БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №173 > САББАТИАНСТВО – ОТ ЛЖЕМЕССИИ ДО… «ОТЦА ВСЕХ ТУРОК»
В номере №173

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

САББАТИАНСТВО – ОТ ЛЖЕМЕССИИ ДО… «ОТЦА ВСЕХ ТУРОК»
Борис ОЛЕНЕВ

В жизни еврейского народа последние две тысячи лет было немало гнёта‚ преследований‚ страхов перед завтрашним днём‚ и тогда люди искали утешения в надеждах‚ что скоро придёт избавитель, Машиах – Мессия (в русский язык это ивритское слово, означающее «помазанный [на царство]», пришло через греческий, где нет звука «ш», а вместо него используется «с»; так шабат стал субботой, Шломо – Соломоном и т.д.).

Существуют разные толкования будущих мессианских времен‚ но все они сходятся в одном: еврейский народ вернётся на свою землю и заживёт спокойно и счастливо под властью Машиаха. Евреи верили в это везде и всегда – настолько крепко, что когда казаки Хмельницкого уничтожили сотни еврейских общин‚ оставив за собой неисчислимые жертвы‚ эта страшная катастрофа не заставила выживших отказаться от мессианских ожиданий. Наоборот‚ стали говорить‚ что случившееся только подтверждает близость прихода Машиаха. Ведь его пришествию‚ как известно‚ должны предшествовать великие потрясения‚ чудовищные кровопролития – всё то‚ что в еврейской мистике называется хевлей Машиах («муками рождения Машиаха»). Так возник новый мессианский порыв‚ и это веяние распространилось по всему еврейскому миру. Везде ждали спасения – с нетерпением‚ с глубокой верой, избавитель‚ которого так страстно ожидали‚ не мог не появиться. Человека‚ которого приняли за Машиаха‚ звали Шабтай (Саббатай) Цви1 .

ИзменитьУбрать
(0)

Он родился в турецком городе Измире в 5386 (1626) году‚ в девятый день месяца ав, когда еврейский народ постится в знак траура по разрушенному Иерусалимскому Храму (впрочем, в его день рождения никто не постился, так как он выпал на Субботу, когда это запрещено; оттуда же и имя Шабтай – «субботний»). Мальчик получил прекрасное еврейское образование. Уже в юном возрасте он именовался «хахамом» (традиционный титул раввина у сефардов). К 16 годам Саббатай прекратил занятия с учителями и стал заниматься самостоятельно, в полном уединении, соблюдая посты, ритуальные омовения и учась по ночам. Помимо Талмуда, основным предметом изучения были книги Каббалы. Вскоре у него появились ученики‚ его ровесники. Вместе с ними он ходил к берегу моря‚ молился‚ распевал псалмы… Между 20 и 24 годами Саббатай успел дважды побывать в браке, но оба окончились скорым разводом, поскольку из-за его аскетизма оказались чисто формальными.

В среде каббалистов распространилось основанное на пророчестве книги «Зоѓар» мнение, что 5408 (1648) год должен стать годом пришествия Мессии и освобождения евреев. Но он принёс не избавление, а погромы Б. Хмельницкого – «муки рождения Машиаха». Эти обстоятельства, видимо, сказались на Саббатае, который пережил в тот год некие мистические откровения, убедившие его в том, что именно он и есть долгожданный Мессия. Определённую роль сыграло семейное предание, возводившее род Саббатая Цви к царю Давиду, а также тот факт, что он родился 9 ава, когда, согласно мидрашам, положено родиться Мессии.

Саббатай открыл свою тайну ученикам‚ и те‚ конечно же‚ признали в нем обещанного избавителя. И тогда он решился на смелый шаг: публично‚ в синагоге‚ произнес четырёхбуквенное Имя Всевышнего‚ которое разрешалось произносить одному лишь первосвященнику‚ да и то раз в году‚ в Йом-Кипур‚ в Святая святых Иерусалимского Храма. Местные раввины‚ естественно‚ возмутились‚ предали его анафеме‚ заставили покинуть город‚ и вместе со своими учениками он отправился в Салоники‚ а оттуда в Стамбул. Там к нему примкнул местный проповедник‚ переписчик и знаток старинных рукописей Авраѓам Якхини. Предполагают‚ что именно этот человек принёс Саббатаю Цви некую старинную рукопись‚ якобы найденную в пещере‚ с таким удивительным пророчеством: «И родится сын у Мордехая Цви в 5386 году‚ назовут его Саббатай‚ и он победит великого крокодила и лишит силы змею лютую. Он и есть истинный Мессия…» – и далее шёл ещё целый ряд деталей, полностью совпадавших с биографией Саббатая Цви. Естественно, рукопись произвела на него ошеломляющее впеча
тление. Воодушевлённый этим «пророчеством»‚ он поехал из Стамбула в Каир. Там жил богатый еврей Рефаэль Челеби‚ откупщик пошлин и государственный казначей. Его дом был центром каббалистов Египта‚ он окружал себя мистиками и гадателями‚ и он сразу же стал последователем новоявленного Мессии‚ предоставив в его распоряжение всё своё состояние.

В Каире Саббатай Цви вновь женился – на девушке из Польши по имени Сара. Во время погромов 1648 г. она потеряла родителей и в семь лет оказалась в католическом монастыре, откуда вскоре бежала, не желая принять христианство. Долго скитаясь по еврейским общинам Европы, экзальтированная девушка пришла к убеждению, что ей суждено стать женой Мессии. Когда в Италии до неё дошли слухи о Саббатае Цви, она отправилась искать его в Каир. Словом, это была вполне подходящая пара…

Примерно через год после свадьбы Саббатай отправился в Святую землю. Он жил в Иеру­салиме‚ посещал гробницы праведников‚ молился‚ плакал‚ при свете луны пел грустные гимны, проходя по улицам‚ раздавал детям сладости… В то время турецкий паша потребовал от иеруса­лимских евреев огромную сумму денег и пригрозил жестоким наказанием в случае неуплаты. Саббатай Цви поехал в Каир просить помощи у Рефаэля Челеби, тот выдал нужную сумму‚ и иерусалимская община благословляла Саббатая Цви – избавителя от серьёзной опасности. Популярность его росла, но, скорее всего, он так бы и остался одним из многих малоизвестных мистиков‚ которые грезили о своем мессианском призвании‚ если бы не один из его последователей – Натан из Газы. Именно с их встречи началась история саббатианства как массового мессианского движения.

Натан из Газы был каббалистом и пользовался славой провидца, которому ведомы тайные пути к исправлению каждой души. Глубоко уверовав в высокое предназначение Саббатая Цви, он сумел убедить его в этом, и в конце мая 1665 года тот публично провозгласил себя Мессией. Весть об этом стремительно распространилась по Эрец-Исраэль и за её пределами и привлекла к Саббатаю Цви множество сторонников. Из Газы он направился в Иерусалим, чтобы основать свою резиденцию в городе, где впоследствии должно будет открыться всё великолепие славы Мессии. Однако тамошние раввины, опасаясь преследований со стороны турецких властей‚ пригрозили ему отлучением‚ если он будет продолжать свою агитацию. И тогда Саббатай переехал на родину‚ в Измир‚ откуда его когда-то изгнали, а теперь встречали с восторгом.

Вскоре Измир охватили предмессианские приготовления. Люди бросали свои дела‚ проводили дни и ночи в синагогах‚ молились‚ постились‚ каялись – но и ликовали‚ потому что появились вроде бы первые симптомы освобождения после шестнадцати веков рассеяния и страданий. Постепенно эти настроения вышли за пределы города, потом саббатианское движение перешло границы Турции‚ захватило Ливорно‚ Венецию‚ Амстердам‚ распространилось по Германии‚ Венгрии‚ Италии‚ Австрии‚ Богемии‚ Моравии‚ Польше. Самые нетерпеливые продавали дома и всё своё имущество‚ со дня на день ожидали избавления и долгожданного сигнала‚ чтобы отправиться в Святую землю…

В январе 1666 года Саббатай Цви вместе со своей свитой отправился на корабле из Измира в Стамбул‚ чтобы свергнуть с престола турецкого султана и стать царём на Святой земле (кстати, перед отъездом он разделил весь мир между 26 ближайшими соратниками, и одним из этих «кандидатов в цари» оказался некий измирский нищий Авраѓам Рубио; общая вера в победу избавителя была так велика‚ что многие богачи Измира предлагали ему огромные деньги в обмен на будущее царство‚ но он ни за что не соглашался). Весть о его отплытии разнеслась по разным странам‚ и народ замер в ожидании перемен. Однако вскоре корабль Саббатая Цви был захвачен турками в Мраморном море. На берегу его приветствовала толпа евреев и любопытствующих мусульман. Султана в это время не было в Стамбуле, и суд над Саббатаем Цви вершил великий визирь, который не решился предать его смерти, возможно, опасаясь, что саббатианство превратится в культ, подобный христианству.

