БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №173 > ТУРЕЦКИЙ БЕРЕГ
В номере №173

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

ТУРЕЦКИЙ БЕРЕГ
Александр КУМБАРГ

«Не нужен мне берег турецкий…» – бодро провозглашал советский поэт Михаил Исаковский в своём известном стихотворении. А вот многим евреям разных исторических эпох турецкий берег ещё как был нужен. Еврейская история в Турции столь же интригующа, запутанна и многослойна, как улицы загадочного Стамбула. Она, конечно, не была сладкой, как турецкий рахат-лукум или чурчхела, но и с трагической турецко-османской судьбой многих армян или курдов сравнить нельзя.

Долгие столетия евреи нуждались в Османской империи, а турки нуждались в евреях. Османские правители оказались умнее, прозорливее многих своих европейских коллег-современников, притеснявших евреев. И выиграли на этом. По преданию, султан Баязид II так высказался об испанском короле Фердинанде, изгнавшем евреев: «Можно ли такого монарха назвать мудрым? Он приложил немало стараний, дабы разорить свою страну и обогатить мою».

ИзменитьУбрать
(0)

Османская толерантность

Османская империя… Старт этому огромному государству-«гулливеру» дали в самом конце XIII столетия турки-османы, начав с Малой Азии – территории посредине современной Турции. А дальше пошло-поехало… Захват османами столицы Византийской империи Константинополя в середине XV в. довершил падение Византии и появление ей на смену новой мощной Османской империи, достигшей своего наибольшего размаха-расцвета в XVI-XVII вв. и охватившей гигантскую многомиллионную, многонациональную территорию: Западную Азию, Северную Африку и значительную часть юго-востока Европы. В состав империи полностью или частично (либо в статусе вассалов) входили территории современных Турции, Ирана, Иордании, Израиля, Ирака, Катара, Кувейта, Ливана, Омана, Саудовской Аравии, Сирии, Йеме­на, Египта, Алжира, Туниса, Ливии, Судана, Эритреи, Армении, Грузии, Болгарии, Греции, Кипра, Сербии, Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, Албании, Украины, Молдовы, Румынии, Венгрии…

На этих землях издавна проживали и еврейские общины. Непосредственно на территории современной Турции они известны с IV-V вв. до н. э. Для древних турецких евреев даже специальный термин есть – романиоты. Они пережили и Римскую империю, и Византийскую, и влились в Османскую.

Грозные османские завоеватели, лихо перекраивающие на свой лад границы стран, зачастую с причитающимися после побед резнёй и грабежами, «в быту» оказались на удивление национально и религиозно терпимыми. И к евреям не только «в том числе», но нередко даже и в большей степени, чем к другим немусульманам. Объясняется просто: доверия к евреям у османов было больше, чем к христианам, чьи страны были ими захвачены. Да и иудаизм воспринимался более близким к исламу, чем христианство.

В XV в. наблюдался небольшой приток в империю ашкеназских евреев из Германии, Австрии, Венгрии, Франции. А когда в конце XV в. сефардские евреи Испании и Португалии преследовались инквизицией, султан Баязид II и им разрешил расселиться в Османской империи. В 1492 г. за ними даже были специально посланы суда. Приезжали евреи из Италии. Продолжался приток евреев и в XVI веке.

В Османской империи евреи обрели убежище и пристанище. Постепенно они привыкли к порядкам этой державы, её морям и песку, дворцам и базарам, огромному вдохновляющему Константинополю, ветру с Босфора, мечетям и минаретам недалеко от синагог, своеобразной музыке и кухне. Даже несмотря на отсутствие равных с мусульманами прав, отношение к евреям в XV-XVI вв. было значительно лучше, чем во многих европейских странах. Они обладали личной неприкосновенностью, религиозной и экономической свободой, работали в разных сферах. Для них не было воинской повинности. Еврейские общины обладали своим уровнем автономии во внутренних вопросах. Во многих городах были еврейские кварталы, однако их не обносили стенами, проживание в них не было обязательным. А выглядели тогдашние турецкие евреи… как на картинах фламандского художника Жана-Батиста Ван Мура, проведшего более 30 лет в Османской империи.

Заметно выиграли и турки. Османское государство – это история завоеваний. Правящий класс – это, в основном, военные и чиновники, а простые люди занимались преимущественно сельским хозяйством. А вот коммерцией турки в массе своей продолжительное время не занимались. Однако потребность в развитии торговых центров, больших налоговых поступлениях в казну присутствовала, и на этом поле действовали нацменьшинства. Здесь и пригодились евреи с их коммерческими, финансовыми, ремесленными навыками и опытом.

Евреи внесли большой вклад в развитие торговли и морских перевозок. Занимались медициной, фармацевтикой, химией, банковским делом, переводами, таможнями, кожевенным производством, изготовлением ювелирных изделий, музыкой. Познакомили турок с новыми ремёслами (например, с ткачеством), принесли передовую технологию, научили лить пушки и изготавливать порох, способствуя военным победам. Евреи стали первыми в Османской империи печатниками.

Так толерантность, органично вписавшаяся в османскую идентичность, способствовала развитию империи.

А мальчика не было

Хотя, конечно, нельзя сказать, что евреев относили к «гражданам первого сорта». Как немусульмане, они платили особые налоги, выполняли трудовые повинности. Предостаточно было различных ограничений: нельзя было носить оружие, давать показания против мусульман в суде, предписания по одежде, периодические запреты на строительство синагог и т.д. Впрочем, многое зависело от конкретного султана. Некоторые допускали отступления от законов в пользу евреев.

Историк Ирма Фадеева, изучавшая еврейско-турецкий вопрос, отмечает, что до середины XIX в. немусульмане, как правило, не могли получить должности в административной иерархии. Исключение на службе султанов составляли иудеи и христиане, работавшие медиками, переводчиками, советниками, сборщиками налогов, дипломатами.

Некоторые евреи в XV-XVIII вв. занимали большие посты и обладали большим влиянием. Так, существовала своего рода традиция иметь при султанских дворах евреев-медиков. Часто их настолько почитали, что предоставляли и другие высокопоставленные должности. Скажем, врач Якуб стал… министром финансов. Заметную политическую роль играли врачи Даниил де Фонсека и Шломо Ашкенази. Еврейские коммерсанты Иосиф Наси и Шломо Ибн Яиш стали дипломатами. Евреи-советники служили во многих знатных турецких семьях. И уж тем более включался социальный лифт для принявших ислам.

Антисемитизм был более характерен не для мусульман, а для христиан. Этому весьма способствовала конкуренция с ними (особенно с греками и армянами) в торговле и ремёслах. Периодически доходило и до кровавых наветов. Так, например, произошло в 1545 г. в городе Амасья: исчезновение армянского мальчика породило слухи, что он убит евреями в ритуальных целях. И встарь было, как у Высоцкого: «И словно мухи, тут и там ходят слухи по домам…» Было бы смешно, если бы не было трагично. Под давлением армян местные власти арестовали нескольких евреев, пытали их, заставили «признаться» и казнили. А затем и мальчик нашёлся. Инициаторов навета наказали. А султан Сулейман I Великолепный издал указ, что все «кровавонаветные» дела должны рассматриваться в личном султанском суде.

Серьёзные конфликты с мусульманами, особенно с турками, происходили гораздо реже. Однако в анналы истории вошел крупный еврейский погром с жертвами в 1908 г. в Яффо. (В Палестине сложились особые условия.) В нём участвовали арабы. В качестве наказания главу местной власти отстранили от должности.

Танзимат

С конца XVII в. начался постепенный закат Османской империи. Она теряла былую силу, проигрывала битвы и экономическую конкуренцию европейцам, уходили территории. Султаны уже не справлялись с такой большой, сложной, разношёрстной страной. В середине XIX в. европейцы называли империю «больным человеком Европы». Есть такая турецкая поговорка: «Базар в Боре уже закончился, гони своего осла в Нигде», т.е. уже поздно, нужно искать другой выход. У османов возникла острая потребность в переменах. В 1840-70-х в стране проходит модернизация (танзимат). Усиливается культурное влияние западноевропейского покроя. Как писал в 1854 г. российский поэт Алексей Апухтин, турок просвещается: «Уж вместо сабли он иголку изделья английского взял и на французскую ермолку чалму родную променял». Евреи получили возможность учиться в высших учебных заведениях, а затем пополнять ряды офицерства и госбюрократии.

