Векслериану приходится принимать в небольших дозах. В больших она попросту не отпускается. Миша Векслер пишет преимущественно четверостишиями.
Если сильно поискать, найдутся у него стихи подлиннее, даже строк на двадцать. Но это редкость. Его манят малые формы. Совсем маленькие. Он автор самого короткого в мире четверостишия, где через строку зарифмованы первая и последняя буквы алфавита:
Я
За
Вя
Зал!
Это, конечно, шутка. С одной стороны. А с другой — ключ, который Векслер доверчиво предлагает читающему и слушающему — ищите смысл не только слова, но и внутри слова. Слушайте не только звуки, но сумейте увидеть графику их сочетаний. Был бы Миша воспитан в традициях еврейской религии — стал бы каббалистом. Но он был воспитан советской школой, поэтому стал стихотворцем. С легким каббалистическим оттенком.
Для Векслера слова — заблудившиеся одиночки. Он помогает им встретиться. Он открыл брачную контору для обездоленных слов. Без ограничений и предубеждений. Наоборот, чем контрастней слова — тем интересней результат. Шадхен от литературы, он подбирает слова, как будто складывает китайскую головоломку или кубик Рубика. Поэтому они поворачиваются совершенно неожиданной стороной. Стихи Векслера можно сравнить и с кристаллической решеткой, быть может самой жесткой структурой в мире. Но ведь и брак — достаточно жесткая структура, потому что если муж с женой не будут соблюдать определенных правил, это будет уже не брак, а нечто совсем иное.
В общем, Миша заманивает слова в свою контору знакомств, чтобы потом загнать их в жесткую форму стихотворения. Или очень коротенькой прозы. И зачем ему понадобилось это странное занятие? Кажется, затем, чтобы ткнуть нас носом в нелепость повседневности. В фальшь общественных установок, на которую по привычке не обращаешь внимания. И, как выясняется при чтении Мишиных книг, совершенно напрасно. Ставшие привычными нелепости и фальшь дают массу поводов посмеяться, а смех продлевает жизнь. Даже ядовитый смех. Даже очень горький. А у Миши он — разный. Найдется и знаменитый — «сквозь слезы».
В стихотворных изделиях Векслера через запятую сосуществуют искусство, история, фольклор, реклама, любовь, всесильное время и сам Миша. Да-да, он сам — тоже объект собственных исследований. Хорошо смеется не только последний. Тот, кто может посмеяться над собой, смеется превосходно. Именно это превосходство дает ему право смеяться над всем остальным. Впрочем, смех — хотя и очень важная составная поэзии Векслера, но не самая главная. Главное — радость открытия. Оказывается, мир может быть зарифмован. «Пушкин А.С.» — с «Чернобыльской АЭС», «почета» — с «почем там». Рифмы могут быть и банальней, скажем «краю — раю», но тогда мысль должна быть необычной до дерзости.
Векслер пишет так, как будто задался доказать постулат о неразрывности формы и содержания. Пишет — это громко сказано. Он не пишет, он записывает. То, что нашептывает ему окружающий его мир вещей, людей, понятий. И это — самое важное в мире дело. Остальное — второстепенно. Удивительно, но при такой степени отрешенности Векслер, тем не менее, являет собой редкостный пример того, как талант оказывается признан поклонниками без малейших усилий со стороны таланта. Миша вошел в литературный оборот естественно, как смена времен года в природе, как переменная облачность без осадков, как камешки под ногами.
Насколько известно, он и пальцем не пошевелил, чтобы быть напечатанным. Он просто изредка читал свои векслеростишья и векслеризмы знакомым, и наконец дочитался до того, что их стали у него просить для печати. Соглашался печататься он с большой неохотой. И только тогда, когда ему помаленьку стали приходить гонорары из разных городов СССР, понял, что сочинительство может дать пищу не только пытливому уму, но и жаждущему телу. С тех пор, то есть последние лет десять, и публикует Векслер свою рифмованную и нерифмованную векслериану. С тех пор она звучит в устах разных людей, с эстрад и телеэкранов.
В 2000-м году вышел второй сборник его стихов — «Песня о страусе». Похоже, эту книгу ожидает та же судьба, которая постигла первую «Руки прекрасные порывы» — разлететься по всему бывшему Союзу и даже миру. Повсюду, где нужна векслериана — лекарство от рутины, скуки, глупости. Принимать ее приходится в малых дозах, не только потому, что Векслер чурается крупных форм. Но и потому что одного векслеризма хватает, чтобы долго смеяться. И задумываться всерьез.
Прошло то время, когда из двух зол мы выбирали меньшее. Сейчас выбор зол стал значительно шире.
В жизни всегда есть место поводу.
Как хорошо и даже здорово,
Что жизнь за ночь берет недорого!
Школа №11: высокие оценки по сниженным ценам!
Неточность — вежливость снайперов.
Известный ученый на грядке
Выращивал только наградки:
Нагрудные знаки
«За подвиги в драке»
И орден Сверкающей Пятки.
Трамвай №3 — трамвай, которого вы ждали.
В лужах солнце плавает
Расцвело алоэ,
Но не это главное,
Главное — другое!
Хорошо бы к лету
Одержать победу
На чемпионате
Мира по зарплате.
Несет бревно душа-девица.
Душа обязана трудиться.
Нет место подвигу в раю —
Вот что прекрасно в том краю.
Татуировка без ошибок!
Остановись эволюция, —
человек прекрасен.
Человеку все должно быть прекрасно.
В двадцать первом веке люди перестанут лгать, лицемерить, красть, убивать. За них это будут делать машины.
Прогноз
Такой же,
Как всегда —
Мороз
По коже,
Господа.
(«Божественная комедия» Данте)
Ад. Чистилище. Рай. Почувствуйте разницу!
Леонкавалло и Гуно —
И тот и этот не «оно».
Чтоб не случился моветон,
Прочти и в памяти храни:
Жорж Санд — она, Агриппа — он
И Мцыри — он, а не они.
«Быть или не быть?» — спрашивает сын коварно умерщвленного отца у
найденного на кладбище черепа.
Что ответил череп, вы узнаете, приобретя книгу У. Шекспира «Гамлет».
Восточная мудрость не должна заменять собственную. (Восточная мудрость)
Снегом стать хорошо бы
В середине пути,
Одновременно чтобы
И лежать и идти.
Перовым, Серовым, Шагалом,
Матиссом, Пикассо, Ван Гогом
Почтовых открыток немало
И марок написано много.
«С улыбкой на лице...» «Лицо» —
Не лишнее ли здесь словцо?
Реклама — двигатель крыши.
С какой бы страстью целовал
Я вашего лица овал!
А будь у вас лица квадрат,
Я целовал бы вас как брат.
На пляже Аркадия вечером
Хотел написать завещание,
Да не усмотрел за вещами я...
Теперь завещать больше нечего.
А сколько раз мне изменяла Родина?
Я считаю, что труду
Место где-нибудь в аду.
Пить
Курить
И есть мацу.
Как кирпича или булыжника
Моя кривая просит морда
Так ваше ангельское личико
Бисквитно-кремового торта!
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.