— Израиле — работников еврейских общинных центров состоялись в течение июля. Во всех трех приняли участие работники Регионального общинного центра «Мигдаль». По возвращении в Одессу директор «Мигдаля» Кира Верховская встретилась с нашим корреспондентом Майей Бойкиной.
— Давайте по порядку? С чего все началось?
— Сначала был семинар директоров общинных центров и координаторов «Джойнта» по общинной работе. Собралось 20 человек — от общинных центров Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы, России и Украины и координаторы «Джойнта». Жили центре «Ципори» в Иерусалимском лесу. Работали и учились с утра до позднего вечера почти две недели по 12-13 часов в сутки. Теория и практика давались примерно поровну. Лекции читали, в основном, психологи. Затем — обмен информацией с участниками семинара, и конечно — множество знакомств, поездок по стране.
— Что поразило? Общинный центр в Израиле — что это такое?
— Поразили матнасы (общинные дома). Их много, они пользуются популярностью, и... в них нет ничего еврейского! Они чем-то напоминают — в более комфортабельном варианте, со спортзалами и бассейнами, — наши бывшие Дома пионеров, но не только для детей, но и для взрослых. Некоторые израильтяне считают, что раз мы и так живем в еврейской стране, так зачем нам еще какие-то еврейские общинные центры, чем там можно заниматься? К счастью, многие видят, что это не лучший подход, и пытаются что-то менять.
— Так кто же у кого учился?
— И мы у них, — там все же много интересного, да и опыт — 50 лет против наших десяти, — и они у нас. К примеру, там не имеют никакого представления о семейных лагерях. Это же выход для среднего поколения!
— В общем, ехать стоило?
— Конечно! Вы поймите: даже самая пустячная программа способна дать новые идеи. А эта программа пустячной не была.
— Хорошо, а что было дальше?
— Потом, с 10 по 13 июля в Зихрон Якове близ Хайфы проходил Всемирный съезд общинных центров.
— Большой съезд?
— 120 делегатов от общинных центров со всех континентов, даже из Африки, из экзотических Индии и Таджикистана! Широко были представлены общины Франции и Германии. Впервые в подобном форуме принимала участие делегация общинных центров СНГ. Президент Ассоциации общинных Центров СНГ Ирина Щербань с трибуны съезда рассказала о состоянии дел в общинных центрах бывшего Союза (их сейчас около 160).
— А какова была тема съезда?
— Тема съезда звучала в духе высоких технологий — «Виртуальная еврейская община». Реально же участники съезда рассказывали о проблемах, с которыми приходится сталкиваться их общинным центрам, и вариантах их решения.
— Существуют ли проблемы, общие для всех Центров?
— Деньги. Это общая проблема, денег всем не хватает. Еще одна общая проблема — ассимиляция, поиск путей борьбы с ней. Один из таких путей — укрепление внутрисемейных связей — как раз входит в сферу деятельности общинных центров.
— А какие проблемы для нас несвойственны?
— Хм... К примеру, проблемы французских общин. Во Франции три выходных дня каждую неделю, и множество праздников — нерабочих дней. Для местных общинных центров организация проведения выходных дней действительно стала проблемой!
— Каким образом, по-вашему, текущие политические проблемы Израиля отразятся на деятельности общинных центров СНГ и в Украине в частности?
— Я думаю — никак не отразятся. Политика — дело сиюминутное, а мы пытаемся сохранять и развивать традиции, насчитывающие тысячелетия. Общинные центры вне политики, такова ситуация сейчас, и нам важно сохранить отсутствие политической зависимости.
— А как проходил сам съезд?
— Начался съезд великолепным концертом в амфитеатре в Кейсарии, программа которого была составлена из выступлений коллективов различных матнасов. И снова была работа целыми днями: выступления делегатов (с синхропереводом) до полудня и поездки по стране во второй половине дня, знакомства, договоры о сотрудничестве, обмен информацией, общение...
— Закончился съезд и... ?
— С 13 по 20 июля начался индивидуальный семинар в Израиле.
— Простите, а это еще зачем?
— Понимаете, высокие трибуны — это хорошо. Но что может быть эффективней беседы с глазу на глаз? Именно в такой обстановке появляются идеи и решения, слетает неизбежный при официальных мероприятиях флер показухи, становятся понятны проблемы «изнутри» и появляются темы для сотрудничества.
К примеру, на одесситов неизгладимое впечатление произвела программа общинного телевидения, проводимая в Тель-Авивском «Мерказ Бикурэй Хаитим», а большое отделение «Рикудей Ам» там же может стать источником распространения израильской хореографии в СНГ. Очень интересно было знакомство со спецификой планировки, строительства и оснащения матнасов. Там тщательно продумывается не только планировка самого здания, но и каждого класса, его оснастка и оформление.
Но для нас наиболее интересен был опыт работы Общинного дома Иерусалима: где в одном небольшом здании работает множество организаций, а дирекция центра выполняет координирующую функцию.
Или вот, лагерь «Матан», специализирующийся на работе с талантливыми творческими детьми, который готов сотрудничать с общинными центрами СНГ, в частности, с «Мигдалем». Как возможный вариант совместной работы — участие детских творческих групп из СНГ в «Матане» по специальной программе.
— Ну, Кира Александровна, а теперь НЕПРИЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ. Согласны?
— Давайте попробуем.
— Говорят: кто платит, тот заказывает музыку... А кто платит за все эти поездки, семинары?
— За все платит Американский еврейский объединенный распределительный комитет «Джойнт».
— Зачем заокеанскому комитету вкладывать деньги в украинских евреев? Причем вкладывать таким образом, чтобы традиции расцветали здесь, чтобы облегчить евреям жизнь здесь? Там что, боятся конкуренции со стороны новых эмигрантов?
— Я думаю, здесь дело действительно в эмиграции. Но не в нынешней! А в той, что привела тысячи евреев из России, Украины, Белоруссии за столетия на североамериканский континент. Там им действительно пришлось включаться в чужую жизнь, воспринимая чужие традиции и теряя многое из своего — иначе успех был бы невозможен. И вот — успех достигнут, можно подумать о своих корнях. Посмотрели и обнаружили: ситуация такова, что эти корни нужно... выращивать! Выращивать и подкармливать, чтобы было куда приезжать «под вечер»... Но это лично мое представление о причинах.
— Корни — это замечательно, это традиции, религия. Но зачем нужны общинные центры, если есть синагоги, есть еврейские школы?
— Школы и детские садики предназначены, естественно, для воспитания детей. И лет через 50-60 мы действительно получим еврейских дедушек и бабушек, впитавших в детстве традиции своего народа, которые передадут их своим детям и внукам. То есть сейчас сложилась забавная ситуация: мы выращиваем бабушек и дедушек.
А куда обращаться людям среднего возраста, выросшим вне религии и традиций своего народа и не настроенным на эмиграцию? Будущее сегодня рядом с синагогой, и это — общинный центр! Общинный центр — это своего рода школа для евреев, место, где человек может попасть в атмосферу культуры своего народа, почувствовать и понять его традиции. Возможно, этот путь приведет его потом в синагогу, возможно — нет, но в любом случае этот человек изменится, станет ближе общине.
Культура обеспечит будущее!
— Спасибо за беседу.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.