БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №173 > ФАМИЛЬНЫЕ ГРАЦИЯ, БЛАГОРОДСТВО, ИНТРИГИ
В номере №173

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ФАМИЛЬНЫЕ ГРАЦИЯ, БЛАГОРОДСТВО, ИНТРИГИ
Ольга КСЕНДЗЮК

Приключения Жоаньо Микеша, он же Жоао Микес, он же Хуан Микуэс, он же Иосиф Наси (1524-1579), – начались в Португалии. А закончились в Турции. Ничего особенного: Лиссабон – Антверпен – Париж – Венеция – Феррара – Константинополь, не считая промежуточных остановок. Видали мы повороты и покруче. Детей он отчего-то не оставил, а также поучительных записок и двух-трёх бывших жен, и поведать о нём могут только его дела и современники. И книги, написанные о нём, а их десятка два. Что-то в личности этого человека вновь и вновь вызывает к нему интерес.

Даже наш соотечественник, одессит Моисей Базилевский в 1895 г. выпустил работу «Дон Иосиф Наси, герцог Наксосский. Его жизнь и деятельность» (изд-во Шермана). Небольшая занимательная книга рассказывает не только о главном герое, но и о Грации Мендес, Шломо Ашкенази, Моисее ибн Яхье и в целом о положении евреев в Османской империи «золотого века»1 .

ИзменитьУбрать
Портретов Иосифа Наси не сохранилось. Так он
выглядит в телесериале «Великолепный век»
(0)

Иосифа и Грацию не обошли вниманием создатели популярного турецкого телесериала «Великолепный век», где действие происходит в 1520-60-х годах. Иосиф Наси появляется всего в двух-трёх сериях – молодой, с проницательными живыми глазами, предельно корректный, сдержанный, по-кошачьи мягкий, но умеющий добиваться своего, – таким его увидели создатели фильма. Очаровательной Грации Мендес отвели куда больше экранного времени, и о ней мы ещё поговорим, тем паче, что их судьбы тесно связаны.

Жоаньо Микеш происходил из семьи марранов. Стараниями инквизиции повидал Европу. В Турции занял важное место в окружении султана Сулеймана Великолепного, а потом и его сына Селима. Европейские «лорды, сэры и пэры», желавшие установить отношения с Блистательной Портой2 , часто имели дело с успешным царедворцем. В книге «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» историк Ф. Бродель пишет: «Рядом с султаном находились два очень влиятельных человека: один из них Катакузен-грек, другой Мика (Микес) – еврей».

В Турции Микеш совершил обрезание, вернул себе еврейское имя, женился на красивой и умной соплеменнице. Всю жизнь не оставлял попыток помочь единоверцам, заботился о еврейском образовании и культуре.

Умножил своё состояние. Стал владетельным герцогом Наксоса и едва не оказался господарем Молдавии и Валахии, но тут что-то не срослось. Всё это и ещё многое Иосиф успел за 55 лет.

***

Своего отца, придворного врача, преподавателя медицины в Лиссабонском университете, Жоаньо почти не знал. Агостиньо (Шмуэль3 ) Микеш умер через год после рождения сына. О матери источники не упоминают, детство и образование Жоаньо тоже в тумане. Линия его жизни стала вырисовываться, когда семья покинула Лиссабон и перебралась в Антверпен: Беатрис (Хана) Мендес, брат её покойного мужа – Диего (Меир), её сестра и двое племянников.

ИзменитьУбрать
Портрет Беатрис де Луна (Донны Грации)
с ребёнком. Худ. Аньоло Бронзино, 1540 г.
(0)

Еще до эмиграции 18-летняя Беатрис де Луна Наси, будущая Донна Грация4 , вышла замуж за состоятельного человека на сорок с лишним лет старше её – Франсиско Мендеса Бенвенисте. У них родилась дочь Рейна. Через несколько лет муж умер, оставив Беатрис приличное состояние и коммерческие дела (в том числе судоходную компанию), которые она стала вести совместно с деверем, но и он после переезда в Антверпен вскоре скончался.

Руководство торговым домом полностью перешло к Беатрис, а ближайшим её помощником стал племянник, энергичный и толковый Жоаньо Микеш. По некоторым данным, юноша успел окончить университет в Лёвене (Фландрия). «Благодаря прекрасной наружности и приятному характеру, а также широким коммерческим связям … он вскоре привлёк к себе симпатии знати и даже королевы Марии Авст­рий­ской, регентши Нидерландов, сестры Карла V». Упоминают, что от родича королевы Марии – будущего императора Максимилиана – Жоаньо получил дворянский титул. Побывал он и во Франции, где также обзавёлся знакомствами.

В Антверпене Донна Грация активно помогала марранам, бежавшим из Португалии. Но ей этого было мало. Она хотела жить там, где нет нужды скрывать своё иудейство. В 1544 или 1549 г. ­семья переехала в Венецию. Интересный штрих к характеру Микеша: он обратился к Венецианской республике с просьбой отвести один из соседних островов под убежище для евреев-изгнанников. Смелый шаг – но, конечно же, ему отказали. (ru.wikisource.org)

А потом произошла пренеприятная история. То ли из банальной зависти к Грации – красивой, состоятельной, известной, – то ли из банальной же корысти сестрица донесла кому следует, что Грация тайно соблюдает иудейские обычаи. Венецианские власти арестовали госпожу Мендес, конфисковали имущество.

Вмешался Жоаньо, который начал уже приобретать вес в определённых кругах. Как раз в Венеции находился врач турецкого султана Моисей Гамон. Они вдвоём сумели «заинтересовать султана в тех коммерческих и финансовых выгодах, которые Турция могла бы получить в связи с переселением в её пределы семьи Наси и других богатых еврейских домов. …султан отправил посла в Венецию с поручением освободить Грацию и её имущество, что ему и удалось после долгих препирательств с венецианским правительством». (samlib.ru)

Семья переехала в город-государство Феррару, найдя покровительство у её просвещённых правителей, герцогов д’Эсте. Здесь на средства Донны Грации были изданы несколько экземпляров «Библии из Феррары» на ладино.

Но в 1550-х, по настоянию печально известного кардинала Карафы, будущего папы Павла IV, в Италии снова «взялись» за еретиков, и Мендесы-Наси переселились в столицу Османской империи – Истанбул (Константинополь). Здесь они получили возможность открыто вернуться к ­иудаизму. Племянник Грации отныне именовался Иосиф Наси.

***

В 1554 г. Иосиф женился на дочери Грации и своей двоюродной сестре Рейне.

Он имел множество связей в европейских высших кругах, знал тонкости политики, обладал умом и тактом прирождённого дипломата, наконец, успешно вёл торговлю во многих странах, создал разветвлённую коммерческую агентуру. Стоит ли удивляться, что достаточно быстро он занял высокое положение среди приближённых Сулеймана Великолепного?

Шимон Дубнов и другие историки отмечают, что в «золотом веке» положение турецких евреев особенно укрепилось. Еврейские сановники, состоявшие при константинопольском дворе, много сделали не только для Порты, но и для своего народа. С другой стороны, некоторые учёные призывают не преувеличивать их роль и, в частности, не приписывать фигуре Наси особого значения. Да, его ценили, но в какой-то мере устойчивость его дипломатической карьеры объяснялась тем, что он не выходил за предписанные рамки. Возможно, поэтому ему удавалось долго выдерживать враждебное отношение могущественного противника – великого визиря Мехмеда Соколлу.

Так или иначе, Иосиф с ходу включился в важнейшую интригу – борьбу из-за престолонаследия между двумя сыновьями Сулеймана – Селимом и Баязидом. Поддержал принца Селима5 , отстаивал его интересы перед Сулейманом. (Говорят, Наси также снабжал Селима деньгами и редкими товарами.) Признательны за это были и отец-султан, в глубине души желавший победы старшему сыну, и сам принц. Селим вообще оказался человеком благодарным, что редкость среди царствующих особ, и, взойдя на трон, всячески выказывал Иосифу своё дружеское расположение.

