Много ли вы знаете о евреях Османской империи? Ну, во-первых, палестинцы - евреи, живущие в Палестине. Шабтай Цви, опять же... Впрочем, вот журнал.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
«Не нужен мне берег турецкий…» – бодро провозглашал советский поэт Михаил Исаковский в своём известном стихотворении. А вот многим евреям разных исторических эпох турецкий берег ещё как был нужен. Еврейская история в Турции столь же интригующа, запутанна и многослойна, как улицы загадочного Стамбула. Она, конечно, не была сладкой, как турецкий рахат-лукум или чурчхела, но и с трагической турецко-османской судьбой многих армян или курдов сравнить нельзя.
Важной персоной в османской политической и деловой жизни была кира (киера) – так называли фавориток жён султана, предпринимательниц, нередко исполнявших и дипломатическую роль.
Приключения Жоаньо Микеша, он же Жоао Микес, он же Хуан Микуэс, он же Иосиф Наси (1524-1579), – начались в Португалии. А закончились в Турции. Ничего особенного: Лиссабон – Антверпен – Париж – Венеция – Феррара – Константинополь, не считая промежуточных остановок. Видали мы повороты и покруче. Детей он отчего-то не оставил, а также поучительных записок и двух-трёх бывших жен, и поведать о нём могут только его дела и современники. И книги, написанные о нём, а их десятка два. Что-то в личности этого человека вновь и вновь вызывает к нему интерес.
Евреи, бежавшие в Турцию из Испании, очень быстро благотворно повлияли на развитие и процветание портов Стамбула, Салоник, Смирны. А уж когда Синан-раис, Великий еврей, захватил Тунис, то впору было переименовывать Средиземное море в Оттоманское.
В жизни еврейского народа последние две тысячи лет было немало гнёта‚ преследований‚ страхов перед завтрашним днём‚ и тогда люди искали утешения в надеждах‚ что скоро придёт избавитель, Машиах – Мессия (в русский язык это ивритское слово, означающее «помазанный [на царство]», пришло через греческий, где нет звука «ш», а вместо него используется «с»; так шабат стал субботой, Шломо – Соломоном и т.д.).
Пятьсот пять лет назад турки-османы разгромили армию мамлюков под Алеппо, и Святая Земля (а заодно и Сирия, Египет и ещё много всякого, что интересует нас гораздо меньше) перешла под турецкую власть. И длилась турецкая власть четыреста лет и один год.
Недавнее культурное событие Израиля – открытие для гостей музея «Ану» (с иврита – «Мы»), преображённого до неузнаваемости Музея диаспоры на территории университета Тель-Авива. Ни в одном музее я не видела такого столпотворения не-туристов. Сефарды, ашкеназы, молодёжь, старики, дети, грубоватые загорелые сабры, беспечные тель-авивские хипстеры, жадной толпой все бегут и бегут – увидеть собственное отражение в зеркальном лабиринте времени.
«Мой папа был турецкоподданный», – обмолвился как-то великий комбинатор Остап Бендер и тут же был записан в евреи. И не зря – именно подданство Османской империи спасало многих евреев Одессы от воинской повинности и налогов вплоть до начала 20 века. Потом Первая мировая война и нарастающая волна антисемитизма убили эффект «полезных» паспортов.
Фрагмент из книги Орхана Памука «Меня зовут – Красный» иллюстрирует роль еврейских женщин в гаремах и в обществе.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.