БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №3 > «Трохи жидiвка»
В номере №3

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+12
Интересно, хорошо написано

«Трохи жидiвка»
Майя Бойкина

Еще одна березка посажена на одесской Аллее Праведников народа Мира. Она посвящена Праведнице народов Мира Надежде Яковлевне Жигаловой.

ИзменитьУбрать
(0)

Девочка очнулась в незнакомой хате. Было утро. Как она там оказалась, сколько времени провела в беспамятстве, она не знала. Помнила только: когда ее убивали, было темно.

Подошла чужая женщина и спросила:

— Как тебя зовут? Ты помнишь?

— Конечно, Лиза Мабер.

— Нет! Лиза Мабер умерла. Тебя зовут Валя.

Так появилась на свет Валентина Ивановна Панченко. Девочке шел двенадцатый год. Мамой Надежду Жигалову она стала называть сразу.

Лиза Мабер родилась в Одессе в огромной — пять сестер и четверо братьев — еврейской семье. Эвакуироваться из Одессы не успели. Когда началась оккупация, прятались — по знакомым, по друзьям. Затем появилось объявление, предписывавшее евреям явиться в район Слободки-Романовки, взяв с собой инструменты — кому какие нужны для своего ремесла. Решили, наверное, геноцид прекращен, дадут работать — и пришли.

Зимой 1942 года 3600 евреев — женщин, стариков, детей, — из слободского гетто были погружены в товарняки и вывезены из Одессы. Куда было объявлено и как долго ехали, Лиза не запомнила. Но до конечного пункта — кошар для скота близ хутора Бабино в районе Кантакузовки, добралось около 600 человек, — остальные были расстреляны на остановках либо умерли сами. Добравшиеся пережили их не на много. Их выстроили перед оврагом и расстреляли. В том числе Лизу Мабер и всю ее огромную семью. Эту часть истории она помнит сама.

Продолжение — по рассказам своей мамы, Надежды Жигаловой.

ИзменитьУбрать
(0)

Овраг с трупами убийцы (называть их фашистами, как политическую партию, здесь не приходится) закапывать не стали, облили бензином и подожгли. И уехали. Но под утро пошел сильный дождь, потушивший пламя. Тогда хуторяне Бабино пошли искать... давайте будем честными! — пошли искать сохранившиеся вещи и золото. А нашли живую девочку, раненую, без сознания, но живую! И Надежда, сама молодая мама, взяла ее к себе. Она отлично понимала, что станет с ней и ее детьми, если ее кто-то предаст, но взяла в дом еврейскую девочку.

Была спасена еще одна девочка, но, как выяснилось позже, она потеряла разум от пережитого. Что с ней случилось позже, Лиза не знает. Овраг, в котором закончилась первая жизнь Лизы Мабер, был не единственным подобным в той местности; весной, когда река — один из притоков Буга — разлилась, вода несла куски тел, одежды, конечности евреев, лишенных жизни неподалеку от ее берегов.

В феврале 1942 Лизу-Валю крестили; крестным отцом стал местный полицай. К Вале он относился, как крестный. Он был повешен первым, когда Красная Армия освободила хутор от оккупантов.

Валя по-детски была уверена, что, раз она крещеная, она уже не еврейка. Взрослые думали иначе. Более полувека спустя она с горечью вспоминает о том, как ее «продали» — предали за 30 марок. Кто? — мама Надя так и не сказала, кто-то из соседней Кантакузовки (хутор находился в 18 км от села). Слух, что «Жигалова спасла жиденя» туда, конечно, дошел. Вот кто-то и решил подзаработать — на чужой крови. Другой «кто-то» Надежду предупредил, и она успела отправить девочку в Вознесенск, к своей двоюродной сестре. Там Валя провела полтора года и вернулась к маме.

По возвращении хату пришлось делить с другой семьей, оба сына в ней были полицейскими. Не выдали.

ИзменитьУбрать
(0)

Жила как все: помогала по хозяйству маме, как старшая смотрела за названными сестрами. Тамара и Мария и сейчас смеются, когда Валя вспоминает их детские проделки. Хотя не всегда было так уж смешно: когда трех-четырехлетняя Мария, не желая слушаться, заявляла — а я расскажу всем, что ты жидовка, и тебя убьют, продолжать воспитательный процесс Валентине приходилось сквозь пелену ужаса. При этом, что интересно, младшие сестры выросли даже не зная, что Валя — чужая...

На этом заканчивается трагическая часть истории.

В 1945 году Валя разыскала в Одессе семью своего дяди, какое-то время жила с ней, но связи с мамой не теряла. Замуж вышла за еврея.

— Мiй зять, вiн самий лучший, але ж вiн жид! — делилась мама Надя с подругой.

— Але ж ваша Валя теж трохи жидiвка?

— Та яка ж вона жидiвка?! Вона наша, своя!

Работала Валя в колхозе, под началом Посмитного, после — его преемника. Всю жизнь помогала Жигаловым и сейчас помогает.

В далеком 1956 не стало Надежды, но на родственных отношениях с сестрами — они живут в Нейково Березовского района Одесской области — и их семьями это не сказалось. О пережитом в годы войны Валя никогда никому не рассказывала.

В 1979 году Валентине Ивановне Панченко пришлось снова стать Лизой Мабер — чтобы выехать в США, куда ее звал двоюродный брат.

На этом заканчивается обыденная часть истории.

Меньше года назад пожилая продавщица небольшого еврейского магазинчика в Сан-Франциско, улучив минуту, паковала очередную посылку родным, в Одесскую область. Досужий покупатель поинтересовался ее занятием. И Лиза Мабер, совершенно неожиданно для себя, вдруг выложила всю свою историю незнакомцу. И, как в приключенческом романе, незнакомец оказался журналистом, а история спасения Лизы Мабер появилась на страницах местной газеты «Кстати». Только тогда ей рассказали о том, что ежегодно государство Израиль присваивает звание Праведников народов Мира людям, спасавшим евреев во время Холокоста, и предложили помощь в оформлении документов — конечно, ее мама Надя достойна этого звания.

— Я должна была это сделать, это мой последний долг маме, — говорит 70-летняя женщина, только что перенесшая операцию, на церемонии объявления Надежды Яковлевны Жигаловой Праведницей народов Мира в Одессе. — Раньше я просто не знала о том, что такое существует, у меня же, как было 2,5 класса образования до войны, так и осталось.

Свою семью и родителей-евреев Лиза Мабер тоже не забыла: каждый год 23 октября она приходит к памятнику жертвам Холокоста, приносит цветы... и память о них.

«Спасший одну жизнь — спасает целый мир» — выбито на камне одесской Аллеи Праведников народов Мира.

* * *

Солнце в тот день палило немилосердно, но люди, собравшиеся на церемонию, не расходились. Было много прессы, представителей общественных организаций, властей разного уровня. Случайные прохожие, зеваки, привлеченные происходящим, останавливались неподалеку.

Героини события, Надежды Жигаловой, уже давно нет в живых, но на церемонию объявления ее Праведницей народов Мира со всей Одесской области съехались ее потомки — дети, внуки и правнуки. Спасенная ею когда-то Елизавета Мабер прибыла из США в сопровождении двоюродного брата, Романа Мабера и бизнесмена Алекса Будмахера, принявшего активное и непосредственное участие в том, чтобы событие вообще состоялось.

Второй секретарь посольства Израиля в Украине Давид Долев, представляя свое государство, объявил о присвоении Надежде Жигаловой звания Праведницы народов Мира за спасение ею во время Холокоста еврейской девочки, Лизы Мабер.

Было много речей, приличествующих случаю; из нестандартного — идея считать одесскую Аллею Праведников Аллеей Героев-интернационалистов, поскольку спасали евреев при Холокосте люди всевозможных национальностей, а героизм их поступков неоспорим.

Затем участники церемонии переместились в Золотой зал Литературного музея, где журналисты узнали историю спасения и жизни Елизаветы Мабер от нее самой — историю ужасную, историю возвышенную, историю обыденную, а в чем-то и забавную... В Одессе в таких случаях говорят — «жизненную» историю.

Закончился этот длинный летний день песнями: во дворике Литмузея, среди бронзовых скульптур, оторвавшись от накрытого стола гости и участники этой истории «спiвали пiснi» — украинские и еврейские, русские и одесские, хором, дуэтом и соло, и всем было жарко и весело, потому что жизнь — продолжается, и одно это уже радует...


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №3 > «Трохи жидiвка»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-09-08 05:55:39
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia