Тема 126 номера журнала «Мигдаль Times» - 1913 год – возникла во время лекции Романа Тименчика на фестивале медленного чтения «Эшколот», проходившем в Одессе.
Тименчик сказал, что 1913 год ознаменовал собой конец эпохи, и нам показалось интересным заглянуть в этот год и узнать – что же происходило сто лет назад ?
О чем писали газеты в 1913-м? Чем жила Одесса Как решался еврейский вопрос в России и в Америке ? Что происходило в это время в Палестине ?
В 1913 году завершился капитальный труд «Брокгауза и Ефрона». По словам того же Романа Тименчика, завершился и Серебряный век русской поэзии. Саша Черный – участник этого явления, стоял особняком – и в поэзии, и в жизни.
В 1913 году в Бруклине родился писатель Ирвин Шоу, которого назовут впоследствии «Бруклинским Толстым», что заденет самого «папу Хэма».
Прошел целый век с 1913 года – последнего мирного года перед разразившейся мировой войной, но у нас, евреев, есть и другие вехи, даты, которые мы отмечаем уже много веков – победа Маккавеев и чудо Хануки. И каждый год открываем это чудо для себя заново.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Многие краеведы спорят, какой период в истории их городов следует считать «старым», а какой «новым». В каком году заканчиваются «старые добрые времена». В случае с Одессой этого вопроса нет. Как и для подавляющего большинства городов Российской империи, последним годом старого нового времени стал 1913-й. Случайно ли все советские статистические сборники чуть ли не до конца 60-х годов прошлого века сравнивали промышленные и иные показатели именно с 1913-м годом?
Лично меня, как человека, живущего в эпоху постмодернизма, мысль, что в прошлые времена уже было написано много хороших книг, и на мой век точно хватит, очень утешает. Главное, чтобы хватило времени на те книги, о которых я слышала в то время, когда времени на них не хватало. Я только книги о войне читать не могу. И фильмы о войне тоже не смотрю. Подобная «контузия» есть у многих, кто успел родиться и вырасти в СССР. Но «Молодые львы» – название вполне безобидное, автор Ирвин Шоу – имя это слышала… Наверное, что-то о животных, путешествиях, любви и разговорах – значит, можно читать. Но стоило лишь начать читать, как я тут же оказалась в ловушке военных действий. В эту же ловушку в первой главе романа угодила молодая и симпатичная американка, угодила – закрутив сюжет, а потом, мелькнув еще в паре глав, затерялась в перипетиях военного времени. А я на протяжении шести сотен страниц вынуждена была стать свидетелем самого страшного противостояния, выпавшего на долю ХХ века.
Кто знает, каким останется 2013 год в истории. Год климатических неожиданностей? Или – фантастический оптимизм – «год небывалого упадка перед стремительным подъемом» (культуры, искусства, экономики)? Чаще всего нам сложно понять, свидетелями чего мы являемся. Значимость нынешних событий можно определить только в общем историческом контексте. В какое время мы жили – можно будет узнать лет этак через пятьдесят или сто.
Родились в 1913-м
Александр Менакер – советский актер, участник дуэта «Миронова и Менакер», отец актера Андрея Миронова и балетмейстера Кирилла Ласкари.
Еврейская община США – самая многочисленная в мире, более 6 млн человек. Есть ли в Америке антисемитизм? Разумеется, да – раз есть евреи, есть и те, кому они не по душе. Есть ли в Америке дискриминация по «пятой графе»? Нет. Эмансипация (то есть, уравнение в правах) – полная и окончательная. Судите сами: в США, как отмечает блоггер Виктор Вольский в статье «Идише коп II», лишь 2% населения – евреи, но на их долю приходятся 21% студентов элитных университетов «Лиги плюща», 26% лауреатов премий Кеннеди-центра, присуждаемых выдающимся деятелям искусства и культуры, 37% «оскароносных» кинорежиссеров, 38% ведущих филантропов и 51% лауреатов Пулитцеровских премий в области журналистики и музыки. Убеждает? Меня – нет: среди советских деятелей культуры «орденоносных» еврейских лиц было ничуть не меньше. При этом о поступлении в ряд вузов еврею можно было только мечтать.
На вопрос – какие ассоциации связаны с 1913 годом? – младшее поколение пожимает плечами. Старшее, выросшее при советской власти, cмутно припоминает, что именно с экономическими показателями этого года сравнивали достижения Советского Союза.
Сверкая белым брезентом, фургон тихо отчалил от небольшого пустыря рядом с домом, где проживал человек, официально занимавший должность, именуемую «раввин города Яффо и новых поселений». Звали этого человека Aвраам-Ицхак Кук. Кроме самого рава Кука, в повозке находились: духовный вождь иерусалимского еврейства рав Хаим Зонненфельд, его сын, рав Элияѓу Мордехай, рав Яаков Моше Харлап – один из самых блестящих учеников рава Кука, в будущем – глава ешивы «Мерказ ѓа-Рав», рав Йонатан Биньямин Гурвитц – директор иерусалимского колеля «Амстердам», и рав Бенцион Ядлер – известный иерусалимский магид. Именно последний – не раз выступавший в отдаленных поселениях с призывом совместить возвращение на родину с возвращением к Торе – и стал инициатором и организатором поездки.
В историю российского государства (тогда империи) 1913 год вошел, как год невиданного расцвета. Культура, наука, искусство, сельское хозяйство, промышленность – все достигло своей пиковой точки. Недаром во всех сравнительных таблицах, диаграммах, графиках этот год считается как бы эталонным, точкой отсчета.
Имя Саши Черного стоит особняком по отношению к поэтам и поэзии Серебряного века русской литературы. Он не принадлежал ни к символизму, ни к акмеизму, ни к футуризму, ни к прочим «-измам», которые возникали то ярко, то тускло, дробясь, множась, меняясь, сходясь и расходясь в период с 1890 по 1921 годы. Разве что пик его литературного расцвета и славы пришелся как раз на этот период. В 1913 году, последнем перед войной, определившей дальнейший ход событий 20 века, выходит первая книжка детских стихов поэта и уже не первый сборник его стихов «Сатиры и лирика».
Характерная черта некоторых наших праздников – их архетипичность. Похоже, готовя нас к разным ситуациям в будущем, Всевышний некогда подкинул нам определенные исторические события, помогающие разобраться в этих ситуациях. Так, история Пурима – это, конечно, прообраз тех проблем, с которыми мы сталкиваемся в Галуте, на чужбине, в изгнании. Архетип выхода из Галута – и в узком, географическом, смысле, и в широком, духовном – это, конечно, Песах, история Исхода. Ну, а скол нашего сегодняшнего существования в Израиле – это праздник Хануки. И ключом к пониманию наших сегодняшних проблем служат Маккавейские книги.
В Одессе 27-30 июня гостил Пятый фестиваль медленного чтения «Эшколот». Для одесского фестиваля была выбрана тема «Город и текст». Участники фестиваля слушали лекции о еврейской литературе, участвовали в семинарах по еврейским книгам и исследовали город. Литературные прогулки по Одессе с местными экскурсоводами-литературоведами были частью программы, которую проекту «Эшколот» удалось реализовать при содействии Литературного музея Одессы и Еврейского Университета в Иерусалиме.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.