БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №173 > СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ОСМАНОВ (1516-1917)
В номере №173

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ОСМАНОВ (1516-1917)
Ян ШАПИРО

Пятьсот пять лет назад турки-османы разгромили армию мамлюков под Алеппо, и Святая Земля (а заодно и Сирия, Египет и ещё много всякого, что интересует нас гораздо меньше) перешла под турецкую власть. И длилась турецкая власть четыреста лет и один год.

Земля Израиля вошла в турецкий эялет (провинцию) Дамаск, в котором из одиннадцати санджаков (районов) нас интересуют четыре: Цфат, Леджун (Мегиддо), Шхем и, конечно, Иерусалим.

И будет в тот день: где была тысяча виноградных лоз ценой в тысячу шекелей серебра, останутся колючки да терние. Со стрелами и луком туда будут ходить, по всей стране – лишь колючки да терние; и по холмам, где работала мотыга, не пройдёшь из-за колючек и терния, (туда) выгонять будут быков, и овцы будут топтать их.
Ишайя, 7:23-25

Эрец Исраэль во времена османского владычества был местом малозаселённым и не очень пригодным для жизни: пустоши, редкие участки обрабатываемой земли, заболоченные малярийные долины и пустыни. Кроме малочисленной турецкой администрации и небольших военных гарнизонов, там жили арабские крестьяне-феллахи (есть мнение, что это были потомки евреев, принявших ислам в стародавние времена), делившиеся на кланы. По стране кочевали бедуины – арабские племена, занимавшиеся скотоводством и разбоем, – и если вы думаете, что они грабили только иноверцев и иноплеменников, то вы сильно ошибаетесь. На севере жили друзы (народность, исповедующая немножко особый ислам). У горы Гризим, в районе Йерихо, жили остатки самаритян – переселенцев времён Навуходоносора, повоевавших, как и евреи, с римлянами (и с теми же, увы, последствиями). Были небольшие общины самых разнообразных христиан, влачивших довольно скромное существование под мусульманским игом.

Ну, и евреи, конечно.

Если вспомнить все предыдущие перипетии – римлян, византийцев, крестовые походы, волны погромов и поголовного уничтожения, – то под турками евреям на Святой Земле жилось не худшим образом. Власти, конечно, облагали грабительскими податями, бедуины просто грабили, но главным врагом обычно был голод. В этом захолустном краю Османской империи евреям, за редким исключением, было негде работать и не с кем торговать. Деньги на их пропитание собирали евреи всего мира. Долгое время в еврейских общинах существовал специальный добровольно-принудительный налог (халукка) в пользу ишува – евреев, живущих в Святой Земле. У наших прадедов в доме наверняка стояла «кружка рабби Меира-чудотворца», куда перед зажиганием субботних свечей кидали пару монеток на пропитание евреев Израиля, а в более поздние времена – на покупку земли в Эрец Исраэль.

(Помните, за что ребе Шнеур-Залмана, первого любавичского ребе, посадили в Петропавловку в 1799 году? Его недруги донесли властям, что он собирает огромные суммы для отправки в Турцию – и таки да, он собирал, но не для какой-то там Турции, а конкретно для перманентно голодающих евреев Иерусалима.)

Евреи по большей части жили в четырёх городах: в Иерусалиме и Цфате были крупные общины, в Шхеме и Хевроне – поменьше.

ИзменитьУбрать
Евреи Иерусалима в конце XIX века
(0)

Начнём с Цфата, города с почти непрерывным еврейским присутствием. После изгнания евреев из Испании в город хлынули сефарды. К концу XV в. там жило 300 еврейских семей (в полтора раза больше, заметим, чем в Иерусалиме).

Евреи Цфата не только молились и учились, но ещё и занимались сельским хозяйством, торговлей и особенно успешно – выделкой шерстяных тканей. Евреев в Цфате временами насчитывалось до половины населения.

В XVI в., в период своего расцвета, Цфат славился раввинами и каббалистами. По выражению рабби Иосифа Каро, город стал «центром еврейского мира». Кроме вышеупомянутого р. Каро (который написал «Шулхан арух», знаете?), в Цфате жили такие звёзды первой величины как рабби Давид бен Шломо ибн Ави-Зимра (автор классического комментария к «Мишнэ Тора»), рабби Моше Алшех (комментатор Танаха и каббалист), его шурин рабби Моше Кордоверо (автор, в частности, субботнего гимна «Леха доди»). Ну, и знаменитый рабби Ицхак Лурия, он же Аризаль, создатель лурианской каббалы, от которой пошли сефардское и хасидское направления каббалистического учения.

Скажу для полноты картины, что в конце XVI в. в Цфате насчитывалось 32 синагоги. И всё бы хорошо, кабы не арабские волнения, засухи, саранча, друзское восстание, расцвет европейского машинного ткачества и вызванный этим упадок местного ручного ткачества, эпидемия чумы, землетрясение 1759 года, великий цфатский погром 1834 года, знаменитое галилейское землетрясение 1837 года, ещё одно друзское восстание, снова чума...

И сказал я: доколе, Господи? И Он сказал: доколе не останутся города без жителей, и дома – без людей, и земля не опустеет, превратившись в пустыню. И удалит Господь людей, и велико будет запустение в этой стране. Но останется ещё в ней десятая часть, и опять она будет разорена; но как от теребинта и как от дуба остаётся в листопад ствол их, так святое семя народа станет стволом его.
Ишайя, 6:11-13

Так уж вышло, что наша Святая Земля оказалась святой ещё и для христиан с мусульманами. И самым святым для них был, естественно, Иерусалим. Про христиан, я думаю, объяснять не нужно. У мусульман же главные святыни, к нашему счастью, находятся далеко к востоку, на Ара­вий­ском полуострове. Но и в Иерусалиме они построили две мечети прямо на Храмовой горе, куда, по слухам, Аллах занёс ихнего Мохаммеда на летучем коне аль-Бураке.

ИзменитьУбрать
(0)

Главным событием иерусалимской истории оттоманского периода обычно считают постройку городских стен султаном Сулейманом Великолепным в 1536-1541 годах. А вообще в османский период ничего бурного в истории Иерусалима, слава Б-гу, не происходило.

Как вы понимаете, где святые места, там и паломники. Паломники в Святую Землю шли всегда, во все времена, но это было изнурительно тяжёлым (климат, дороги), весьма небезопасным (бедуины и просто разбойники) путешествием. Что же касается паломнического туризма (пароход, железная дорога, гид-переводчик), то он начнётся гораздо позже.

Во времена расцвета Османской империи турецкое еврейство тоже процветало, а отдельные евреи, в особенности врачи и финансисты, достигали изрядных высот при султанском дворе, и евреи Святой Земли, если что, просили у своих столичных собратьев защиты от особенно ярых притеснителей и мздоимцев.

В начале османского периода евреи Эрец Исраэль говорили на еврейско-арабском языке, одевались по восточному образцу, знали местные нравы и порядки и были неплохо вписаны в местную структуру. Позже сюда подтянулись сефарды. Кстати, здесь жили и евреи-раввинисты, и евреи-караимы, пусть не дружно, но вполне мирно.

Потом стали приезжать «пришлые» ашкеназы, которые не знали местного языка и местных обычаев и одевались на иностранный манер. Помимо прочего, они тоже притязали на халукку. Короче говоря, на пришельцев с запада косо глядели не только турки и местные арабы, но и восточные собратья.

Так получилось, что ашкеназы в Иерусалиме долго не могли прижиться. В 1267-м здесь жил Рамбан, и была даже ашкеназская синагога Рамбана. И лишь через три с половиной века, в 1621 году, иерусалимская община пригласила к себе в раввины Ишайю Гурвица, знаменитого ШЛА ѓа-Кадош (по названию его главного труда «Шней лухот ѓа-брит» – «Две скрижали Завета»). Через четыре года очередной турецкий наместник бросил его и всю верхушку общины в долговую яму, из которой их еле сумели выкупить, заняв деньги у арабов под 50 процентов.

Еще почти век спустя, в 1700 году, рабби Йеѓуда Хасид («хасид» в первом значении слова: «богобоязненный») привёл в Святую Землю чуть ли не полторы тысячи разноязыких евреев, примкнувших к его группе по пути из Польши через Италию, Грецию и Турцию. Рабби Йеѓуда дошёл до Иерусалима и через три дня неожиданно умер, а его спутники частью вернулись в Европу, частью осели в Цфате, более благоприятном для еврейской жизни, а оставшиеся стали строить синагогу – благо, был древний, чуть ли не Рамбаном выкупленный участок земли под названием экдеш ашкеназим («ашкеназский двор»). Денег на синагогу у них не хватило, и они тоже заняли у арабов под проценты. (Евреи, не занимайте у арабов под проценты!) Дальше было совсем нехорошо: долг отдать они не смогли, озлобленные кредиторы сожгли синагогу, а турецкие власти возложили долг (который всё рос и рос за счёт процентов) на всю ашкеназскую общину – точнее, на всех ашкеназов, которые только появятся в пределах досягаемости местного правосудия.

ИзменитьУбрать
Улица в Иерусалиме, 1900 г.
(0)

Так в Иерусалиме появилась синагога под названием «Хурва»1 («руина») – и снова исчезла ашкеназская община. Следующие сто лет приезжавшим в Иерусалим ашкеназам, чтобы не попасть под санкции, приходилось натурально маскироваться под сефардов (халат, чалма – ну, вы в курсе).

Следующая волна ашкеназских переселенцев, хасидов (в нашем понимании этого слова) и литваков, хлынула в Эрец Исраэль ещё через столетие. Баал-Шем-Тов, легендарный основатель хасидизма, попасть в Иерусалим не смог, как ни пытался, зато его ученики и последователи сумели обосноваться в Тверии. А в 1809 году на Святую Землю прибыла группа последователей Виленского гаона – прушим – во главе с р. Гилелем Ривлиным.

К началу XIX в. в Эрец Исраэль жило около 300 тыс. человек, из них около 5 тыс. евреев, в основном сефардов.

