БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №128 > ЧЕРНО-БЕЛАЯ АРМИЯ
В номере №128

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

ЧЕРНО-БЕЛАЯ АРМИЯ
Шмуэль-Лейб Меламуд

Моя жена рассказывает, что когда ее папа впервые узнал, что у него будет девочка, он облегченно выдохнул: «Не военнообязанная!» Скажу по своему опыту – юноша в бывшем СССР ни на секунду не должен забывать, что он военнообязанный. С его детства готовятся «нужные» болезни (плоскостопие – не ниже второй степени с осложнениями), деньги на взятки, чтобы получить загранпаспорт, поступление в университет – обязательно с первого раза и только туда, где есть военная кафедра. Мы искренне недоумевали, зачем девушкам поступать в аспирантуру – им же не нужна отсрочка…

«Здесь не израильская армия, – с грустью говорили наши родители. – В Израиле все, даже девочки, идут служить по призыву с удовольст­вием».

В Израиле на это утверждение тут же возразят: идут служить не все. Вот досы, например, вообще не служат. «Дос» – это от слова «дат» – «религия», произнесенного на ашкеназский манер, как его произносят те, у кого в семье говорят на идиш. Соответственно дос – это не просто религиозный еврей, каковых в Израиле большинство, а тот, кто строго соблюдает все еврейские законы и обычаи своей общины, носит черный сюртук и шляпу и посвящает всю свою жизнь изучению Торы. В общем, живущий так, как еще 100-150 лет назад­ жило подавляющее большинство европейских евреев.

Досов или, более уважительно, харедим («трепещущих») в Израиле сейчас насчитывается около 9% от всего еврейского населения. Примерно пятая часть из них – сефарды-харедим – движение, сформировавшееся в начале 20 века. Они ведут такой же образ жизни, но придерживаются сефардских обычаев­.

Служба в ЦАХАЛе действительно воспринимается израильтянами как повод для гордости (даже без учета льгот и связей, которые приобретает любой, кто служил). Всем ясно, что армия не сидит без дела и без нее наше государство перестало бы существовать. Поэтому отказ от службы в армии интерпретируется как ненависть к государству вообще, как отрицание сионистской идеи. Такие обвинения часто звучат в адрес харедим и, как правило, безосновательно. Лишь ничтожная часть из них (так называемые «нетурей карта») настроены антисионистски. Основная же масса не просто приветствовала создание еврейского государства, но принимала в нем активное участие.

Начнем с того, что евреи жили в Эрец Исра­эль непрерывно в течение всех двадцати веков изгнания. За это время земля не раз опустошалась захватчиками, некогда цветущие холмы превратились в пустыню, а основным занятием евреев стало изучение Торы и выживание – в основном, за счет денег, присылаемых из диаспоры. Во времена Британского мандата, непосредственно перед созданием Государства Израиль, многие ученики ешив вступали в подпольные еврейские организации «Эцель» и «Лехи», хотя раввины, даже религиозно-сионистского направления, относились к борьбе против англичан неодобрительно. «После создания государства мы оказались ЦАХАЛу не нужны», – с горечью вспоминают они сейчас. Почему это произошло? Может быть, из-за расхождений в идеологии (бойцов «Эцеля» и «Лехи» не всегда с охотой выдвигали на руководящие посты в ЦАХАЛе), а, может быть, потому, что солдаты-харедим обходились армии слишком дорого – к этому мы еще вернемся.

В то же время Бен-Гурион договорился с лидерами религиозного еврейства о соблюдении статус-кво во взаимоотношениях религии и государства – что касается семейного права, соблюдения кашрута и шаббата в публичной сфере и т.д. Сюда же входило и ежегодное освобождение от службы в ЦАХАЛе 400 учеников ешив.

Хазон Иш, лидер харедим того времени и великий знаток Торы, объяснял это так: «Есть в Талмуде закон: когда встречаются на узкой дороге две телеги, одна с грузом, а другая – пустая, пустая должна уступить дорогу. Наша телега везет груз трех тысяч лет истории, наследия и традиции. А ваша – пуста».

Почему на это пошел Бен-Гурион, неясно. Его официальная биография говорит, что он признавал важность изучения Торы для сохранения еврейского народа. Рав Хаим Навон, наоборот, считает, что Бен-Гурион полагал, что изучение Торы в ешивах продержится еще максимум одно поколение, и освобождение ешиботников от призыва никому не повредит. Рав Шломо Лоренц свидетельствует, что по прошествии многих лет Бен-Гурион сам не мог ответить на этот вопрос. Пожалуй, такова была воля Провидения…

Со временем 400 учеников ешив превратились в 800, но в 1977 году ограничение было отменено вообще. Не зафиксированное ни в одном законе, освобождение производилось приказом министра обороны, который имел право освобождать от призыва любого по любой причине. В данном случае молодому человеку достаточно было заявить, что «торато умануто» – то есть, изучение Торы является его постоянным занятием, – и он получал отсрочку от призыва на все время учебы в ешиве или колеле для женатых. По достижении сорока с лишним лет он освобождался от призыва совсем. Если «армия» узнавала, что он в это время где-нибудь работает или учится в светском заведении, это рассматривалось как нарушение условия, и его призывали в армию на общих основаниях.

Религиозные же девушки – то есть девушки, заявившие, что ведут религиозный образ жизни, – вообще освобождены от обязательного призыва, хотя могут пойти служить добровольно. (Замужних женщин и матерей, независимо от религиозности, в армию Израиля не призывают.) Стоит заметить, что, несмотря на возражения со стороны государства, Главные раввины Израиля (и религиозные сионисты, и харедим) всегда выступали против службы девушек в ЦАХАЛе.

В редких случаях харедим не пользуются законной отсрочкой. Например, хасиды ХАБАД­а в армии служат, поскольку Любавический Ребе считал религиозным долгом защиту евреев с оружием в руках. Но в целом отказ от службы в армии стал в глазах светского общества чуть ли не главной отличительной чертой харедим. Из-за этого, например, тех же хабадников многие вообще к харедим не причисляют, хотя они носят черные шляпы, не менее глубоко изучают Тору и строго выполняют заповеди и обычаи.

ИзменитьУбрать
(0)

Не служа в армии в качестве солдат, ученики ешив, тем не менее, считают, что вносят свой вклад в безопасность государства Израиль своим служением Б-гу. Рав Кук, основатель религиозного сионизма, писал: «Талмидей хахамим являются защитниками страны, даже в большей мере, нежели воины». «Если Б-г не охранит города, напрасно бодрствует сторож», – говорит царь Шломо. Победы Израиля ­над превосходящими силами врага сложно объяснить иначе, чем Б-жественным покровительством.

Тем не менее, светские граждане Израиля считают, что освобождение ешиботников (десятков тысяч каждый год) от службы в армии возлагает на остальных граждан неравное бремя. Израильтяне не любят быть фраерами. Один упрямый человек – Йеѓуда Реслер – ежегодно (!) подавал жалобы в БАГАЦ (высший судебный орган Израиля) с требованием призывать в армию всех. В 1986 г., отклонив его очередную жалобу, БАГАЦ под председательством Аарона Барака процитировал рава, говорившего, что «без Торы нет смысла в государстве, и изучение Торы защищает народ Израиля столь же успешно, как оружие». Ирония заключается в том, что этим равом был р. Моше Цви Нерия, один из главных авторитетов религиозного сионизма.

Наконец 9 декабря 1998 г. жалоба Реслера была удовлетворена. У министра обороны было отнято право предоставлять студентам ешив отсрочку, и решение вопроса было передано в Кнессет. 9 декабря 2000 г. Кнессет сформировал комиссию для составления проекта закона. Во главе ее согласился стать судья в отставке Цви Элимелех Таль – религиозный сионист. Его об этом лично просил р. Овадья Йосеф, просили посланцы р. Шаха и Гурского Ребе. Перед комиссией Таля изначально была поставлена задача сохранить в новом законе существующий порядок предоставления отсрочки для учащихся ешив. При этом комиссия должна была разработать особые программы, которые позволили бы религиозным молодым людям служить в армии без ущерба для их образа жизни. Для этого молодым людям была предоставлена возможность уйти из ешивы и пойти работать в любое место по своему выбору, сроком на год, без угрозы быть призванным. По истечении года они должны были либо вернуться в ешиву, либо пойти служить. Для харедим, желающих служить, создавались особые воинские части. Также рекомендовалось создать гражданскую службу в качестве альтернативы военной.

Закон Таля был принят сроком на 10 лет с дальнейшим рассмотрением в БАГАЦе результатов его действия. В феврале 2012 г. БАГАЦ постановил, что закон Таля не принес равноправия, служить из харедим идут немногие, а альтернативная служба не создана. Поэтому с 1 августа 2012 г. закон прекратил свое действие. А затем были выборы.

Выборы 2013 г. впервые за много лет привели к созданию в Кнессете коалиции без харедимных партий. Одна из вошедших в коалицию партий, «Еш Атид» Яира Лапида, в качестве программной цели поставила «Равенство в распределении бремени», то есть – призыв харедим в армию. Для разработки нового закона была создана комиссия под председательством Айелет Шакед, и… дело застопорилось.

Причина в том, что призыв харедим хорошо выглядит в качестве предвыборного лозунга, но плохо реализуется на практике. Начнем с того, что Израиль – не СССР, и он ни в коем случае, и это неоднократно подчеркивалось, не пойдет на принудительный призыв. ЦАХАЛу не нужны солдаты, служащие из-под палки. Многие настроены против каких-либо санкций для уклоняющихся от службы. Добровольно служить идут немногие харедим – не только из-за внутреннего нежелания: в их общинах будут считать, что они легкомысленно относятся к заповедям, им трудно будет найти невест. Иногда солдат-харедим даже бьют и выгоняют из общин.

Если компромисс возможен, каков он должен быть с точки зрения религиозных авторитетов?

В ЦАХАЛе в любых частях есть раввины, соблюдается кашрут, а несение воинской службы в Шабат еврейским законом разрешено. Но в частях, где служат харедим, кашрут соблюдается строже, и, что очень важно, не должно быть женщин. На руководящие должности в этих частях назначаются религиозные офицеры, потому что солдат-хареди не будет признавать авторитет офицера, публично нарушающего заповеди. Во всех этих сферах вопрос доверия очень важен, потому что солдат, дав присягу, не может уйти, но зато следующее поколение религиозных призывников может учесть негативный опыт и отказаться от призыва. Доверие выстраивается годами, и нынешняя попытка «спуститься по лестнице за две секунды» может окончиться плачевно. Известен случай, когда солдат-харедим пытались заставить присутствовать на концерте, где пели девушки-солдатки. Армейское руководство заявило, что это важно для укрепления «боевого братства», раввины же назвали такие действия глупостью, подрывающей доверие. Руководитель армейской программы по интеграции харедим даже подал в отставку, которая, правда, не была принята.

На данный момент в рядах Израильской армии служат около 3700 солдат-харедим. Стрижка под ноль в армии не обязательна, харедим не отрезают пейсы и не бреют бороду.
Кроме того, харедим требуют выделить солдатам время для молитвы и изучения Торы. Такой опыт в ЦАХАЛе есть – с самого начала в армии существовали (как правило, в танковых частях) ешивот-эсдер, где изучение Торы совмещается со службой. То есть, харедим стремятся максимально сохранить во время службы свой образ жизни.

С финансовой точки зрения все тоже выглядит не радужно. Создание дополнительных частей с особыми условиями службы для десятков тысяч солдат обойдется армии недешево. Кроме того, среди харедим больше семейных, чем среди их светских сверстников, а значит, ЦАХАЛу придется выплачивать семьям компенсации за утрату дохода. И наконец, армии просто не нужно такое количество дополнительных призывников.

Зачем же тогда нужно было затевать этот процесс? Кроме желания справедливости, чтобы каждый послужил на благо страны? Скажем честно, многим просто не нравятся досы, и они надеются, что, столкнувшись в армии со светским обществом, досы оставят свой образ жизни. Многие говорят об этом открыто. Харедимные семьи, в свою очередь, этого боятся.

По моему мнению, ставить целью перевоспитание какой-то группы людей – позор для свободного общества. Но есть и другая важная причина.

Боясь попасть в армию, ешиботник нигде не может официально работать. Это значит, что многие сферы деятельности для него закрыты, а сам он живет на полулегальном положении, не получая законной защиты и приучаясь закон обходить. Низкий процент работающих мужчин-харедим уже становится экономической проблемой. А благодаря высокой рождаемости доля харедим среди населения растет. Именно это – интеграция на рынке труда – гораздо­ важнее интеграции в армию. Можно ли обойтись без службы в армии? Такие решения тоже исследуются.

Вице-спикер Кнессета Моше Фейглин, известный своими независимыми взглядами, предлагает радикальное решение: отказаться от призыва и перейти к профессиональной армии, оставив лишь двухмесячный «курс молодого бойца». Это позволит эффективнее использовать средства, избавив армию от чрезмерного числа призывников, большинство которых не служат в боевых частях и уклоняются от резервистских сборов. Это обеспечит профессиональное владение сложной техникой. Но, главное, это позволит сохранить и еврейский, и демократический характер Государства Израиль.

Будет ли принято такое решение? Сейчас – вряд ли. В перспективе – почти наверняка.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №128 > ЧЕРНО-БЕЛАЯ АРМИЯ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 09:45:47
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов