БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №157 > ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ…
В номере №157

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ…
Александр КАЗАРНОВСКИЙ

Сошлись как-то в стольном (факт, ныне признаваемый многими) граде Иеруса­лиме три раввина – харедимный, кипот-сруговый и хабадский…

Стоп-стоп-стоп! Надо пояснить, кто есть кто.
Харедим (переводится как «трепещущие») – это те евреи, которые считают, что еврей не должен заниматься всякой ерундой вроде науки, чтения художественной литературы или укрепления еврейского государства, а только изучать Тору, зарабатывать на жизнь, производить на свет потомство и терпеливо дожидаться прихода Машиаха.

«Кипа сруга», то есть «вязаная кипа» – это религиозные сионисты (их еще иногда называют ортодоксальными модернистами), они считают, что искра Всевышнего присутствует во всех сферах человеческой деятельности и ожидает своего раскрытия. Следовательно, нас, евреев, ждут разнообразные площадки применения сил, а уж такие поля, как служение на благо государства Израиль, защита оного с оружием в руках или поднятие целины в Иудее и Самарии – это вообще святое.

ХАБАД, я думаю, представлять не надо, ибо, как сами его адепты говорят – всюду, где есть кока-кола, есть ХАБАД, а кока-кола, я уверен, в ближайшем к читателю магазине или ларьке имеется. Скажу лишь только, что движение это есть интеллектуальная модификация хасидизма, вообще-то славящегося своей эмоциональностью, что дает хабадникам возможность в точном соответствии с рекомендацией гайдаевского героя «на вопросы смотреть ширше».

Ну, а теперь, когда позиции определены, предоставим слово нашим героям.

Харедимный раввин, бросив на сиониста полный вызова взор, начинает:

– Не могу не признать, что я встречал среди ваших единомышленников немало людей, обладающих весьма глубокими познаниями в Торе, однако, ни один из них еще не ответил мне на вопрос, из какого такого еврейского закона вы выводите положение, что можно рисковать жизнью ради Эрец Исраэль.

– Гм… – реагирует «Кипа сруга», – похоже, уважаемый рав не у тех спрашивал. Советую вам обратиться к Иеѓошуа бен Нуну, который привел евреев с оружием в руках на нашу землю, и у царя Давида, который сражался за расширение нашего присутствия на нашей земле.

Тут опять я вынужден сделать небольшое отступление. Может показаться странной дискуссия, имеет ли еврей по Торе право умереть за родину. Особенно странной для нас, приехавших из страны, где сотни тысяч необученных людей кидали в бой, на верную смерть, чтобы на время задержать наступление врага; где фактически издавна действовал приписываемый Б. Шереметеву принцип «Бабы еще нарожают!».

Иудаизм, напротив, характерен повышенно-трепетным отношением к любой человеческой жизни, в том числе и к собственной. Даже ради спасения ближнего человек не всегда имеет право рисковать жизнью, а лишь при определенных обстоятельствах.

Что же касается «экстремальных» видов спорта, как то мотокросс, альпинизм, парашютный спорт и т.п., то они, как пишет рав Шимон Соскин, «безусловно запрещены для еврея, если только не являются его профессией, которой он зарабатывает себе на жизнь (и при условии, что процент риска в них не превышает уровень риска строительных рабочих на стройке). То же самое относится и к рискованным путешествиям по пустыне, опасным экспедициям в джунгли, на полюс и т.п.».

Так что семинар по Торе на Эвересте, похоже, отменяется. Ну хорошо, а все-таки, как насчет «есть такая профессия – родину защищать»? И воспринимать ли как руководство к действию повествование о завоевании Иеѓошуа бен Нуном Земли Израиля и – тем более – Давидом территории, называемой Арам Цова (часть современной Сирии) и прочих его войн с окружающими народами?

– Вы… – голос хареди задрожал от возмущения, – вы смеете объявлять себя продолжателями дела Иеѓошуа бен Нуна и Давида?! Вы, которые забыли про три заклятия…

– Отнюдь, – парировал раввин в вязаной кипе. – Мы прекрасно помним отрывок из Вавилон­ско­го Талмуда: «Сказал Рабби Йоси бе-рабби Ханина: три этих заклятия в Песне Песней – зачем они? (1) Одно – чтобы не поднимались евреи стеной [из изгнания], (2) одно – что заклял Святой, благословен Он, евреев, чтобы они не восставали против народов мира, и (3) еще одно, что заклял Святой, бла­гос­ло­вен Он, народы, чтобы они не порабощали народ Израиля слишком сильно». А в чем проблема?

Это было сказано с явной хитрецой, поскольку он уже не раз вел подобные дискуссии с коллегами в черных шляпах и прекрасно знал, в чем проблема.

– А в том, – ожидаемо взорвался его собеседник, – что вы, вернувшиеся именно стеной, не имеете права…

ИзменитьУбрать
(0)

– Еще как имеем. Мы не возвращались стеной. И основатель нашего движения, великий рав Кук, не призывал к завоеванию Эрец Исраэль. Нет, он требовал, чтобы мы мирно селились рядом с арабами, мирно трудились, и лишь когда встал вопрос о защите человеческих жизней, мы получили право на самооборону. И армия наша потому и называется Армия обороны Израиля, что мы обороняемся, а не наступаем стеной.

– Вот именно, – вступил в дискуссию хабадский раввин. – Да, наши солдаты рискуют жизнью, но рискуют они, чтобы защищать жизни других евреев, а это великая мицва!

– Хорошо, хорошо, – отбивается харедимный рав, – а зачем создавать новые поселения на так называемых контролируемых территориях? Зачем подвергать опасности себя и тех же солдат?

– Затем, – ответил раввин в вязаной кипе, – что, если мы не придем в Иудею и Самарию, то они придут в Тель-Авив и Беэр-Шеву

– Но если так, – вознегодовал харедимный раввин, – то какого черта было тащить сюда евреев со всего света?! Зачем было нарушать второе заклятие и восставать против народов мира?

– Да ведь народы мира в лице Генеральной ассамблеи ООН семь десятилетий назад приняли решение о создании здесь еврейского государства! Так кто же восстает против их воли – мы или вы, которые до сих пор отказываетесь принять правомерность такого решения?

– Ничего я не отказываюсь! Вот стоит у меня дома на кухне табуретка. Кривая, грубо сколоченная, гвозди торчат! Но другой у меня нет. Точно так же и ваше государство…

– Наше государство, – поправил его сионист.

– Наше, ваше! – раздраженно воскликнул хареди. – Другого-то все равно нет.

– А значит, приходится его защищать! – хором отозвались хабадский и сионистский раввины.

– Приходится, – нехотя заключил их собеседник.

– А значит, у солдат мицва рисковать жизнью, – радостно заключил хабадник.

– А вот этого я не говорил, – усмехнулся тот.

Два вопросительных знака повисли в воздухе.

– Тора! – назидательно сказал харедимный раввин. – Тора – вот что нас защищает. Судьба нашего народа решается не на полях сражений, а в ешивах. Посмотрите, сколько ешив вокруг – и наших, и ваших, в смысле хабадских и «мизрошных», – он употребил довольно презрительную кличку, которой представители иных течений наделили религиозных сионистов, но произнес с таким восторгом, с таким пиететом!

– Сколько ешив! Сколько юношей, посвятивших души свои Торе! Сколько благочестивых евреев, скрупулезно блюдущих заповеди! Да разве Святой, благословен Он, позволит сотворить что-либо дурное с таким народом! «Он спасет тебя от сетей ловца, от губительного мора! Крылом Своим прикроет Он тебя, под сенью крыл Его найдешь ты убежище! Щитом и кольчугой будет для тебя его истина!..» А вы говорите, ЦАХАЛ, – презрительно заключил он.

– Говорим, – твердо сказал сионистский раввин.

– Говорим, – повторил хабадник, – хотя и не так убежденно.

– Ну и зря! – махнул рукой их оппонент. – Вот кстати, еще недавно все твердили: «“Железный купол”! “Железный купол!” Теперь на нас ни одна ракета не упадет!» И что? Падают как миленькие! Потому что все эти системы ПРО – ерунда. Теѓилим – вот наш «Железный купол»! Псалмы! «Теѓилим негед тилим!» («Псалмы против ракет!») Впрочем, это уже не совсем по теме…

Вот такая состоялась беседа. Скажу честно – не в Иерусалиме, а в памяти моей. Слышал я когда-то речи одного, в другое время – речи второго, потом – третьего. А сейчас взял и соединил их. И вот что получилось. А уж кто прав – решайте сами.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №157 > ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ…
  Замечания/предложения
по работе сайта


2023-01-27 05:05:10
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA