БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №3 > Мера за меру
В номере №3

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Мера за меру

Одним из основополагающих принципов в иудаизме является понятие о воздаянии «мера за меру», в соответствии с которым каждый несет наказание только за свои собственные грехи и пропорционально своей вине. Вместе с тем в Десяти заповедях сказано: «...ибо Я Б-г, Всесильный твой, Б-г ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого поколения...» («Шмот», 20:5) Почему сыновья отвечают за грехи своих отцов?

ИзменитьУбрать
рав Адин Штейнзальц
(0)

Еврейское законодательство не признает ответственности человека за чужую вину, в том числе и за вину предков. Напротив, точка зрения иудаизма однозначно выражена в книге Дварим (24:16): «Да не будут умерщвлены отцы за детей и дети да не будут умерщвлены за отцов, каждый смерти будет предан за свой грех». И у пророков (Ирмияhу, 31:30) мы находим подобное утверждение: «Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто съест кислый виноград, у того на зубах оскомина и будет».

ИзменитьУбрать
рав Шая Гиссер
(0)

О какой же ответственности детей, в таком случае, идет речь в Десяти заповедях? Тора не может требовать наказания для ни в чем неповинных, поэтому — согласно классическому комментарию Раши — речь здесь идет о деяниях нечестивых потомков, следующих примеру преступных родителей: защиты «заслуг отцов» у них нет, в поведении они следуют дурному примеру предков, и нет причин прощать то, что ими содеяно. Хотя и здесь сказано о милости, а не о суровости Всевышнего: если грех сопровождает потомков и после четвертого поколения, то с самого грешника за него не будет взыскано, ведь у него вовсе не было возможности научиться правильному поведению. Однако, если ограничиться только этим ответом, несомненно снимающим проблему понимания сказанного в Десяти заповедях, то он был бы неполным, поскольку нам известны традиционные еврейские источники, в том числе =махзор

(сборник праздничных молитв) на Йом-Кипур, различные мидрашим, в которых приведены истории о том, как праведные потомки достойных и благочестивых родителей расплачивались за преступления предков.

Неисповедимы пути Г-сподни, как сказано: «Ибо Мои мысли — не ваши мысли, и ваши пути — не Мои...» (Ишайа, 55) и сказано: «Тайны ведомы лишь Г-споду...» =(Дварим, 29:28) но, тем не менее, можно попытаться ответить на этот вопрос с помощью слов пророка (Йехезкель, 18:4) — «Вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет». Иудаизм принимает концепцию множественности воплощений одной и той же души в разные времена, в телах различных людей, — реинкарнации, «гильгул нешамот». Ею можно воспользоваться и для ответа на наш вопрос. Помимо очевидных связей со своими родителями, как на физическом, так и на духовном уровне, существует и связь на уровне сущности души между индивидуумами, разделенными во времени и пространстве. Традиция донесла до нас многочисленные примеры объяснения качеств и поступков различных людей, как праведных, так и далеких от этого состояния, с помощью концепции реинкарнации. Не отслеживаемые сторонним наблюдателем духовные связи и преемственность миссии души в ее земном воплощении могут объяснить и жесткое утверждение о расплате по старым, «чужим» счетам. Они вовсе не такие чужие... Просто душе надо рассчитаться по старым долгам и исправить содеянное ранее.

Картину осложняет еще и то обстоятельство, что каждая душа, не являясь материальным объектом, без ущерба для себя делима и может иметь несколько различных воплощений, дающих ей возможность реализовать тот, или иной аспект. Графически это можно представить в виде корневой структуры, со своими директориями, папками, файлами. Душа вавилонского аморая через несколько поколений, скажем, может найти свое воплощение в теле средневекового еврея-ростовщика, а может — балетмейстера, генерала Армии обороны Израиля или автора теории относительности одновременно. Пути Г-сподни неисповедимы!

Большинство из нас знают о своей душе не так много, как им может показаться, ведь сознание человека не хранит информацию о происходившем с его душой за все время ее существования. Творец же знает душу каждого и судит ее по совокупности деяний. В соответствии с Законом человеческий суд не вправе наказывать человека за преступления других людей, независимо от того, состоит ли он с ними в родственной связи или нет; с точки зрения Творца, однако, легитимен совершенно иной подход к душе человека, и поэтому он поступает с людьми согласно Его собственному знанию, о котором нам ничего не ведомо. Мы знаем, что порой «Праведник наказывается за провинность толщиной с волос», и степень этого наказания может показаться нам несоразмерной. Если он страдает под обрушившимся на него бременем невзгод, или (не дай Б-г!) погибает невинный младенец, нужно знать о том, что это не кара Б-жья, а промысел Творца, который в этих случаях пользуется своими счетами, о которых нам ничего не известно.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №3 > Мера за меру
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 04:59:10
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Dr. NONA