ИзменитьУбрать
Раввин и вдова на стамбульском кладбище.
Худ. Амадео Прециоси, 1865 г.
(0)

В XIX в. великими визирями (премьер-министрами) Османской империи были принявшие ислам полуеврей Ахмед Вефик-паша, Мидхат-паша, Мехмед Камиль-паша, дёнме1 Гаджи Салих Паша. Крупным чиновником, придворным банкиром стал Иехезкель Габбай, военным и государственным деятелем – Махмуд-паша Мадьяр. В качестве военного инженера прославился математик Хока Исхак Эфенди.

Первая турецкая конституция 1876 г. декларировала равенство всех османских подданных. Еврейская община включилась в политическую жизнь. Евреев можно встретить в парламенте и государственном совете.

Но реальное равноправие не наступило. Конституция вскоре де-факто перестала функционировать. Султан Абдул-Хамид II разжигал национально-религиозную вражду. В 1890-х годах по его приказу прошли армянские погромы, погибло несколько сот тысяч человек. Евреев, к счастью, они не зацепили. Более того – в XIX и в начале XX вв. в Османскую империю проходит иммиграция евреев из России, спасающихся от погромов. Среди анекдотов от Зиновия Высоковского читаем:

Я ни разу не был на Босфоре.
В море Средиземном не тонул.
И к восторгу примешалось горе,
Что не русским, а турецким стал Стамбул.

Очевидно, аллюзия на есенинское «Никогда я не был на Босфоре…». Шутки шутками, но хорошо, что Российская империя не «прибила щит на врата Царьграда»…

Младотурки и «младоевреи»

ХХ век начался бурно, как вскипающий кофе по-турецки. Еврейского населения в османской державе – около 400-500 тыс. В отличие от многих греков и армян, выступавших с идеями независимости, политически активные евреи, как правило, связывали будущее общины с Османской империей. В успех сионистов мало кто верил. Надеясь на либерализацию, некоторые евреи активно участвовали в революции 1908 г., проведенной так называемыми «младотурками». После победы великим визирем стал принявший ислам Камиль-паша, евреи получили портфели министров финансов и образования, заметную роль в младотурецкой партии играл Эммануил Карассо, пять евреев прошли в парламент и т.д. Разумеется, быстро распространился миф, что революция – «еврейско-масонский заговор». Знакомая лексика, не правда ли?

Во время Первой мировой войны тысячи евреев служили в турецкой армии; многие погибли в боях. Большинство еврейского населения в тылу столкнулось с отсутствием работы, денег, нехваткой продовольствия. Но, по крайней мере, за исключением депортаций евреев – подданных стран-противников и частично евреев из Палестины, не проводилось никаких «турецких гамбитов» (по терминологии Б. Акунина) с жертвой в виде евреев в каких-то политических интересах. Как это произошло в 1915 г. с армянами, около 1,5 млн. которых убили турецкие власти.

Ататюркизм

После войны турок с иностранными интервентами 1919-1923 гг. на обломках Османской империи родилась независимая Турецкая республика под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Турецкие евреи, как правило, выступали на её стороне. Проживало их в то время в республике около 200 тыс. Да даже у основателя республики Ататюрка ряд исследователей находит еврейские корни по отцу – выходцу из секты дёнме.

Конституция Турции 1924 г. гарантировала равенство этническим меньшинствам. Однако Ататюрк и его соратники видели Турцию жёстко унитарной державой, а национальные институты меньшинств рассматривались как препятствия. Еврейскую общину добровольно-принудительно заставили стать «настоящими турками»: значительное свёртывание деятельности национальных организаций, тюркизация еврейских школ. Интенсивно шла эмиграция в другие страны. Согласно переписи 1927 г. в Турции осталось 80 тыс. евреев.

Со второй половины 1920-х материальное положение евреев Турции улучшилось. Среди них немало предпринимателей, промышленников, финансистов и представителей свободных профессий. А вот к госслужбе и армии не подпускали. Воинская повинность была в виде трудовых батальонов.

Евреи, Турция и нацизм

Пока читающее сообщество «расследовало» вышедшее в 1934 г. агатакристиевское «Убийство в “Восточном экспрессе”», направляющемся из Стамбула, нацизм веерно распространился в 1930-е по миру, доехал и до Турции. С 1933-го в стране заработал филиал НСДАП, велась антисемитская пропаганда. А уже в 1934 г. ряд городов сотрясли еврейские погромы. Однако руководство страны действовало решительно: в «погромных» районах ввели чрезвычайное положение, защитой евреев занялась армия; а многих погромщиков наказал суд.

В 1930-е гг. в Турцию прибывали еврейские беженцы из Германии и Австрии. В том числе высококлассные специалисты в различных сферах – деятели науки, культуры, инженеры. В стране была потребность в их знаниях, и многие из них получили профильную работу. Так, более 50 учёных стали преподавать в Стамбульском университете.

Правда, когда во время Второй мировой у Турции возникли финансово-экономические трудности из-за отрезанных импорта-экспорта, то решили на немусульманах подзаработать. В 1942 г. ввели налог на имущество, а секретные инструкции указывали, что евреи и христиане должны платить в 5 раз больше, чем мусульмане, дёнме – в 3 раза больше. Для многих эта ноша оказалась непосильной. Тысячи еврейских предпринимателей обанкротились, их имущество конфисковывалось, около 1,5 тыс. мужчин-евреев отправили на тяжёлые принудительные работы в горные районы. Часть из них не пережила сильнейшие морозы в горах зимой 1942-1943 годов.

В период войны Турция выбрала курс нейтралитета. Это позволило турецким дипломатам в Германии и оккупированных ею странах спасти от гибели тысячи евреев. Тему исследовал американский историк Стэнфорд Джей Шоу. Он отмечает, что очень многое удалось сделать дипломатам во Франции, где в то время проживало около 10 тыс. турецких и экс-турецких евреев. Многие приняли французское гражданство, но теперь их жизни угрожали нацисты и режим Виши, и они просили вернуть им спасительное турецкое подданство. И вот Турция стала защищать своих граждан-евреев и своих бывших граждан, восстанавливая им документы. Порой турецкие консулы отправлялись в концлагеря для освобождения евреев. Не желая ссориться с Турцией, немцы уступали. Турки организовывали поезда для доставки евреев на турецкую землю.

Еще один яркий пример – Греция. Турецкие дипломаты отбивали у нацистов евреев и перевозили их в безопасную Турцию. Например, Селахаттин Улькюмен – генконсул на острове Родос. В 1944 г. гестапо депортировало родосских евреев в лагеря смерти. Улькюмен потребовал освободить граждан Турции и их родственников, пригрозив международным скандалом. Ему удалось спасти около 200 человек. Яд ва-Шем признал Селахаттина праведником народов мира. В его честь на Аллее праведников в Иерусалиме посажено дерево и выпущена в Израиле почтовая марка.

Спасали евреев турки и в странах Восточной Европы. В Стамбуле для помощи европейским евреям работал Комитет спасения и другие еврейские организации. И всё это делалось, несмотря на давление Великобритании, не желавшей приёма Турцией беженцев, отправляющихся в подмандатную Палестину.

Турецкие качели

После войны постепенно шла либерализация еврейской жизни в Турции. Так, в 1946 г. разрешили полноценно служить в армии, становиться офицерами. В 1950-х – избрать всеобщим голосованием хахам-баши (верховного раввина). В еврейских школах преподавали иврит и иудаизм. Заметно уменьшилась антисемитская пропаганда.

В 1950-60-х значительно улучшилось экономическое положение евреев Турции. Видна их роль в торговле, медицине, юриспруденции, банках. Гораздо реже становились они работниками госучреждений. Но в парламентах 1940-50-х и в 1990-х были депутаты-евреи. А потомков дёнме находили в генералитете и правительстве. Среда еврейской интеллигенции даёт писателей, философов, учёных.

В 1947 г. турецкая делегация в ООН под арабско-великобританским воздействием проголосовала против раздела Палестины. Однако уже в ноябре 1949 г. Турция первой из исламских стран признала Израиль, установила с ним дипломатические отношения.

После создания Израиля туда переехали многие евреи. В 1950-х численность еврейского населения Турции сократилась до 40 тыс. человек, в 1970-х – до 30 тыс., в 1990-х – до 20 тыс.

Восток, как мы знаем, – дело тонкое. А Ближний Восток – особенно. История взаимоотношений Израиля и Турции – это история сменяющих друг друга сближений и охлаждений, оттепелей и заморозков, связанных с внутренней повесткой двух стран и внешнеполитической конъюнктурой. То послов отзывали, а то – взаимные визиты первых лиц и важное военное сотрудничество. Такие себе качели. Были и есть «палестинские» и иные расхождения. Были и есть и общие цели – конфликты с Сирией, Ираком, исламский фундаментализм, терроризм, экономические интересы и т.д. А, следовательно, и мотивация для развития отношений.

Периодически в Турции случались антисемитские и антиизраильские инциденты, теракты. Так, в 1986 г. палестинские террористы убили более 20 человек в стамбульской синагоге «Неве Шалом». В 1992 г. в неё бросил гранату террорист «Хезболлы». В 2003 г. – взрывы возле двух синагог, 25 человек убиты. Турецкие власти терроризм осуждают, синагоги и другие еврейские учреждения охраняют.

С приходом к власти Реджепа Эрдогана пошла быстрая исламизация Турции с усилением антиизраильской риторики. Философия Эрдогана – политика неоосманизма, укрепления роли Турции в мусульманском регионе. Из­раиль в этом во многом помеха. Да и внутренняя аудитория хорошо воспринимает критику Израиля. При этом Эрдоган подчеркивает, что «антисемитизм – преступление против человечества», а евреям в его стране ничего не угрожает. Но его антиизраильские спичи как раз антисемитским настроениям в обществе и способствуют. Настроения эти весьма распространены, несмотря на «кот наплакал» численность еврейского населения в Турции. Опрос 2015 г. выявил их у 71 процента респондентов. Свободно продаётся антисемитская макулатура, юдофобия присутствует в некоторых фильмах, телепрограммах. Многие турецкие евреи стараются не афишировать своё еврейское ­происхождение.

В то же время в либеральных публикациях говорится, что критика политики Израиля не должна переходить во враждебность ко всем евреям. Когда Эрдогана обвиняют в антисемитизме, еврейская община Турции называет это несправедливым. Впрочем, мы помним и Антисионистский комитет советской общественности…

ИзменитьУбрать
Ашкеназская синагога в районе Галата, Стамбул
(0)

Сегодняшние евреи в Турции – это 17 тыс. человек. Преимущественно они относятся к материально обеспеченным слоям населения. Большинство живет в Стамбуле и Измире, есть и небольшие общины. В Турции более 20 действующих синагог, большая часть в Стамбуле. В 2016 г. в синагоге «Эдирне» впервые за 41 год состоялась еврейская свадьба. Есть еврейские культурные организации, школы. У молодых евреев, как правило, высшее образование, полученное в Турции или за границей. В Стамбуле есть Музей турецких евреев, экскурсии по еврейским местам.

Растет эмиграция в Испанию, Португалию и Израиль. Впрочем, по оценке израильских экспертов, большинство евреев Турции не собираются в ближайшем будущем покидать свои дома. Более того – наблюдается даже и некоторый приток новых евреев в Турцию.

При более прозападном и светском руководстве Турции израильско-турецкие связи, очевидно, начнут снова укрепляться. А когда-нибудь, надеюсь, и «аll inclusive» будет. Тем более, как шутят, по данным опросов большая часть населения Турции исповедует… туризм.

«Стамбул – город контрастов» – справедливо замечала героиня Нонны Мордюковой в «Бриллиантовой руке». История жизни евреев в Османской империи и Турции выглядит весьма контрастно. Но главное, что на этой земле евреи находили пристанище, когда земля уходила из-под ног, когда многие европейские страны преследовали, гнали, а то и физически истребляли. Здесь столетиями евреи проявляли свои способности, умения, знания, пассионарность, динамизм на пользу себе и приютившей их державе. Такая вот получается еврейско-турецкая история…


1Евреи-саббатианцы, частично принявшие ислам или создававшие видимость принятия.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №173 > ТУРЕЦКИЙ БЕРЕГ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-10-13 05:22:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"