(К слову, в 1799 году в Святую Землю ненадолго вторгся Наполеон.)

В 1832-1840 годы Святой Землёй правил наместник Египта Мухаммед Али, недавний вассал турецкого султана. За какие-то восемь лет египетского правления евреи успели получить массу льгот и привилегий – точнее, избавиться от ­предыдущих запретов и отягощений. Было разрешено молиться у Стены Плача. И строить синагоги – а то ведь по ещё мамлюкскому закону евреям нельзя было ни строить новое, ни восстанавливать разрушенное. Сефарды успели построить четыре синагоги, а с ашкеназской общиной случилось настоящее чудо! Простой перуш Авраам-Шломо Залман по прозвищу «Цореф» («ювелир») с помощью российского и австрийского консулов добился аудиенции у самого Мухаммеда Али и получил от него фирман, запрещающий взыскивать тот, древний долг, а также дозволение восстановить разрушенную синагогу.

С этого времени начался расцвет ашкеназской общины Иерусалима.

Синагогу – да, это была та самая «Хурва» – достроили только к концу 1860-х годов. Проект делал Асад-эфенди, придворный архитектор самого султана.

С середины XIX в. все большую роль в жизни ишува играют влиятельные европейские евреи. Вспомнить того же Мозеса Монтефиоре, защитника мирового еврейства и ишува в частности: можно осторожно сказать, что именно он положил начало созданию еврейских сельскохозяйственных поселений и строительству иерусалимских кварталов вне городских стен. Но самым важным, самым главным спонсором и организатором в жизни ишува стал другой еврей: Эдмон де Ротшильд.

Барон Эдмон, представитель французской ветви семьи, занимался развитием Эрец Исраэль с 1882 года и до самой смерти. Вложил сюда огромные, бессчётные деньги. В государстве Израиль его именем названо... ой, что только не названо его именем! А в конце XIX в. им были недовольны буквально все: халуцим, первопроходцы из «первой алии», ненавидели чиновников его администрации, надменных диктаторов и хапуг; ещё не окрепшее сионистское движение не любило его за то, что барон считал сионизм опасной политической авантюрой; семья тоже была недовольна: мы в первую очередь добропорядочные граждане, а эта паршивая овца залезла в какую-то сомнительную аферу и, того гляди, подорвёт репутацию Ротшильдов. И лишь в ХХ в. сионисты и Эдмон, две равновеликие, рискну сказать, силы пошли на взаимовыгодное сближение.

Многие сотни лет евреи стремились сюда, чтобы провести остаток жизни и быть похороненными в Святой Земле. К 80-м годам XIX в. сюда начали приезжать и ради других целей. Не буду надоедать вам рассказами о первой и второй волне российских погромов, о Льве Пинскере и идее еврейской автоэмансипации, о Теодоре Герцле, о еврейском национальном очаге и о зарождении сионизма.

Новые веяния породили новый ишув – так называли евреев, по большей части нерелигиозных, которые намеревались заниматься производительным трудом и кормиться плодами своих рук.

Первопроходцы из «первой алии» (1882-1903 гг.), прибыв почти на голое место, пытались работать на земле. Было их, может, пара тысяч. Почти никто из них не смог прижиться здесь, но они проложили путь для тех, кто пришёл следом.

«Второй алие» (с 1904 года и до начала ­войны) было уже легче. Их тоже было совсем немного – может быть, несколько тысяч. Бен-Гурион как-то признался, что из тех, кто ­приехал во вторую алию, осталась разве что десятая часть (в некоторые годы уехавших было больше, чем вновь прибывших). Но оставшиеся были идейными сионистами, готовыми на всё, чтобы построить здесь еврейское государство. Это их усилиями возникли первые киббуцы (коммуны), первые мошавы (сельскохозяйственные кооперативы), первые военизированные организации, Гистадрут (профсоюз) и больничные кассы. Эти евреи создали множество партий, в основном социалистического толка. Именно из них, «второпроходцев», вышло большинство отцов-основателей государства Израиль.

Потом началась Первая мировая война, и с ней пришли депортации иностранных подданных – из стран, воевавших против Турции (России, Франции, Британии), голод и прочие тяготы вой­ны, изрядно проредившие ишув.

А 26 октября 1918 года войска английского генерала Алленби заняли Алеппо, и на этом пришёл конец турецкой власти в Эрец Исраэль.

ИзменитьУбрать
Иерусалим, Яффские ворота. Генерал Алленби в сопровожде-
нии офицеров входит в Святой город пешком
(0)

До Декларации независимости оставалось еще тридцать лет.

И будет в тот день: Господь вновь протянет руку Свою, чтобы возвратить остаток народа Своего, который уцелеет, из Ашшура и из Египта, и из Патроса, и из Куша, и из Эйлама, и из Шинара, и из Хамата, и с островов моря. И поднимет Он знамя для народов, и соберет изгнанников Исраэля, и изгнанниц Иудеи соберёт с четырёх концов земли.
Ишайя, 11:11-12


1На самом деле история с синагогой «Хурва» гораздо более замысловатая.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №173 > СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ОСМАНОВ (1516-1917)
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:05:10
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl