«Кинематограф, он тоже еврей?» — тема 39-го номера журнала «Мигдаль Times».
Задавшись этим шуточным, почти, вопросом, мы задумались — «а существует ли вообще «еврейское кино» и нужно ли оно кому-нибудь?» Одним из ответов на столь сакраментальный вопрос может служить наш гид-парад и интервью с автором действительно еврейского мультфильма. Однако присутствие, и значительное, евреев в кинематографе — это даже не вопрос. Поэтому мы вспомнили о «лучшем мультике всех времен и народов», об одном из лучших документалистов мирового кинематографа, о неповторимой Фаине Раневской, неукротимой Барбаре Стрейзанд и о не устрашающемся никоего жанра Стивене Спилберге. Небезынтересно также было узнать, как ходили в кино в Одессе, когда это только начиналось.
Осенние еврейские праздники, как всегда, ознаменовались в «Мигдале» традиционной поездкой на кворим.
В этом номере мы завершаем публикации, рассказывающие о террористических группировках, действующих в Израиле. Публикацию же кратких сведений о людях, сопричастных еврейской истории Одессы, мы продолжаем.
«Одесские истории» этого номера имеют только косвенное отношение к теме «кино», а вот рассказ братьев Шаргородских — непосредственное.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Трудновато определиться с тем, что есть «еврейское кино»...
Мало кто знает, с чего начиналась цитата, начертанная на знаменах советских киностудий — «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». А начиналась она так: «Поскольку мы по преимуществу народ неграмотный...» К народу Книги сие эпохальное заявление явно отношения не имело. Да и кино, пожалуй, для нас важнейшим не было — по моему скромному мнению, это место делят между собой литература и музыка.
И все-таки: еврейское кино — оно есть или его нет? С одной стороны, всякая попытка определить (от слова «предел») явление, систематизировать его, найти структуру — действительно, может ограничить и упростить взгляд на проблему. С другой — обычно в результате таких попыток убеждаешься в том, что явление существует и искомой структурой обладает. Как в нашем случае. Встречается даже такая мысль: «Кино — еврейское искусство». Правда, с вопросительным знаком.
Еврейское кино в дореволюционной России — заметное явление. Другой, очень существенный пласт — мировой кинематограф, с изобилием выдающихся евреев-режиссеров, актеров, операторов. В общем, как там у Дины Рубиной: «Вот, привезла вам рассказ узбекского писателя, на русском языке, на еврейскую тему». А еще — молодое израильское кино. А о документалистике, анимации — не забыли? Что их объединяет?
Право, жаль, что нельзя сделать к журналу видеоприложение, журнального пространства явно недостаточно для исчерпывающего ответа. И все-таки...
На днях посмотрел очаровательный фильм. Мультик. Про евреев. Не нынешних, других. Старых местечковых евреев, наших бабушек и дедушек, которые раньше жили здесь, за чертой оседлости, и которых здесь больше нет. А зох ун вей! Что осталось от них? Книги Шолом-Алейхема, картины Шагала, пара мелодий для скрипки, пожелтевшие фото... И — сказки.
Юрий Борисович Норштейн — режиссер анимационного кино. Родился 15 сентября 1941 г. в Москве. Окончил Курсы художников-мультипликаторов киностудии «Союзмультфильм», работал с 1961 г. художником-аниматором. Затем — режиссер, художник, аниматор, педагог. Аниматор фильмов «Чебурашка» (1971), «38 попугаев» (1976). Автор фильмов «Ежик в тумане» (1975, режиссер), «Сказка сказок» (1979, аниматор, режиссер), «Спокойной ночи, малыши!» (2000, аниматор, продюсер, сценарист, режиссер). Разработал уникальную технологию «многоярусной перекладки». Народный артист России, Лауреат Гос. Премии СССР 1975 г. Лауреат премии «Триумф» за 1995 год — российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства. Лауреат премии «Своя Колея» за 1999 г.
Как могло случиться, что провинциальная рыжеволосая девочка, едва окончившая гимназию, так беззаветно влюбится в театр, что оставит родной дом и практически без средств уедет в Москву поступать в театральную школу?
В 1992 году редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») она была включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.
«Фанни» в переводе с английского — забавный, смешной, смехотворный, потешный, странный. Я бы еще добавила украинское слово «незграбный». И все это о ней — Фанни Брайс — героине бродвейского шоу «Смешная девчонка» («Funny Girl»).
Сценарий был написан не о Барбаре (в 30-е годы существовала реальная Фанни Брайс — звезда эстрады) и не для нее. А всегда казалось, что ею и о себе.
Просматриваешь статьи о нем и все время натыкаешься на следующие строчки: «Стивен купил маме телевизор», «Разумеется, мама разделила со Стивеном радость победы», «Зато маму Спилберга охранник пропускает без вопросов», «Мама варила Стивену куриный суп». И начинаешь понимать, что самый влиятельный человек в Голливуде, киномагнат и миллиардер — всего-навсего... мамочкин сыночек.
Писатель и бытописатель Одессы Осип Рабинович когда-то утверждал, что «все новое имеет свою привлекательность и наш город в отношении любви к новостям ни мало не хуже других». Написанное в середине Х?Х века, это оставалось справедливым и во времена аэропланов, футбола, электрического трамвая, телефона, танца матчиш и кинематографа.
Праздники, заповеданные нам в Торе, делятся на два вида: «космического цикла» и «национального цикла»...
Месяц элул традиционно наступает перед месяцем тишрей. И, как ничто не может нарушить эту последовательность, так же трудно помешать Клубу еврейского студента побывать 18-го элула на киврей цадиким. Хотя бы на денек.
Начало в №№ 35, 36
Герц Франк — один из последних жрецов настоящего киноискусства — совершил безуспешную и даже трагическую попытку начать новую творческую жизнь в Израиле.
Продолжение, начало в №№ 34-38
... от Анатолия КОНТУША
... от очевидца
Соломон — Феллини моего детства, говаривал: — Жизнь, пацаны, — она, как фильм, — это кино, только, в отличие от кино, она сначала цветная, а потом черно-белая, она вначале полна звуков, а потом немая.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.