Домашнее книжное собрание, кроме своего прямого назначения, несет еще и некую имиджевую нагрузку.
«Квартира, густо заставленная томами, служит паролем, свидетельствующим об интеллигентности хозяина, независимости его образа жизни и идеологической раскованности. Названиями книг можно обмениваться как новостями...» (П. Вайль, А. Генис)
Хорошая библиотека окружена аурой духовности и даже таинственности. Особенно любят библиотеки писатели и режиссеры. Их герои отправляются в библиотеку искать, расшифровывать или похищать старинные манускрипты, скрываются там от преследования, устраивают убийства разной степени тяжести и свидания разной степени скромности. Букинисты, антиквары, библиофилы оживляют сюжет своим интеллектом и тонким вкусом, а присутствие библиотеки придает всему некую «атмосферность». Здесь неизменно говорят об «Имени розы» и «Клубе Дюма…». А помните ли вы, что именно в библиотеке знакомятся герои знаменитой «Истории любви» Эрика Сигала? В культовом фильме «Мумия» (1999) библиотекарша – красавица и специалист по древним языкам – помогает спасти мир от очень злобного призрака. Интересен и образ главной героини в фильме «Пистолет в сумочке Бетти Лу» (1992).
Своего рода профессиональный апофеоз – фильм П. Уинтера «Библиотекарь» (2004). Студент Флинн Карсен получает приглашение на собеседование в библиотеку, которая оказывается хранилищем бесценных артефактов (меч Эскалибур, шкатулка Пандоры и пр.). Флинн становится Хранителем и отправляется на поиски похищенного Копья Судьбы, чтобы не дать очередным злодеям натворить дел. Он переживает массу опасных приключений, вызывающих в памяти не то поиски Грааля, не то похождения Индианы Джонса. Потом было снято еще два продолжения. Исполнивший главную роль Ноа Уайли заслуживает звания «Четырежды библиотекарь», так как он играет и в сериале «Библиотекари» (2014-2018), созданном на основе этой франшизы.
Образ библиотекаря в советской культуре заслуживает отдельного исследования. За редким исключением, речь идет о женщинах. Немолодых, одиноких и зловредных, либо юных, милых и умных. У Эренбурга в «Дне втором»: «Она была одинока, немолода и некрасива. Никто не знал даже, как ее зовут – говорили: библиотекарша». Однако Наталья Петровна оказывается героической женщиной, отстаивающей высокие идеалы.
Безжалостный Бабель в «Публичной библиотеке» пишет: «То, что это царство книг, чувствуешь сразу. Люди, обслуживающие библиотеку, прикоснулись к книге, к отраженной жизни, и сами как бы сделались лишь отражением живых, настоящих людей… Хорошо бы их описал Гоголь!»
Можно вспомнить и пьесу А. Володина «Идеалистка», и «Сонечку» Л. Улицкой… но можно и не вспоминать. Потому что в большинстве своем это истории грустные. «Библиотекари в отечественной художественной литературе достаточно часто описываются в качестве главных героев (причем положительных), но сама библиотечная профессия в качестве достойного жизненного выбора показывается редко».
Библиотека может служить просто декорацией, не выполняя никакой роли в повествовании, – как, например, в классическом детективе Агаты Кристи «Труп в библиотеке». Причем один из персонажей иронизирует, не в силах поверить в происходящее: «Во всем виноват полицейский роман, который ты читаешь на ночь. “Тайна сломанной спички”, не так ли? Что-нибудь вроде: “Лорд Эджбастен обнаружил труп прекрасной блондинки на ковре своей библиотеки…” В романах трупы всегда оказываются в библиотеках. В нормальной жизни я об этом не слыхал». Однако тело юной блондинки действительно найдено в библиотеке полковника Бантри…
Есть одна забытая повесть, где сосредоточена коллекция детективных штампов, – «Убийство в библиотеке». Произошло преступление оттого, что культурные убийцы не вынесли беспринципности академика, который «всегда поворачивал науку, куда требовалось». Главный герой, следователь Ячменев, не боится ничего, «кроме темноты, крови и покойников». А по поводу беспринципности он замечает: «Если бы в наше время за это убивали, началась бы такая резня…»
Этот сценарий Э. Брагинского и Э. Рязанова был издан в сборнике «Зигзаг удачи» в 1969 г. Сатирики остроумно прошлись по «быту, привычкам и порокам современного советского общества». Не удивительно, что фильм по нему так и не поставили. Возможно, он оказался бы таким же актуальным, как и другие произведения Рязанова.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.