БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №173 > ПОД СЕНЬЮ СУЛТАНАТА
В номере №173

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ПОД СЕНЬЮ СУЛТАНАТА
Подбор материала Иланы ШЕР

Торговцы, фаворитки и гарем

Важной персоной в османской политической и деловой жизни была кира (киера) – так называли фавориток жён султана, предпринимательниц, нередко исполнявших и дипломатическую роль.

Обычно несколько кир работали в султанском гареме одновременно. Их имена редко записывали в документах, они упоминались как просто киры или киры-еврейки. В итоге сложно различить отдельных кир и их дела.

ИзменитьУбрать
Еврейская женщина приносит свои товары в гарем.
Худ. Жан-Батист Ван Мур
(0)

Мужчины-торговцы не допускались в гарем, их жёны приносили туда товары. Не будучи мусульманками, еврейские женщины вели себя несколько свободнее. Киры выполняли и другие роли – наперсницы, советчицы, семейного терапевта. А с кем еще в гареме поговоришь? Вмиг подслушают, донесут и сделают выводы. Это было то ещё гнездо интриг.

Стронгила (ум. 1548), дочь караима Элияѓу Гибора, – первая кира, о которой сохранились сведения. Когда Хафса-султан в 1520 г. получила титул валиде-султан, матери и советника правящего султана, она попросила сына предоставить потомкам Стронгилы право на свободу от любых налогов и право владеть рабами. Разрешение было получено и продлевалось ещё 5 раз. У Стронгилы была своя комната в гареме.

В 1532 г. Хафса-султан отправила киру в качестве посланницы к венецианскому послу Пьетро Дзену, и, хотя имя её не упоминается, скорее всего, ею была Стронгила. Полагают также, что она помогла матери султана излечить какое-то заболевание глаз и была щедро вознаграждена.

Хафса-султан умерла в 1534 г., а Стронгила, по-видимому, продолжала свою деятельность при гареме и позже. Поздний период её жизни может частично совпадать с началом деятельности Эстер Хандали (см. МТ № 133).

Эcперансу Малхи (ум. 1 апреля 1600) нередко путают с Хандали, занимавшей сходное положение примерно в то же время. Эсперанса родилась в Италии, вышла замуж за торговца, у них было трое сыновей. Эта женщина стала фавориткой и кирой Сафие-султан, жены Мурада III и матери султана Мехмеда III. Её функции расширились от приобретения товаров до посредничества в денежных операциях, а затем и до отношений Сафие-султан с внешним миром. Когда та стала носить титул валиде-султан, Малхи была доверена политическая и дипломатическая переписка между Сафие-султан и иностранными державами. Эсперанса даже выступала посредником между Сафие и королевой Англии Елизаветой I.

По имеющимся сведениям, Эсперанса Малхи пыталась склонить Сафие (а через неё и султана) к политике, направленной против Венецианской республики, отчего возник конфликт с венецианской шпионкой Беатрис Михиль.

Положение Эсперансы, её влияние на мать султана, а через неё и на султана и политику империи, её роль в экономических делах двора стали причиной всеобщего недовольства. Весной 1600 г. сипахи1 подняли восстание из-за обесценивания местной валюты. Мятежники потребовали от султана выдать им Эсперансу Малхи.

1 апреля она была перехвачена около дома Халиля-паши, каймакама2 Константинополя, и убита вместе со своим старшим сыном. Её гибель стала тяжёлым ударом по еврейской общине столицы Османской империи.

Врачи, дипломаты, поэты

Шломо бен-Натан Ашкенази (1520, Удине – 1602, Стамбул) – потомок немецкой семьи, осевшей в Удине (Италия). Он стал врачом при дворе короля Польши Сигизмунда II Августа.

В 1564 г. поселился в Стамбуле, где, находясь в штабе великого визиря (первого министра) Мехмета Соколлу, выдвинулся как дипломат. Его называли Сулейман Алман-оглу («сын немца»). Во время войны Турции с Венецией из-за Кипра в 1570 г. Ашкенази принимал участие в предварительных переговорах о мире. После разгрома в 1571 г. турецкого флота близ Лепанто был членом делегации Османской империи на предварительных переговорах, которые в 1573 г. привели к заключению турецко-испано-венецианского мирного договора.

Турция сильно повлияла на избрание польского короля в 1572 году. Ашкенази, фактически заведовавший в то время внешней политикой Турции, решил вопрос в пользу Генриха Анжуйского и склонил на его сторону великого визиря. Когда Генрих стал королём Польши, Ашкенази написал ему: «Я оказал Вашему Величеству очень важную услугу, содействовав Вашему избранию. Всё, что было сделано для этого, было выполнено мной».

Ашкенази был направлен в Венецию как личный представитель Мехмета Соколлу. Но республика не хотела принять еврея. Только по настоянию великого визиря Ашкенази был признан в Венеции, и ему была дана торжественная аудиенция. Отчасти благодаря влиянию Ашкенази был отменён декрет 19 июля 1573 г. об изгнании евреев из Венеции.

В 1586 г. от имени султана он подписал предварительные условия договора с Испанией.

Использовав своё положение, Ашкенази добился повторного назначения Иммануэля Арона (его мать была еврейкой) господарем Молдавского княжества, тогда части Османской империи. Этот его поступок трудно объяснить. Арон с самого начала своего правления грабил страну, притеснял население, жестоко преследовал евреев, в конце концов вступил в союз с князем Трансильвании и начал войну против Турции. В 1593 г. Ашкенази прибыл в столицу Молдавии Яссы, и это стало его второй ошибкой. Арон выдал его правителю Трансильвании, который отправил дипломата в тюрьму. Освобождённый благодаря вмешательству посла Англии при дворе султана, Ашкенази вернулся в Стамбул, где вскоре умер.

У них с женой было трое сыновей. Жена обладала некоторыми медицинскими познаниями: после смерти мужа её приглашали к султану, заболевшему оспой. (cyclowiki.org)

ИзменитьУбрать
Портрет врача-еврея, предположительно –
Моисея Гамона
(0)

Гамон (Хамон, Амон) – семья испанского происхождения, в 1492 г. эмигрировавшая из Гренады в Турцию, где представители трёх её поколений занимали видные места как придворные врачи или общественные деятели.

Иосиф Гамон (ок. 1450, Гранада – 1518) – придворный врач, с 1492 г. проработал 25 лет при султанах Баязете II и Селиме I.

В элегии, составленной на смерть Гамона дамасским раввином Иосифом бен-Меир-Гарсоном, приводится интересный факт ? попытке султана обратить Гамона в ислам. Получив приказ явиться по истечении трёх дней к султану в белой чалме или не показываться вовсе, Гамон предстал перед повелителем без тюрбана, но с кинжалом, заявив, что, если бы он ценил земные блага, он и другие сефарды в Испании давно бы приняли католицизм. За верность иудаизму евреи и были изгнаны и нашли убежище под скипетром мудрого и справедливого турецкого султана. При всей преданности ему он не может изменить иудейству и потому предлагает султану заколоть его кинжалом. Султан даровал Гамону жизнь и сохранил его привилегированное положение при дворе.

Благодаря близости к султану Гамон многое сделал для еврейской общины.

Его сын – Моисей Гамон (1490-1565) – врач султанов Селима и Сулеймана Великолепного, которого он сопровождал во всех походах. В 1551-54 гг. французский географ и путешественник Николе сообщал, что первым лицом среди турецких врачей считается еврей Амон. Испанский историк и каббалист Иуда ибн Верга называл Гамона «знаменитым князем и великим врачом». Султан освободил его потомков от всех налогов.

Моисей Гамон, обладавший твёрдым характером, не раз заступался за единоверцев, например, в истории с обвинением в ритуальном убийстве в городе Амасья. После долгих усилий он добился постановления, по которому впредь подобные обвинения должны были официально рассматриваться в суде.

