БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №2 > Нет пророков в отечестве?
В номере №2

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+7
Интересно, хорошо написано

Нет пророков в отечестве?

Правда ли, что в древности у евреев существовали так называемые «школы пророков»? Если да, то чем в них занимались? Существуют ли в еврейской традиции особые техники медитации, аналогичные тем, что практикуются в индуизме?

Во времена, предшествовавшие периоду Первого Храма, действительно существовали учебные группы, целые школы, в которых обучали искусству пророчества, а скорее ясновидения, примерно так же, как обучают музыке или живописи. Нам не так уж много известно о них, однако можно предположить, что тот комплекс знаний, который мы сегодня называем кабалой, в частности, практическая кабала, являлся там одним из основных предметов изучения, то есть, эти школы были, так сказать, «йешивами кабалистов». Вообще-то подобными вещами не только сейчас, но и в прежние времена не было принято заниматься открыто, это знание было прерогативой избранных, и тому были особые причины. Подобными закрытыми группами изучения мистических тайн Торы и являлись «бней hа-невиим», как их называли тогда.

И все же, чему, собственно, там учили? Техникам пророчества, как ни странно это звучит. В любом деле изучение навыков, приемов и методов вовсе не гарантирует того, что ученик поднимется выше уровня добросовестного ремесленника. Точно так же обстоит дело и с пророчеством: изучение определенных медитативных техник не является достаточным условием для Откровения. Даже если у человека действительно есть то, что называют «пророческим даром», ему, тем не менее, требуется соответствующая подготовка. Он должен стать своего рода инструментом, с помощью которого нам будет передано слово Творца. Иначе говоря, тот, кто обучался в школе пророков, не обязательно становился таковым, однако готовил себя к тому, что ему, возможно, придется им стать. А удостоится он этого или нет — вопрос, который решался на Небесах.

В книге Млахим I (18:4) рассказывается о том, как пророк Овадьяhу прятал от преследований царицы Изевели сотню пророков в пещерах и кормил их хлебом и водой. Предполагается, что все они были учениками одной из подобных школ пророков. В книге Млахим II (гл. 3,4) лишь вскользь упоминается о бней hа-невиим, и скупые на слова комментаторы говорят, что на самом деле речь здесь идет об «учениках пророков». От них мы узнаем, что подобные школы были в Бейт-Эле, в Йерихо и во многих других местах. Каково было содержание их пророчеств, нам доподлинно не известно. Очевидно, что их пророчества были актуальны только для того времени, носили, как правило, прикладной, а не универсальный характер и поэтому сведения о них полностью утрачены. Если они и обладали бы для нас, сегодняшних, какой-нибудь ценностью, то лишь исторической, но уж никак не религиозной.

В пророческом откровении Творец открывает людям Свою волю. Пророк — тот, кто возвещает ее. Существуют различные уровни пророчества, однако ни в коем случае не стоит смешивать способность к нему с даром ясновидения. К владеющим им обращались, как правило, преследуя сиюминутные, прагматические цели. Большинство из представителей этих школ пророков относились именно к категории ясновидцев. Хотя и подлинные пророки не миновали этой участи. Например, Писание свидетельствует (Шмуэль I, гл. 9), что молодой Шауль, будущий первый еврейский царь, пришел к великому Шмуэлю, не подозревая о предстоящей ему жизненной миссии, по очень прозаической причине. Единственное, что действительно волновало юношу в этот момент, — где его пропавшие ослы. К пророку часто обращались за тем, за чем в наше время обращаются к врачу или к экстрасенсу, — для того лишь, чтобы их излечили от тревоги или проказы. Как видно, для членов групп бней невиим именно подобный род деятельности являлся основным источником существования. Что касается духовных вопросов, то они во все времена мало интересовали большинство населения. Непонятные для обывателя, зачастую странно ведущие себя, бней невиим не вызывали ни особого пиетета, ни просто почтения у своих современников (см. Шмуэль I, 10:11). После вавилонского плена дар пророчества ушел из этого мира, школы пророков прекратили свое существование и медитативные техники, которыми они пользовались, были утеряны. К слову, и сегодня отдельные энтузиасты пытаются восстановить или создать «еврейскую медитацию», но их усилия до сих пор не увенчались успехом.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №2 > Нет пророков в отечестве?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-06-29 11:11:14
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет