, что станет зримой миру лишь столетия спустя?
Да оттуда же, откуда взялся тот горшочек с маслом, которое вопреки законам природы, столь же «непреложным», сколь и законы философии, горело не один, а восемь дней. Ведь главное чудо Хануки не в том, что масло горело, а в том, что его вообще зажгли! Зачем? Какой смысл зажигать «вечный» огонь, если завтра он все равно погаснет? Очевидно, все дело в том, что эти люди, ведомые не разумом, а верой, видели мир во всей его шири – их не окружали стены Акры, им не застили свет стены здравого смысла.
Не пора ли и нам выйти за стены нашей Акры? Нас ждет Иерусалим. Нас ждут огни Хануки. Нас ждет Истина.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.