Моисей Гамон хорошо знал языки, покровительствовал науке. Опубликовал на свои средства персидский перевод Пятикнижия (вместе с арабским переводом Саадии Гаона). В Константинополе построил еврейскую школу, которой руководил выдающийся учёный, раввин, каббалист Йосеф Тайтацак (1465-1546) из Салоник3 . Большим уважением и симпатией пользовался Моисей среди еврейских литераторов.

Сын Моисея – Иосиф, врач Селима II, не имел такого влияния при дворе, как его отец, поскольку ведущую роль в то время играл Иосиф Наси.

Иосиф Гамон увлекался еврейской поэзией, принадлежал к кружку поэтов в Константинополе. Он скончался в 1577 г., оставив семью без средств. Поэзия счастья не приносит…

Из представителей этой семьи нужно вспомнить и Давида Гамона, члена раввинской коллегии в Константинополе в 1610 году. Упоминания о Гамонах встречаются даже в 60-70-х годах XIX века. (cyclowiki.org, eleven.co.il)

Банкиры и кривые лестницы

Династия Камондо осела в Османской империи после изгнания из Испании.

Абрахам Соломон Камондо (1781, Константинополь – 1873, Париж) – граф, турецко-итальянский финансист и меценат. После смерти брата Исаака в 1832 г. Абрахам унаследовал банк. Он значительно преуспел и стал главным банкиром и финансовым советником османского правительства до основания Оттоманского имперского банка в 1863 году. Ему удалось побудить султана издать фирман (указ), согласно которому в пределах Османской империи землёй могли владеть и иностранцы.

Камондо устроил в Константинополе центральную консисторию4 для турецких евреев (президентом которой почти постоянно был) и произвёл целый ряд реформ в их общественной жизни. В 1858 г. он основал в Пери-Паша (густонаселённом и бедном предместье Константинополя) училище – Institution Camondo. При нём были открыты мастерские для портных и сапожников. Некоторые раввины были этим недовольны и доставили много хлопот основателю. Однако училище процветало и подготовило многих еврейских чиновников, служивших впоследствии османскому правительству.

Абрахам построил в Стамбуле синагогу Зюль­фарис, которая со временем превратилась в еврейский музей – «Мусеви»5, где можно ознакомиться с бытом и историей еврейской общины города.

Камондо также ссужал деньги на строительство первых железных дорог в Турции.

За необыкновенно крупные пожертвования во время перехода Венеции к итальянскому королевству король Виктор Эммануил II сделал Абрахама Камондо потомственным графом (с передачей этого титула старшему сыну).

ИзменитьУбрать
Лестница Камондо. Фото А. Картье-Брессона
(0)

На средства Камондо в Стамбуле, в районе Галата (бывшая Пера), была построена лестница, соединяющая улицы Банкалар и Банкер. Лестницу эту, с её необычной для Стамбула архитектурой в стиле арт-нуво (где, как известно, не использовались прямые углы и линии), не пропустит ни одна экскурсия, реальная или виртуальная. Галата – уникальный район, его кварталы, заселённые вначале выходцами из Европы, а затем состоятельными евреями, отличаются от османских построек и больше напоминают европейские, где органично сочетаются псевдоренессанс, барокко, арт-нуво.

Согласно легенде, по лестнице «имени себя» граф Камондо самолично поднимался на работу в банк, а его дети отправлялись в школу. И якобы особенности конструкции лестницы не позволяют тем, кто на ней упадёт, скатиться донизу. Не знаю, ставил ли кто-нибудь подобный эксперимент…

Лестницу Камондо особенно прославил фотограф Анри Картье-Брессон, который опубликовал во французских изданиях несколько снимков этого уникального сооружения.

Семья Камондо также построила в Галате два исторических жилых дома. А приморский особняк, построенный в 1865-69 гг. и известный как дворец Камондо, используется ВМС Турции в качестве штаб-квартиры.

Дети и внуки Абрахама переехали в Париж и успешно продолжали банковский бизнес. Но, к сожалению, их имена остались только в истории. Ниссим де Камондо погиб во время Первой мировой войны, его отец Моисей умер в 1935 г., а Беатрис де Камондо с двумя детьми и мужем были убиты в Освенциме. (wikichi.ru, en.wikipedia.org, shkolazhizni.ru)

Политики, публицисты и йогурт

Семья Карассо отличалась разнообразием интересов.

Давид Самуил Карассо, уроженец Салоников, – путешественник и писатель. В 1874 г. отправился в Йемен и по возвращении выпустил книгу, где подробно описал жизнь йеменских евреев. Еврейские колонии, по его словам, рассеяны до всей Аравии. В городе Тисс (Тесс), на расстоянии четырех дней от Адена, Карассо нашёл 300 еврейских семейств. В сопровождении военного врача, полковника Витербо, Карассо отправился в еврейский квартал, который оставил у него тяжёлое впечатление. Чтобы улучшить положение его жителей, Карассо обращался с письмами к Англо-еврейскому обществу и к главному константинопольскому раввину Моисею Галеви.

Эммануил Карассо Эфенди (1862, Салоники – 1934, Триест) – политический деятель, один из основателей «Молодой Турции», депутат османского парламента от еврейского населения Салоник. Его племянник – Исаак Карассо.

Эммануил занимался адвокатурой в Салониках, участвовал в делах еврейской общины. Основал масонскую ложу «Македония Ризорта» («Возрождённая Македония»). Стал одним из активных членов младотурецкой группы, подготовившей политический переворот в 1908 г., и одним из трёх человек, объявивших султану Абдул-Хамиду II о свержении. В 1908 г., после прихода к власти партии «Единение и прогресс», был избран депутатом в новый турецкий парламент.

Эммануил Карассо участвовал во многих политических событиях. Возглавлял контрразведку турок на Балканах. Был членом комитета, который вёл переговоры о прекращении итало-турецкой войны. В годы Первой мировой войны Карассо контролировал все запасы продовольствия Османской империи. Во время правления Ататюрка впал в немилость и уехал в Италию. Похоронен на еврейском кладбище Стамбула.

Альберт Карассо (1885, Салоники – 1982, Стамбул) – журналист. Изучал политологию в Швейцарии. В 1918 г. основал газету «The East Journal», которая просуществовала более полувека.

Исаак Карассо (1874, Салоники, – 1939, Франция) – турецкий и испанский предприниматель, по профессии – врач. В 1912 или 1916 г., с началом Балканских войн переехал с семьёй в Барселону. Интересовался работами И.Мечникова, изучал пользу йогурта для здоровья. Карассо выписал в Испанию из Пастеровского института штаммы молочнокислых йогуртовых культур – болгарской палочки и термофильного стрептококка. Используя балканский рецепт приготовления йогуртов, Карассо в небольшой собственной лаборатории создал первое промышленное производство йогуртов.

В 1919 г. Исаак Карассо основал в Барселоне компанию «Danon» (в честь сына Даниэля) по производству йогурта.

Даниэль Карассо (1905, Салоники – 2009, Париж) получил образование в Высшей школе коммерции в Марселе. Затем изучал бактериологию в Институте Пастера. В 1929 г. он основал Парижское товарищество по производству йогуртов «Danone». Во время Второй мировой войны компанию перевели в Нью-Йорк под названием «Dannon Milk Products Inc». В 1958 г. штаб-квартира вернулась в Париж.

Вот берёшь в руки бутылочку обычного ­йогурта – и получаешь такой неожиданный привет6 из начала прошлого столетия, от семьи турецко-испанско-французских евреев… (ru.wikisource.org, cyclowiki.org)

Писатели и сказки Стамбула

ИзменитьУбрать
(0)

Марио Леви (р. 1957) – «турецкий Маркес», наравне с Орханом Памуком является гордостью современной турецкой литературы. В творческой манере Леви заметно влияние модернистов – Вирджинии Вульф, Пруста, Джойса.

Родился в Стамбуле, окончил факультет французского языка и литературы Стамбульского университета. Его первые статьи увидели свет в газете «Salom». Он работал преподавателем, журналистом, редактором радиопрограмм и копирайтером. Писатель читает лекции в университете Yeditepe.

Его первые книги рассказов (1990-1991) получили литературные премии. В 1992 г. вышел первый роман Леви «Наша лучшая история любви».

В 1999 г., после долгого периода молчания, Леви выпустил большой роман «Стамбульская сказка» – семейную сагу о трёх поколениях турецких евреев. События происходят с окончания Второй мировой войны до конца 80-х гг. прошлого века. Подобно детективу, рассказчик ходит по узким улочкам одного из старых районов Стамбула, собирая «сказки» – рассказы жителей о прошлом и настоящем людей, которые в своём городе всё меньше чувствуют себя дома. Это первая книга Марио Леви, изданная на украинском языке. (vestiturkey.com)

Его недавняя работа «Фо­то­графии моего Стамбула» представляет собой биографию города конца 1950-х – начала 1960-х гг., а вместе с ней и автобиографию. Роман Леви «Я не убивал мосье Моиса» был включен в сборник «Книга о Стамбуле». Пронизанный ностальгией роман – своего рода портрет еврея-сефарда, воссозданный по вещам, оставшимся после его смерти.

Опубликованный в 2009 г. роман «Где ты был, когда наступила тьма?» получил очень хорошие отзывы.

Проза Леви «ставит под сомнение мифы о турецкой благотворительности во время Холокоста». Историк М. Баер утверждает, что Леви «создаёт персонажей, гораздо более правдоподобных, чем стереотипные толерантные турки, благодарные евреи, антисемитские армяне и греки, которые давно пропагандируются историками».

В предисловии к «Стамбульской сказке» Леви пишет о стремлении обрести национальную идентичность: «Я был таким блуждающим евреем, мечтавшим лишь о том, чтобы найти свою собственную родную страну и жить в ней. Так же, как любой другой еврей, я был человеком, у которого нет родины».

«Будучи евреем, родившимся и выросшим в Турции, я всегда испытывал отчуждение от своей родной страны, – рассказывает писатель в интервью. – ...В моей семье 500 лет говорили на ладино, и я стал представителем первого поколения, родным языком которого был турецкий …я вырос как секулярный еврей, однако испытывающий огромное уважение к Торе. ...В первой заповеди Б-г говорит евреям: “Не забывайте, что Я освободил вас из Египта”. В приложении к современности эта заповедь означает для меня, что человек всегда должен стремиться к свободе.

Дискриминация еврейского населения, пусть она и не носит официального характера, сохраняется в Турции и сегодня. При этом я вижу, что антисемитизм существует во многих европейских странах, например, во Франции. Одна из сторон еврейской идентичности состоит в том, что её обладатель всегда и везде чувствует себя чужаком. ...В моей стране меня знают как еврея, но стоит мне приехать в Израиль – и я сразу же превращаюсь в турка. …я всегда говорю тем, кто критикует Израиль: “Вы не можете представить, что значит Израиль для евреев, если вы сами не еврей“». (jewish.ru, vestiturkey.com, bookovka.ua)


1Разновидность тяжёлой кавалерии османских вооружённых сил.
2Каймакам (наместник) – правитель округа и помощник великого визиря.
3Салоники – крупный город в Греции. С 1430 г. находился под властью Османской империи. Евреи составляли более половины населения города.
4Орган, управляющий еврейскими общинами провинции или страны.
5«Мусеви» – по-турецки «верующие в Моисея», т.е. евреи.
6На украинской продукции «Danone» указано: «Пишаємося тим, що століття тому Ісаак Карассо, натхненний дослідженнями українця Іллі Мечникова [внук еврейского просветителя, публициста и драматурга Лейба Неваховича – ред.], створив йогурт "Данон"». Кстати, «Просто­квашино» – франшиза «Данона».

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №173 > ПОД СЕНЬЮ СУЛТАНАТА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-25 08:02:43
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia