БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №156 > ДОМ ДЛЯ КНИГИ
В номере №156

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ДОМ ДЛЯ КНИГИ
Вита ИНБЕРГ

Человечество проделало колоссальный путь от глиняной таблички до квантового компьютера. И на всем этом пути людей сопровождали хранилища информации. Бесценный опыт, закодированный в рисунках, иероглифах, цифрах и буквах, было необходимо собирать, изучать, передавать следующим поколениям. Многие столетия таким средоточием была книга – одно из величайших изобретений.

ИзменитьУбрать
(0)

Некоторые книги старше городов, народов и цивилизаций, но в целом книга – предмет «очень хрупкий, который так легко уничтожить – водой, огнем или глупостью» (=booknik.ru=). Ей нужен дом, и таким домом стала библиотека, что на древнегреческом означает просто «хранилище, ящик с книгами». (Хорошо, что у нас не привилось другое произношение этого слова. А то ходили бы сейчас за романами и журналами к =вивлиофикарю=…)

Первые библиотеки рождались из частных собраний, принадлежавших состоятельным людям, правителям, жрецам, ученым. Часто это были, как отмечает Марк Найдорф, собрания различных государственных, хозяйственных и других документов, по сути – дворцовые или храмовые архивы. Властители стремились сделать их сокровищницами знаний, поскольку видели в этом символ могущества. Работали в архивах квалифицированные писцы, переводчики, хранители. Нередко опытные писцы путешествовали по разным городам, отыскивали драгоценные книги и снимали с них копии, пополняя «фонды». Сохранились сведения «о библиотеке, основанной Нехемией, которая содержала “книги о царях и пророках, писания Давида и царские послания об исполненных по обету жертвоприношениях”. На рубеже новой эры библиотеку имела Кумранская община». (=eleven.co.il=)

Привычный нам формат публичной библиотеки, как считают историки, возник на родине демократии – в Греции, в составе так называемых мусейонов («обители муз», своего рода культурных центров). Древнейшие библиотеки существовали в Ассирии, Вавилоне, Персии, Риме, Египте. Уже тогда египтяне с любовью именовали библиотеки домами жизни и лекарством для души. А легендарная Александрийская библиотека{{Достоверной информации об Александрийской библиотеке очень мало, что не помешало ей стать символом хранилища знания и культуры, скоротечности бытия. (Википедия)}} , одно из чудес света, уничтоженная во время очередной войны, – сколько фантастов мечтали спасти ее от гибели, устроив героическую вылазку на машине времени! «Здесь гибнут целые столетия, И один яркий язык пламени превращает мудреца в дуновение ветра». (=А. Поуп=)

Судьба «Александрийки», к несчастью, была для того времени обычной. Множество старинных книжных собраний погибло в сражениях, при пожарах, стихийных бедствиях, в эпоху переселения народов. Французский историк Люсьен Поластрон в масштабном исследовании «Книги в огне: история бесконечного уничтожения библиотек» показал, что библиотеки разрушались не только в древности. Они гибнут и в наше время, и причины все те же: агрессия, невежество, алчность, безответственность. Ученый проводит параллель между сожжением книги и убийством человека и говорит, что Холокост начался на самом деле еще в 1930-х гг. – с первых публичных актов сожжения книг.

*

В средневековье библиотека стала просто необходимой. Но, как пишет М. Найдорф, она была не самостоятельным учреждением, а частью богословских и образовательных институтов (церквей, монашеских орденов, университетов). Собственно, она обеспечивала их работу.

В Талмуде можно найти высказывания о необходимости ухода за книгами. Материалы из Каирской генизы{{Гениза - место хранения пришедших в негодность еврейских свитков, книг, содержащих имена Б-га, предметов ритуала, уничтожение которых запрещено традицией. Самая известная - Каирская гениза в синагоге Эзра в Фостате (Старый Каир), построенной в 882 г.}} свидетельствуют, что в период гаонов существовали частные библиотеки. Личные собрания были у многих авторитетных раввинов. Любопытно, что трактаты по этике осуждали тех, кто не давал читать свои книги. (=ejvica.org=) В документах по истории испанского изгнания евреев упоминается о конфискации частных библиотек. В центрах изучения Торы создавались библиотеки при синагогах, бейтмидрашах и иешивах. Пополнялись они нередко из личных собраний.

В 12 в. в Испании и Провансе жил выдающийся переводчик на иврит и создатель переводческой школы Иуда ибн Тиббон. Он не только «перевел целую библиотеку», а и сам владел большим собранием книг. В своем «Наставлении сыну» он подробно описывает, как следует хранить и каталогизировать рукописи. Книгами надо делиться, считает Тиббон, давать их читать, но тщательно отмечать читателей, и не дольше, чем на полгода. На каждый Песах и Суккот книги должны быть сданы и проверены. (=Р. Дименштейн, booknik.ru=)

В 14 в. стали возникать университетские библиотеки – в Праге, Гейдельберге, Париже и др.