ИзменитьУбрать
Саббатай Цви в заключении в Абидосе
(0)

Саббатая Цви отправили в крепость Абидос на Галлиполийском полуострове, где ему был создан мягкий режим заключения. Он принимал делегации от разных еврейских общин, проповедовал, вёл учёные беседы с раввинами, отдавал распоряжения своим сторонникам, наставлял колеблющихся, утешал страждущих. Тюрьма превратилась в своего рода царскую резиденцию, и Саббатай Цви был по-прежнему полон веры в успех своей миссии. Однако вскоре к нему приехал из Польши известный кабалист Нехемия ѓа-Коѓен. Три дня и три ночи они провели в споре о тех моментах‚ которые должны предшествовать появлению истинного Мессии. Спор закончился скандалом: Нехемия назвал Саббатая Цви лжемессией‚ совратителем народа‚ достойным смерти по законам Торы о лжепророке. Возмущённые саббатианцы хотели его убить‚ но Нехемия выбежал из крепости на площадь‚ объявил себя мусульманином и сообщил местным властям‚ что Саббатай Цви – самозванец‚ который вводит евреев в заблуждение и призывает к восстанию (вероятнее всего‚ Нехемия прикинулся мусульманином‚ чтобы положить конец этому движению‚ – известно‚ что затем он вернулся в Польшу‚ был правоверным евреем и вёл жизнь бедного странника).

Об этом деле доложили султану, и тот распорядился привезти к нему Саббатая Цви. Это вызвало тревогу и надежду у стамбульских евреев: одни из них верили‚ что он «идёт сорвать венец с головы султана»‚ другие опасались репрессий турецких властей. Советники султана посоветовали не казнить мятежника‚ чтобы тому не поклонялись затем как мученику‚ а обратить его в ислам: это лучше всего оттолкнуло бы его приверженцев. Перед тем, как Саббатая Цви должны были доставить к султану, к узнику явился придворный врач Гидон – еврей‚ перешедший в ислам‚ и сообщил‚ что за подстрекательство к мятежу его ожидает страшная и мучительная казнь‚ и лишь принятием ислама он сможет спасти свою жизнь.

Трудно сказать‚ что в тот момент повлияло на решение Саббатая Цви: боязнь казни‚ вера в необходимость нового испытания или попытка принятием ислама сохранить жизнь для иных подвигов‚ назначенных ему свыше. Когда его привели к султану‚ он ещё на пороге бросил на пол свою шляпу и надел на голову турецкий тюрбан‚ что означало немедленную готовность перейти в мусульманскую веру. Султану понравилась его покорность‚ он возвёл Саббатая Цви в чин придворного привратника и назначил ему жалованье. Его жена Сара и приближённые тоже стали мусульманами… Дальнейшая его жизнь мало интересна: то он ревностно изучал Коран‚ то целыми ночами‚ рыдая‚ распевал псалмы Давида. Возле него сосредоточилась группа почитателей‚ и тогда султан сослал его в далёкую Албанию. В Йом-Кипур 5437 (1676) года‚ больной и одинокий‚ он скончался в возрасте пятидесяти лет. Место его захоронения неизвестно.

Переход Саббатая Цви в ислам вызвал смятение среди евреев. Подавляющее большинство с ужасом отшатнулось от ренегата. Но многие не могли примириться с такой развязкой. Говорили‚ что он сделал это намеренно‚ чтобы войти в доверие к султану и выведать его финансы и силу. Говорили‚ что сделал он это для того‚ чтобы обратить мусульман в еврейскую веру. Рассказывали‚ что сам султан надел ему на голову тюрбан с царской короной и поставил во главе турецкой армии‚ которая пойдёт в Польшу и отомстит за еврейских мучеников… Натан из Газы рассылал письма в разные общины мира: «Крепитесь в вашей вере. Пусть вас не смущают странные слухи о нашем господине‚ ибо все его дела – чудесные опыты‚ и человеческий разум не может постичь их глубины. Скоро все выяснится‚ и по последствиям вы всё поймёте. Блажен тот‚ кто дождётся спасения от истинного Мессии‚ царство которого скоро откроется!» И некоторые продолжали в это верить. Когда народу плохо‚ обязательно нужна надежда на освобождение. Надежда на освободителя. Но Саббатай Цви не оправдал этой надежды…

ИзменитьУбрать
Покаяние бывших сторонников Саббатая Цви
(0)

Со времени отступничества Саббатая Цви саббатианство лишилось большой доли своего пафоса и с каждым годом всё более теряло характер мессианского движения внутри еврейской религии, постепенно превращаясь в секту с ограниченным числом последователей. Причём если радикально настроенные саббатианцы полагали‚ что поступки учителя служат для них образцом‚ и вслед за ним приняли ислам, более умеренные считали‚ что лишь Саббатай достиг границ нового мира‚ в котором старые законы утрачивают свою силу. Впоследствии многие из умеренных отошли от саббатианства и стыдились своего прошлого. Происхождение от предков-саббатианцев считалось величайшим позором‚ особенно в девятнадцатом веке‚ и в некоторых общинах даже уничтожали документы‚ которые могли указать на такое происхождение.