«При Солимане и его преемнике, Селиме II, Иосиф занимал высокий пост советника и посредника по иностранным делам. Он оказал в этой области большие услуги турецкому правительству …и нередко заступался за евреев, преследуемых в христианских странах». (Ш. Дубнов) Когда в 1555 г. в итальянском городе-порту Анкона многие марраны были арестованы, а 25 из них погибли на костре, Иосиф Наси пригрозил городу экономическим бойкотом, а Грация Мендес добилась освобождения тех марранов, которые были подданными турецкого султана. Она создала целую сеть для спасения сотен евреев от преследований инквизиции.

ИзменитьУбрать
(0)

Один из таких эпизодов отражён в «Великолепном веке» – Грация нелегально провозит беглецов в страну на своих кораблях. О них узнаёт султан, который испытывает уважение и интерес к этой привлекательной, незаурядной женщине, но на сей раз он разгневан. Однако, внимательно выслушав её, он решает оставить их в столице.
Донна Грация строила больницы, приюты для сирот и больных, иешивы и синагоги. В 1560-61 гг. они с племянником решили возродить разрушенный город Тверию, вернуть ему былую славу центра еврейской учёности. Госпожа Мендес приобрела концессию. Восстанавливали городские стены, строили новые дома и улицы. Наси удалось присоединить к концессии ещё семь деревень. Сам Иосиф в Тверии не бывал, но там постоянно находился один из его агентов. Наси мечтал о промышленном развитии города. Велел насадить в окрестностях тутовые деревья для разведения шелковичных червей, выписал из Испании тонкорунных овец, чтобы наладить производство тонкого сукна, организовал ввоз венецианских тканей.

«Иосиф многократно обращался к северо-итальянским еврейским общинам с призывом переселяться в Тверию под его покровительство. В этом он, увы, не преуспел, да и местные мусульмане и христиане относились к его затеям без восторга». (jewish.ru) Тем не менее, до конца жизни он носил титул правителя Тверии. Затем концессия перешла к Шломо Ибн Яишу.

Наси выполнял разные дипломатические поручения султана, за что был награждён монопольным правом торговли воском с Польшей и вином – с Молдовой. Он содействовал восстановлению власти господаря Александра Лэпушняну в Молдавии. Играл важную роль в мирных переговорах между Турцией и Польшей в 1562 году. Побуждал Нидерланды к восстанию против Испании – главного врага Османской империи.

***

ИзменитьУбрать
Султан Селим II
(0)

В 1566 г. Иосиф Наси, подобно герою Дюма, получил своё «графство Монте-Кристо». На скалистом жарком острове в Эгейском море, площадью 400 квадратных километров, где росли виноград и оливки, паслись овцы и жили несколько тысяч человек. Султан Селим II сделал его пожизненным правителем острова Наксос с прилегающим Кикладским архипелагом. По этому поводу ходило много домыслов и сплетен. «В дипломатических кружках один другому шептал: “Иосиф Наси сделается царём евреев”» (М. Базилевский) .

Между тем, «…это было воспринято как огромная честь и знак доверия. Иосиф Наси получил ещё и титул Герцога Наксосского – европейский титул, не имевший аналогов в турецкой сословной иерархии. Так что не могли возмущаться мусульмане-придворные таким выдвижением еврея. Зато страны Запада, с которыми вёл переговоры новоиспеченный герцог, как бы они ни относились к носителю титула … принимать обязаны были со всем положенным герцогу почётом. С Западом Иосиф Наси вёл переговоры постоянно…» (Л. Минц) В частности, он переписывался с королём польским Сигизмундом II Августом и германским императором Максимилианом II.

Наси правил своим герцогством, оставаясь во дворце близ Истанбула, через наместника – испанского дворянина Франциско Коронелло (Давида Сениора6 ), которому полностью доверял.

В 1569 г., чтобы наказать Францию, которая много лет уклонялась от уплаты 150 тыс. скуди, причитавшихся семье Наси, султан разрешил Иосифу захватить французские корабли в турецких водах. Иосиф успел овладеть несколькими кораблями в Александрийской гавани и, несмотря на протест посла, продал их груз для покрытия долга. Французское правительство, желая отомстить за унижение, подкупило одного из лейб-медиков, который возвёл на Наси обвинение в государственной измене, но клевету разоблачили. (cyclowiki.org) В интриге участвовал французский посланник де Граншан. Вся история на самом деле занимает куда больше одного абзаца и могла бы стать сюжетом для новеллы…

Ходили слухи, что султан хотел сделать Иосифа Наси королём Кипра. «Но Кипр ещё надо было отвоевать у Венеции, что и произошло, но ценой таких потерь, что влияние Иосифа сильно пошатнулось». (jewish.ru) После смерти Селима II в 1574 г. Иосиф Наси удалился от государственных дел, сохранив владения, титулы и привилегии. Один из султанских казначеев пытался убедить Мурада III отобрать у Иосифа хотя бы винную десятину. Однако в завещании Селима II содержалось распоряжение оставить все доходы Иосифа неприкосновенными в течение его жизни. Сын Селима II не стал нарушать волю отца.

***

Наси покровительствовал еврейским учёным, таким как Моисей Аль­моснино (автор «Трактата о сновидениях»); врач Аматус Лузитан; библиофил и издатель Исаак Акриш; Исаак Онкенейра, переводчик, директор иешивы и синагоги в Бельведере – дворце Наси поблизости от Истанбула. Последние годы жизни Иосиф «провёл в умственных занятиях, в кругу учёных, которым он открыл своё богатое хранилище книг и рукописей». (Ш. Дубнов)

Интересно наблюдение М. Базилевского: Иосиф Наси на самом деле был недостаточно глубоко знаком с традицией. «Исследования и размышления о религии и значении человека не вошли в круг его деятельности. Его проницательный и тонкий ум был направлен не в ту сторону, а на дела светские. Он смотрел на иудейство как на нечто унаследованное от предков, во что вникнуть считал лишним».

Смерть Наси вызвала всеобщее сожаление. Поэт Саадиа Лонго написал в его честь элегию. Альмоснино посвятил ему своё сочинение о нравственности, а Элиезер Ашкенази – комментарии к книге Эстер.

Вдова Наси, герцогиня Наксосская (умерла около 1599 г.), была хранительницей библиотеки мужа и позволяла учёным пользоваться его книгами. На оставшееся наследство в 1592 г. Рейна учредила в Бельведере еврейскую типографию, действовавшую с перерывами до 1599 года. О Рейне очень мало известно, но, похоже, она была истинной дочерью Грации Мендес и достойной подругой Иосифа Наси.


1«Золотым веком» считают правление Сулеймана I, которого в Европе прозвали Великолепным. При нём Османская империя находилась в зените могущества.
2Порта (также Оттоманская Порта и др.) – принятое в истории дипломатии и международных отношений наименование правительства Османской империи.

3Многие марраны носили тайные еврейские имена.
4По-видимому, первым её так назвал поэт и историк Шмуэль Уске. В 1553 г. он посвятил Грации Мендес поэму в прозе.
5Интересно, что главная жена Селима II – Нурбану-султан, происходившая из знатного венецианского рода, по некоторым версиям, имела греческих или еврейских предков.
6Среди его предков был Авраам Сениор – испанский государственный деятель, финансист, придворный раввин. Об этой семье есть целое исследование: Е. Иванов, Дж. Коронелли, «Книга Коронелло» (2011).

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №173 > ФАМИЛЬНЫЕ ГРАЦИЯ, БЛАГОРОДСТВО, ИНТРИГИ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-23 11:13:47
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Еженедельник "Секрет"