Посетителями публичных библиотек стали не только религиозные деятели, ученые, студенты, но и мореплаватели, юристы, купцы, ремесленники. Но библиотеки в то время являлись, прежде всего, местом хранения редкостей, и их деятельность была во многом направлена на ограждение собранных манускриптов и книг от посетителей. С изобретением книгопечатания число библиотек стало расти.

*

В новое время возникла сеть публичных еврейских библиотек, отделы гебраистики и иудаики в общих библиотеках. Первая из современных общинных библиотек была основана в Мантуе в конце 18 в.

Одним из первых собирателей еврейских книг в России был Шломо Дубно (1738-1813). Некоторые из хранившихся у него рукописей были куплены известным коллекционером Ш.И. Ф инном. Большое собрание рукописей имелось у просветителя и исследователя Симхи Пинскера (1801-1864). Самая значительная из частных библиотек принадлежала барону Горацию Гинцбургу, а потом – его сыну Давиду. В годы советской власти коллекция, которую Давид завещал Еврейской национальной библиотеке в Иерусалиме, была конфискована и передана Библиотеке им. Ленина. Та же участь постигла библиотеку семьи Шнеерсон.

Еврейская академическая библиотека в Одессе была ликвидирована в конце 1920-х гг.

Замечательную библиотеку составилпетербургский купец, меценат и общественный деятель Лев Файвелевич Ф ридланд (1826-99). Каталогизация была поручена библиографу Ш. Винеру, который, к сожалению, не завершил эту работу. В 1892 г. Фридланд передал свое собрание, одно из крупнейших в Европе, в дар Азиатскому музею в Петербурге. Позднее оно стало частью фондов библиотеки Института востоковедения.

Среди публичных еврейских библиотек одной из самых известных была коллекция Матитьягу Страшуна (1817-1885) в Вильно. Он собрал библиотеку по иудаике – свыше 5700 томов, – которую завещал виленской общине. «Здесь вместе сидели женщины и мужчины, ортодоксальные и неортодоксальные читатели. ...Это соответствовало духу Страшуна – его библиотека содержала и Тору, и светскую мудрость». Она описана в литературе (поэма З. Шнеура «Вилне» и др.).

Директорами были сын, а затем внук Матитьягу. В 1892 г. библиотека стала центром еврейской культурной жизни города. Она постоянно пополнялась книгами, полученными в дар от авторов, владельцев частных библиотек и виленских раввинов. Университет передавал библиотеке Страшуна по одному экземпляру всех книг, выходивших в Польше на иврите и идише. В 1930-х гг. фонд составлял 35 тыс. книг, среди них было 5 инкунабул и свыше 150 ценных рукописей. Здесь работал Хайкл Лунский, «который, как и Страшун, к любой еврейской книге относился как к сокровищу. Несколько лет он посвятил составлению многоуровневого каталога библиотеки. … Лунский …собрал и отправил несколько тысяч книг в библиотеку Иерусалимского университета. У него было и свое книжное собрание – в национальной библиотеке Литвы сейчас хранится множество книг с его личным штампом.

Хайкл Лунский закончил свои дни в гетто, но и там он продолжал думать о книгах и печалился о разгроме культуры больше, чем о своей судьбе». (=booknik.ru=)

С 1992 года в еврейском общинном центре «Мигдаль» работает библиотека. Первые книги в ее фонд были подарены «Джойнтом». Сегодня библиотечный фонд насчитывает около 13 тыс. книг - иудаика, научная, публицистическая и художественная литература. Услугами библиотеки; часто пользуются преподаватели и студенты одесских вузов для написания научных работ. Книжный фонд постоян-но пополняется за счет благотворительных средств и дружбы с одесскими и зарубежными писателями.

В 1941 г. немецкие оккупационные власти приказали специально отобранной группе интеллектуалов провести сортировку еврейских собраний в библиотечных фондах Вильнюса, в том числе в библиотеке Страшуна. Отобранные книги вывезли во Франкфурт-на-Майне, остальные подлежали уничтожению, а библиотека была разрушена. Но часть фонда удалось спасти. Несколько тысяч книг были после войны переправлены в библиотеку Института еврейских исследований (ИВО) в Нью-Йрке, в Еврейскую национальную библиотеку в Иерусалиме и другие библиотеки Израиля, некоторые книги сохранялись в фондах Книжной палаты Литвы.

Сегодня в мире известны такие еврейские книжные собрания как библиотека при Еврейском колледже в Лондоне, при Французской раввинской школе в Париже, обширная библиотека Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке, библиотека Тель-Авивского университета, включающая библиотеку Винера (один из самых значительных книжных фондов по вопросам антисемитизма и Катастрофы), Национальная библиотека Израиля и другие.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №156 > ДОМ ДЛЯ КНИГИ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-26 12:36:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"