Когда прошли годы и не сбылась надежда на триумфальное возвращение Саббатая Цви‚ саббатианство ушло в подполье. Появились мелкие секты‚ во главе которых стояли его ученики. Ссылаясь на указание Талмуда: «Потомок Давида придёт только в такой век‚ который будет или совсем порочным, или совсем невинным», – саббатианцы делали вывод: если невозможно стать святыми‚ то станем тогда грешниками. В саббатианских сектах считалось‚ что зло можно победить только злом; все должны сойти в царство зла‚ чтобы победить его изнутри; чем грязнее тело‚ тем чище душа‚ и так далее. Особенно ярко этот аспект проявился у франкистов – секты, которая представляла собой один из заключительных этапов в развитии саббатианства. Одним из основополагающих элементов их учения была концепция сочетания мужского и женского начал Б-жества, благодаря чему должна была происходить реализация Б-жьего плана творения. На практике за этими высокими словами скрывались… экстатические оргии, важнейшим элементом которых являлось ритуальное нарушение сексуальных запретов Торы!

Нечто подобное, кстати, практиковали и члены саббатианской секты дёнме‚ которая просуществовала в Салониках до начала двадцатого века. «Дёнме» в переводе с турецкого означает «обращённый‚ перевёрнутый». В секте было десять-пятнадцать тысяч человек‚ они жили замкнуто‚ вступали в брак только между собой‚ выдавали себя за правоверных мусульман‚ но тайно исповедовали свою веру. Члены секты верили в единого Б-га и в его пророка Саббатая Цви; верили‚ что настанет время‚ когда все евреи признают его и станут мааминим – верующими в Саббатая Цви‚ а до этого нельзя вступать с ними в брак; верили‚ что загробная жизнь существует только для мааминим; во внутренней жизни они соблюдали законы Моисея и имели свой суд‚ который разбирал дела по законам еврейского права; запрещали кровавую месть‚ многожёнство‚ разводы и употребление спиртных напитков. Каждый член секты имел два имени: одно для этой жизни‚ другое – для рая‚ и девятого ава они отмечали день рождения своего учителя.

Окружающие дёнме мусульмане, возможно, принимали их за своих единоверцев, но есть несколько обстоятельств, которые практически однозначно выдают в них евреев, пусть и бывших. Во-первых, как справедливо заметил Игорь Губерман, «в любом вопросе два еврея имеют три несхожих мнения». Вот так и дёнме – их малочисленность совершенно не помешала расколу на измирларов (выходцев из Измира) и якобларов (от имени шурина Саббатая Цви Яакова, провозглашённого его духовным наследником). Буквально через десять-пятнадцать лет часть измирларов выделилась в группировку каракашлар (на турецком – «чернобровые»), а ещё через пять лет возникла группировка капанджилар («владельцы весов»), прокламировавшая возврат к «чистому саббатианству» и отвергавшая учение всех остальных группировок.

Во-вторых, евреев постоянно обвиняют в чрезмерной пассионарности и стремлении участвовать во всевозможных революциях, и дёнме и тут не подкачали: многие члены секты принимали активное участие в движении младотурок; в состав революционного правительства, сформированного в 1909 году, вошли несколько дёнме, а министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей! Более того, существует мнение, что сам основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк («отец всех турок») был потомком приверженцев дёнме! Это мнение было популярным среди его противников-исламистов, которые напоминали, что Ататюрк родился в Салониках – городе, где, собственно, и зародилась эта секта, но его разделяют и многие учёные, включая видного исследователя еврейской мистики Гершома Шолема.

Если эта версия соответствует действительности, то, согласитесь, есть в ней некая ирония судьбы: из недр учения, основанного человеком, считавшим себя освободителем евреев, появился освободитель совсем другого народа…


1В дальнейшем автор будет стараться придерживаться традиционного для русского языка написания: Саббатай, Мессия.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №173 > САББАТИАНСТВО – ОТ ЛЖЕМЕССИИ ДО… «ОТЦА ВСЕХ ТУРОК»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 05:01:41
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет