БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №128 > МАНИКЮР ПОД ОБСТРЕЛОМ
В номере №128

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

МАНИКЮР ПОД ОБСТРЕЛОМ
Ольга Ксендзюк

Если хотите быть оригинальным и свежим, не говорите о политике. Что еще? – ну, в Фейсбук не ходите. И не пишите о женщинах в Армии обороны Израиля. Последняя тема пользуется устойчивой популярностью СМИ, несмотря на то, что «новости» этой – давно за 60 лет.

Еврейские женщины славятся красотой. А удачно сшитая форма может сделать женщину еще красивее. (Последнее обстоятельство хорошо известно стюардессам, медсестрам и полицейским.) Поэтому просторы Интернета пестрят снимками военнослужащих израильтянок, а один из типичных заголовков – «Самая красивая армия в мире».

Кроме того, служить – почетно. Счастливые родители и сами солдатки1 с гордостью выкладывают фотки, на которых энергичные, дерзкие и трогательные девочки сверкают улыбками, тренируются, перекусывают, отдыхают, показывают язык объективу и неудержимо радуются жизни. (Иногда это уже напоминает селфи2, но таковы особенности сегодняшней информационной культуры.) Вызывают эти девочки уважение, восхищение и тревогу – ведь на самом деле далеко не все так мило и живописно.

Я – человек сугубо штатский и всегда чувствовала отвращение к школьной «военной подготовке» , к любому подчинению и хождению строем. В первый и в последний раз держала в руках автомат на той же НВП. По сборке-разборке этой штуки на скорость даже имела пятерку, но по стрельбе в тире – унылую тройку. Оружие казалось кошмарно тяжелым и неудобным. Как удержать его в руках, сохраняя устойчивость, и попасть хотя бы где-нибудь рядом с мишенью?..

Рассмотрела я фотографии, прочитала истории и дневники – и ощутила зависть. Разнообразный и уникальный опыт получают израильтянки в АОИ, а также профессиональные навыки, дружеские связи, наконец, яркие воспоминания. Еще удивительное чувство, мало знакомое мне, жителю постсоветской страны: ты выполняешь свой долг перед родиной, как бы пафосно это ни звучало.

*

Впервые женщины приняли активное участие в защите Израиля в Войне за независимость 1948 г., в связи с тяжелым положением страны, пишет Википедия. Но назовите такой год, когда положение страны было легким! Так что дочери Израиля остаются военнообязанными. Сомневающимся Давид Бен-Гурион объяснил: «Служба в армии является высшим символом исполнения гражданского долга, и пока женщины и мужчины не равны в исполнении этой почетной обязанности, нельзя говорить об их подлинном равноправии».

В соответствии с законом 1959 г. на воинскую службу призывают женщин в возрасте от 18 лет, если у них со здоровьем порядок, а мужа и детей еще нет. Религиозные, замужние, а тем более беременные получают отсрочку или полное освобождение. Часто девушки, получившие освобождение, сами идут на альтернативную службу – работают в больницах, ухаживают за инвалидами и т.п. Женщины служат год и 9 месяцев. В ежегодных резервистских сборах они не участвуют.

Что касается репатрианток, то призывают незамужних, приехавших в Страну до того, как им исполнилось 17 лет. Предполагается, что девушки, которые большую часть детства и юности прожили не в Израиле, психологически не готовы к армейской службе, и у них могут возникнуть эмоциональные проблемы.

Сначала девушки проходят медкомиссию, тестирование у военного психолога и прочее. От этого всего зависит, в каких войсках они будут служить. В качестве допризывной подготовки они могут пройти курсы и овладеть какой-то армейской специальностью.

В основном, женщин призывают в небоевые части – инженерные, медицинские войска, на административную или техническую работу. Многие воинственные израильтянки не довольны положением вещей и продолжают бороться за равноправие.

Верховный израильский суд в 1995 г. внес поправки в закон о Вооруженных Силах и разрешил всем желающим женщинам учиться на офицеров ВВС и ВМФ и служить в боевых частях. В 2001 г. при Генеральном штабе было учреждено Управление советника по делам женщин-военнослужащих. Оно занимается вопросами соблюдения равных возможностей в ЦАХАЛе.

Женщины служат в артиллерийских войсках, пограничной службе Магав. Есть пехотные части, где мужчины и женщины служат вместе, например, «Батальон Каракаль». По данным 2012 г., увеличилось число девушек, стремящихся попасть в боевые части. На сегодняшний день, по данным министерства обороны, до 35% личного состава армии – женщины, для которых открыты 80% воинских специальностей, в том числе боевых.

Эфраим Кишон писал: «Это единственная страна в мире, где на первом свидании парень спрашивает у девушки, в каких войсках она служила, и единственная страна, где выясняется, что ее боевой опыт богаче, чем у него».

Но разговоры не утихают. Все-таки хорошо ли это – женщина в армии (для обеих)? Стоит ли идти в АОИ религиозным девушкам? Каково мужчинам и женщинам служить вместе? И так далее.

*

Недавнее решение Совета Главного раввината запрещает «любой тип призыва женщин в Армии Обороны Израиля». Во время обсуждения один из раввинов сказал, что «женщины и мужчины не могут служить вместе – это небезопасно и рискованно с точки зрения морали. Тора противостоит этому…». (israel7.ru)

Другие утверждают, что военная служба женщин не только не противоречит религиозным законам, но даже является мицвой, и если «девушки, оказавшись в армии, продолжают вести религиозный образ жизни и "блюсти себя", то их службу на благо еврейского государства следует только приветствовать».

Число религиозных призывниц растет. В 2010 г. военную службу выбрали 935 религиозных девушек, в 2013 г. – 1616. Большинство идет не в тыловые, а в элитные части – в военную разведку, авиацию, боевые санитары и т.д. Для них разработали специальную форму: длинная юбка с небольшим разрезом внизу, майки и рубашки с длинными рукавами.

Большинство девушек из семей религиозных сионистов по-прежнему предпочитают альтернативную службу армейской. А вот «откосить» и от того, и от другого чаще пытаются светские девушки, объявляя себя религиозными. Но «прояснить» их сегодня легче, чем раньше, – через соцсети. (isrageo.com)

А что думают мужчины-военнослужащие о службе девушек в армии?

Одни говорят, что это очень даже хорошо, другие убеждены, что женщине в армии не место. Молодой человек из репатриантов рассказал в интервью, что его знакомые жаловались на «бабовщину». «Активная позиция, занимаемая женщинами в армии, нравится далеко не всем». (nvo.ng.ru) Добавим – активная женская позиция часто раздражает мужчин не только в армии. И не только в Израиле.

Но бывают не очень ловкие ситуации, которые грамотное армейское начальство старается решать. Например, в группе мужчин-репатриантов среднего возраста назначили командиром 20-летнюю девушку. Это создавало дискомфорт, и по их просьбе командира сменили – после чего все пошло на лад.

А как насчет неизбежного вопроса о романтических отношениях? «Большинство молодых людей предпочитают устраивать свою личную жизнь за пределами базы, – рассказывает один из солдат. – Военная база – как большая деревня, очень много разговоров, сплетен, слухов… Конечно, молодым людям хочется побыть наедине, но встречаться они предпочитают подальше от места службы. Во время моей службы семьи создавались только между молодыми людьми и девушками из разных подразделений». (nvo.ng.ru)

Женская территория на базах огорожена. Вход разрешается исключительно девушкам. Офицеры-мужчины входят только «по специальным обстоятельствам, проверкам и обходам». При этом они громко предупреждают о своем присутствии – «чтобы никаких девушек в полотенцах, оханий, аханий и прочего». (veoral.livejournal.com)

*

Дальше я думала рассказать о замечательных женщинах, чьи имена остались в истории АОИ. Это – радистка Ханна Сенеш, сержант Эстер Ардити (первая девушка ЦАХАЛа, удостоенная боевой награды), летчица Яэль Ром-Финкельштейн, врач Марина Каминская и многие другие. (shaon.livejournal.com)

Но вместо этого я решила процитировать отрывки из дневников, принадлежащих обычным девочкам, в историю пока не вошедшим.

«Ближе к 18 годам вокруг меня началась суматоха... Мама обливалась слезами. Отец запугивал террористами и войной. Подруги обещали взорвать аэропорт. Мальчик предложил пожениться. Я могла отказаться от службы…». (yes.com.ru)

«Если бы пару лет назад кто-то сказал мне, что я буду скучать по армии, я бы рассмеялась. Очень. И зря». (veoral.livejournal.com)

«Армия определенно дала мне больше, чем я ей. Хорошо, что у меня хватило упрямства не сбежать и получить то, чего многие совсем даже не знают». (veoral.livejournal.com)

«На самом деле армия – скопище противоречий и несправедливостей. Там своя система ценностей – отличная от той, к которой мы привыкли. Но это до меня дошло уже на месте­». (yes.com.ru)

«Оказалось, в деле изучения Израиля и иврита армия – это лучшая школа». (belarus-israel.by).

«В армии принято орать. После первой недели я почувствовала, что оглохла. На тебя кричат, ты кричишь – на тебя кричат, чтобы ты кричал громче. Привыкаешь». (yes.com.ru)

«Страшнее всего попасть в плен, как Гилад Шалит, или заживо сгореть в танке. Убить сложно, только когда есть время мыслить. Но когда нужно за секунды выстрелить, нет времени думать…». (belarus-israel.by)

«Стоишь посреди ничего, вокруг ни души... И холодно… Прихожу в домик, все спят – шесть утра. Тихо-тихо сажусь на краешек кровати и начинаю все с себя снимать – вернее, пытаться снять. Получается плохо: пальцы плохо слушаются. … Мы сидим вдвоем, уже на полу, и сослуживица помогает мне снять эти чертовы ботинки. И греет чайник...». (veoral.livejournal.com)

ИзменитьУбрать
(0)

«На входе в мою казарму было написано: “задача патриота не умереть за свою родину, а заставить другого патриота умереть за его родину”». (belarus-israel.by)

«Самая большая проблема в нашей армии – это бюрократия, как мне кажется». (belarus-israel.by)

«Меня отправили в Сектор Газа. Я долго привыкала к бомбежке». (yes.com.ru)

«Многие, услышав сирену, спешат, впадают в панику и как результат – падают, ломают руки-ноги или, как вчера, лишаются жизни от сердечных приступов из-за паники. Не нужно паниковать. Перво-наперво продумайте, куда будете бежать во время сирены. Выбирайте место, до которого сможете добраться не снося все на своем пути». (veoral.livejournal.com)

«Как идти в душ. Расстелите на полу полотенце – если придется выскакивать быстро, времени вытирать ноги не будет, а поскользнуться на лестнице не хотелось бы. Подготовьте то, что можно на себя накинуть и в этом же добраться до бомбоубежища. Поставьте в ванной тапочки. И бегите, в случае чего». (veoral.livejournal.com)

«В нашем распоряжении были телевизор, видеотека, журналы. Все это напоминало пионерский лагерь, который временами переворачивался вверх дном… Боевые операции, новые крутые автоматы, маникюр под обстрелом…». (yes.com.ru)

«В армии я поняла, что такое идти напролом, а еще научилась приживаться в совершенно разных компаниях». (belarus-israel.by)

«Я никогда не думала о том, что мне придется убивать людей с оружием в руках. Даже когда меня этому учили, я не понимала до конца, да и сейчас не понимаю...». (belarus-israel.by)

«Навыки, полученные на курсе молодого бойца, пришлись очень кстати. В 5 утра ежедневно начинался обстрел. Я тряслась от ужаса первое время...». (yes.com.ru)

«Честно говоря, я не люблю рассказывать о самой войне. Она никого не щадит. Мы похоронили нашу офицершу Матат. Ее убили, когда она ехала к нам на базу. Ей было всего 23 года. Столько лет мне сейчас…». (yes.com.ru)

«Самая большая проблема в нашей армии, на мой взгляд, – это похищение солдат за выкуп. Каждую неделю перед выходом домой нас собирали и напоминали, что нельзя ни при каких обстоятельствах добираться автостопом». (belarus-israel.by)

«Я долго отвыкала от армии на гражданке. Было тяжело без привычного груза за спиной – автомата, в автобусе уже никто не уступал место, никакой случайный прохожий не останавливался, чтобы просто сказать тебе: «Молодец – герой!». (yes.com.ru)

«На прощание моя команда подарила мне конверт, который велено было открыть по приезде домой. Я до сих пор иногда перечитываю... “Дорогой солдат! Меня зовут Ицик. Мне 5 лет. Пока я хожу в школу, смотрю телевизор или играю в мяч во дворе, ты меня защищаешь. Я не знаю, как тебя зовут, мальчик ты или девочка, но я хочу сказать тебе спасибо. И пожелать, чтобы армия поскорее закончилась... Еще я хочу пожелать кое-что себе. Не ходить в армию, когда вырасту. Ее больше не будет, потому что наступит мир”». (yes.com.ru)

«Замечательно, если страна может обойтись без девушек в армии! Наша не может. Теоретически (да и на практике) мальчики служат там, где опасно. А есть ведь еще куча всяких служб, где вполне можно использовать женщин. Штабная работа, например. Но у нас многие девочки рвутся туда, где трудно и опасно. Во-первых, по молодости, во-вторых, мы действительно патриоты своей страны. А в Израиле быть патриотом – это не просто любить страну, а и бесконечно ее защищать. Так уж сложилось...». (myjulia.ru)


1В Израиле так называют женщин-военнослужащих.
2Селфи (от англ. self ) – первоначально снимок самого себя, сделанный на мобильный телефон или фотокамеру. Позже слово вышло за рамки интернет-сленга и стало обозначать фотоавтопортрет в широком смысле, инструмент самовыражения.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №128 > МАНИКЮР ПОД ОБСТРЕЛОМ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 03:12:02
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Jerusalem Anthologia