Писать об армии – любой – сложно. Война – дело грязное, кровавое, и должно было бы стать атавизмом. Ведь всем же уже ясно, что не для того мы в этот мир пришли, чтобы убивать. Но политикам разных мастей неймется…
В моем детстве о каком-нибудь воинствующем в масштабах двора еврее насмешливо говорили «аид а буденовец», что означало несовместимость еврея и армии. И это после войны, когда были еще живы евреи, наравне со всем советским народом прошедшие страшную мясорубку и имевшие особый, дополнительный мотив воевать. И все равно молва приписывала еврею пацифизм и некую физическую невоинственность, неприспособленность.
А потом настали 70-е. Каждую пятницу мы, старшеклассники, должны были вклеивать в особую тетрадочку вырезки из газет и утром на уроке политинформации «докладывать». Я исправно пересказывала заметки об израильских агрессорах, не понимая вообще, о чем речь. Мне объяснили, что агрессоры – это захватчики, неправедные, значит, воины. Потому что по истории мы учили, что в России были две праведные Отечественные войны: когда народ встал на защиту Родины – своей земли, дома, семьи.
Зачем я вспоминаю детство с его навеянными пропагандой стереотипами? Потому что у меня есть много знакомых, вовсе не антисемитов, для которых этот образ «израильского агрессора» не только жив, но и актуален. И не надо мне говорить, что мировой антисемитизм принял сегодня такое обличье. Мои знакомые – люди вполне вегетарианские, они любят евреев, но им не нравится, что израильтяне угнетают арабов. Впрочем, арабо-израильский конфликт лежит за гранью их жизненных интересов, они не станут разбираться в этом клубке проблем, в их промытых пропагандой мозгах давно сложился стереотип: война – это грязное дело, и не арабы первыми начали…
Попадет ли этот номер журнала в руки таких незапятнанных «юдофобов», не знаю. А вот неангажированному читателю предстоит поближе познакомиться с буднями самой боеспособной армии в мире. С ее разгильдяйством и бесшабашностью. С маменькиными сынками и дочками, в руках которых жизнь всей страны, каждой семьи и каждого проезжающего мимо арабских поселений человека.
Может ли армия, по определению призванная быть машиной смерти, иметь «человеческое лицо»?
Может ли армия быть боеспособной без жесткой субординации, дисциплины и без жестоковыйного трибунала?
Может ли эта машина не требовать от каждого солдата самопожертвования и беспрекословного подчинения приказу?
Две характерные черты израильской действительности: первая – государство находится в состоянии перманентной войны все время своего существования – более 60 лет; вторая – израильская армия – это «домашняя» армия. Первое – факт, второе обусловлено этим фактом и национальными особенностями государства. Невозможно всю жизнь быть на военном положении, и поэтому государство может поддерживать боеспособный дух своей армии, лишь входя в человеческие проблемы и потребности своих воинов, обеспечивая им и их семьям нормальную человеческую жизнь.
К национальным особенностям израильского государства в первую очередь относится необходимость учитывать религиозные реалии, такие как кашрут, время для молитвы, соблюдение Шабата и специфическое, еврейское, отношение к войне.
Хотя процент религиозных служащих в армии невелик, ни у кого не возникает «аллергии» на кошерную еду, обязательную в военных столовых, изобилие и разнообразие, которой порой не уступает шведскому столу в пятизвездочной гостинице.
Еврейский закон не запрещает воевать даже в Шабат, но если военной угрозы нет, каждый Шабат солдаты отпускаются домой. Если солдат – одиночка (репатриант), находится семья, которая принимает его на Шабат, заботится о нем и даже приезжает на присягу.
Отеческое отношение не чуждо и командирам. Недавно я слышала историю об одном новобранце, который решил стать веганом и отказался не только есть пищу животного происхождения, но и носить кожаные армейские ботинки. В результате у него возникли осложнения в армии. После очередной увольнительной он не вернулся на базу, и тогда командир нанес визит домой к солдату, чтобы выяснить, не обидел ли он каким-нибудь образом своего подопечного. В конце концов ему подыскали службу, которую можно проходить в кроссовках.
Во время единственной военной кампании, которая легла черным пятном на совесть армии, – изгнание жителей из Гуш-Катифа, – многие солдаты отказывались воевать против своего же народа. В отдельных случаях командиры после личной беседы, «замяв для ясности», отправляли такого солдата на другое задание. Но те, кто демонстративно отказались выполнять приказ о выселении, были отданы под суд, который приговорил их… к 20 дням тюрьмы!
Из горячих сводок тех дней: «…все больше и больше солдат и офицеров отказываются участвовать в выселении – на днях об этом заявило элитное подразделение Голани в полном составе».
«Человека с ружьем» в Израиле можно встретить на каждом шагу – в транспорте, банке, кафе, кино и даже в синагоге – и речь не об охранниках, хотя возле любого крупного «присутственного места», таковые есть. В 1979 г. был дан приказ о том, что солдаты боевых частей должны уходить с базы домой с оружием – война Судного дня показала такую необходимость. Кстати, это дополнительная аттракция для туристов, которые любят фотографироваться с вооруженными солдатами.
Об особом, любовном, отношении израильтян к солдатам писали уже не раз. Эти дети защищают их. И не только на войне, но и на пропускных пунктах – проверяя проезжающие машины, предупреждая об опасности при проезде через «территории». Патруль мгновенно выезжает на место, если из арабских поселений обстреляли или закидали камнями проезжающую машину. Солдаты круглосуточно патрулируют границы еврейских поселений. И многое другое, что может произойти в осажденном добрыми соседями государстве.
В Интернете недавняя репатриантка пишет, что натолкнулась в автобусе на сидящую в проходе солдатку. В первый момент это вызвало раздражение, а потом она подумала, что скоро и ее сын будет служить в армии и, возможно, так же устроится поспать по дороге домой. Вот так и относятся к каждому солдату – как к своему ребенку. К ребенку, который подвергается смертельной опасности даже во времена «перемирий».
Чем еще отличается израильская армия?
Тем, что у «ботаников» больше шансов сделать армейскую карьеру. Тем, что в армии нет ломающей человека дедовщины, практически нет строевой подготовки, честь отдается только во время тиронута, а в боевых частях формальной субординации не придается большое значение. В израильской армии могут служить инвалиды-добровольцы. Недавно в интернете появился ролик принятия присяги подразделением глухонемых. Их товарищи специально выучили язык жестов и применили его во время исполнения гимна.
Есть еще одна особенность – высокая цена жизни каждого солдата. За одного похищенного арабами солдата правительство может выпустить из тюрьмы толпу террористов, имеющих на счету не одно убийство. На такие жертвы идут даже ради тела погибшего солдата. Известны случаи, когда солдаты несколько суток (даже в Шабат) прочесывали песок в поисках останков своих погибших товарищей – чтобы предать их земле по еврейскому закону.
Но есть и совершенно жесткие вещи в израильской армии. Отношения с арабами строго регламентированы: солдаты не могут отвечать на их провокации (даже грубостью), не имеют права выстрелить в воздух, если их забрасывают камнями – за все это солдата отдают под суд. И если в интернете вам попадется фотография, где якобы израильский солдат направил автомат на женщину или ребенка, не пожалейте времени – и вы обязательно найдете комментарии к этому же снимку, объясняющие, что форма, обувь и автомат этого солдата не являются атрибутами израильской армии. А заодно вы можете наткнуться и на видеоролик, где арабские дети швыряют камни в солдат, а рядом стоит человек с камерой в надежде зафиксировать их «неадекватный ответ».
Много ли вы знаете армий, которые в ответ на ракетный обстрел будут наносить точечные удары по позициям боевиков, предварительно предупреждая мирное население листовками и даже телефонным обзвоном?
В Израиле общая военнообязанность начинается с 18 лет. Призываются и парни, и девушки, но при этом существует столько оговорок и льгот, что если очень не хочется, можно «откосить».
Вот как об этом пишет на своей страничке в интернете Влад Литманович:
«Закосить в Израиле от армии – вещь очень сложная, но, как в том старом анекдоте: "Одному из наших ребят это все-таки удалось".
Итак, вот варианты:
1. Принять мусульманство (арабов и мусульман по понятным причинам в армию не призывают).
2. Уйти учиться в "черную" ешиву. Их, нестрого говоря, два типа: "черные" (по цвету одежд учащихся и преподавателей) и "есдер" – учащиеся этих ешив служат, и еще как служат.
3. Жениться и "родить" себе пару детей – полностью не освободят, но крепко скостят срок службы.
4. Заболеть чем-то очень тяжелым (не дай Б-г) – притвориться не получится, проверяют очень скрупулезно. И, кроме того, если ты не при смерти – пошлют в тыловые части, но служить придется полный срок.
5. Попасть-таки в армию и сбежать из части. В первый раз тебя посадят в тюрьму недели на две, а потом вернут в часть. Самое время снова сбежать. Тебя, естественно, снова посадят. По рассказам, это продолжается от пары месяцев до полугода. После этого тебя освобождают от службы по непригодности. Большой плюс этого варианта – отсутствие неприятных последствий, как в следующем. Минус – полгода в тюрьме все-таки не подарок.
6. Стать "психом" – наиболее распространенный вариант. Врачи-психологи предпочитают оставить дома десять симулянтов, чем взять в армию одного настоящего психа. К сожалению, есть слишком много минусов: а) никогда не сможешь стать членом Кнессета – впрочем и не очень то хотелось, б) никогда не получишь разрешение на ношение оружия – это уже неприятно, пистолет (вместе с сотовым телефоном) – обязательный атрибут израильского варианта "нового русского", в) никогда не сможешь устроиться на работу в более-менее приличном государственном учреждении – еще менее приятно, хотя, в принципе, и это переживаемо».
У всякого разумного человека возникнет вопрос: как такая «домашняя» армия может быть боеспособной?
Хотя сведения оборонного характера в Израиле публикации не подлежат, в Интернете легко найти данные, основанные на оценках авторитетных зарубежных источников, а также израильских исследователей.
На действительной службе состоят около 186 тысяч человек, однако мобилизационные ресурсы – 3,11 млн. чел., в т. ч. годных к военной службе 2,55 млн.
Израильские ВМС считаются не только одними из наиболее оперативных в мире, но и доминантной морской силой в бассейне Восточного Средиземноморья.
Среди других факторов высокой боеспособности израильской армии – эффективная военная инфраструктура, технологические возможности, которыми не обладает ни одна соизмеримая с Израилем страна в мире, и богатейший боевой опыт.
Но есть еще одна «тайная добавка» в этом военном компоте, цитирую: «Ощущение, что вооруженные силы еврейского государства сохраняют древнюю традицию еврейских воинов – Иеѓошуа бин Нуна, царя Давида, Маккавеев, защитников Масады и бойцов Бар-Кохбы – и осознание недопустимости повторения трагического опыта многовекового галута, когда еврейский народ был беззащитен перед лицом своих врагов, способствуют воспитанию у израильского солдата высокой мотивации и сознания исторической ответственности перед еврейским народом и его государством».
Влад Литманович формулирует это с меньшим пафосом: «Я попытаюсь быть чуть серьезней обычного, надеюсь, у меня получится. …отношение большинства израильтян к армии хорошо выражается словами одного американского президента: "Пиночет, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын". Так вот, если бы не было армии, мы бы все уже давно находились там, где желают видеть нас соседи-арабы, а именно – в море. И в этом, мне кажется, основная разница между израильской и советской армиями. Если там можно было сказать, что ты идешь непонятно куда, непонятно зачем, и непонятно кого защищать, то здесь это как раз очень даже понятно...»
___________________________________________________
[Вкратце идея статьи Л. Авенайса в том, что «народная армия» изжила себя и, вместо того, чтобы поддерживать обветшавший миф, пора переходить к армии контрактной.]
Инна Найдис: «Оля, о том, что армия, возможно, станет контрактной, уже давно заявляется на самом высоком уровне. Но состояние перманентной войны вынуждает иметь боеспособное население – все население! Содержать такое количество контрактников очень накладно для бюджета.
Кроме того, армейские везде – в аэропорту, крупных магазинах, ресторанах, на КПП – опасность теракта делает их присутствие (и количество) необходимым. Можно возразить, что все эти военные могли бы быть контрактниками, но, наверное, есть еще и долг перед родиной, которая все время в опасности (и это, увы, не шутка). Кроме того, чтобы у страны была армия резервистов, необходимо, чтобы они где-то этому учились. И резервистские сборы (милуим) тоже необходимы. Кстати, однажды я наблюдала, как мой знакомый откосил от сборов: сильно порезал палец (не намеренно) и заявил, что поэтому не может идти на сборы. Отпустили без проволочек.
Теперь о настроениях.
Мой сын служил и дети моих друзей – тоже. У них у всех отношение к армии как к осознанной необходимости – долгу защищать страну. Настроения "откосить" появились не так давно. Думаю, это связано с возросшей (во всем мире) инфантильностью – нежеланием брать на себя какую-либо ответственность и побуждением вкушать только радости жизни. Для Израиля, которому надо все время бороться за эту радостную жизнь, такие тенденции губительны.
Израильская армия не лишена недостатков, характерных для любой современной армии, но они реально дискутируются и изживаются (с помощью огласки и суда!).
Для многих армия – лучшая пора юности и взросления – этакий скаутский лагерь (о военном времени не говорим). Откосить от армии вполне реально, да и не всех берут – очень серьезный психометрический тест.
Конечно, все не так однозначно, и проблемы есть. Если бы Израиль мог себе позволить длительную мирную передышку, то, вероятно, армия стала бы "загнивать", со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тогда бы точно понадобилась армия профессионалов-контрактников. Но постоянное ощущение нависшей опасности и присутствие рядом с этими молодыми и развеселыми солдатами смерти делает их мотивацию, преданность и товарищество условием выживания».
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.