Говорят, в Древней Греции была традиция: если раб, упав, повреждал голову или ногу, говорили: «Вот, смотрите, родился новый педагог». Так часто судят до сих пор: если ты ни на что большее в хозяйстве не годишься, то ходи за детьми и води их. Вот и получается, что учитель в общественном мнении — более или менее инвалид.
Да что там уважение — и оплачивается учительский труд в большинстве стран довольно скупо. Вспоминаются слова академика Д. Лихачева о том, что об уровне цивилизованности страны всегда можно судить по зарплате носителей культуры — учителя и библиотекаря. На самом деле — не должно быть у государства большей заботы, чем о хорошей школе. Потому что из плохой выходят либо самоуверенные невежды, либо люди, страдающие комплексом неполноценности и жестоко мстящие обществу за свою несостоятельность.
К сожалению, воспитание и образование слишком часто в мировой истории использовались и используются сейчас в целях оболванивания, «манкуртизации», недоразвития сил человека. Нередко массовое образование похоже на добровольно-принудительную игру, чьи правила внешне просты и безобидны: учащимся надо усвоить слова, произносимые ведущим (учителем), и повторить их при опросе или на экзамене. Выигравший получает «фантик» (отметку, зачет, аттестат, диплом и т.п.). Обладатель набора «фантиков» считается «образованным». «Проигравший» получает кучу неприятностей — от двоек до непрестижной работы. Такая игра выгодна тем, кто боится «слишком умных», которыми труднее управлять. Это и мешает всерьез противопоставить дикости цивилизованность.
Кто же все-таки образован? Те, кому посчастливилось учиться у настоящих педагогов (которых немало), у хороших книг и у жизни, кто не боится быть «слишком умным». Те, кто уна-следовал от предков любовь к знанию. Кстати, в глазах все того же вездесущего общественного мнения евреи — «вечные отличники», а для таких профессий, как педагог, врач, ученый, — «еврей» — это что-то вроде знака качества.
О том, насколько важным для евреев было и остается образование, свидетельствует изречение из Талмуда: «Мир существует лишь благодаря дыханию детей, изучающих Тору».
Системе традиционного еврейского образования не менее трех тысяч лет. Именно она сыграла решающую роль в сохранении целостности народа и развитии нашей культуры. Лишь человек, знающий Тору, мог удостоиться почетного положения. Благоговейное отношение к знанию и книге наложили неизгладимый отпечаток на психологию нашего народа. С древности распространению знаний способствовали синагоги, где собирались для изучения и толкования священных книг. И сейчас общины диаспоры видят в развитии еврейского образования единственную преграду ассимиляции.
В Вавилонском Талмуде есть сведения о том, что обязательное образование было введено для мальчиков с 6-7 лет при первосвященнике Иехошуа бен Гамле (умер в 69 или 70 г.). За обучение детей неимущих родителей платили общины. Обязательным образование было только для мальчиков. Тем не менее, некоторые девочки тоже получали еврейское образование, но обычно оно ограничивалось обучением чтению, письму и молитвам — лишь единицы учились наравне с мальчиками (например, жена рабби Меира Брурия обладала познаниями законоучителя).
С древности и по сей день у евреев существуют особые учебные заведения. Все начиналось с хедера. Впервые это название упомянуто в книгах 13 в. Хедеры были очень распространены у европейских евреев. О том, как дети учились в таких школах в Украине и Польше в первой половине 17 в., рассказывает книга Н. Ханновера «Иевен мецула» («Пучина бездонная»). В хедере, как и в школах Талмуд-Тора, учились только мальчики. Но Талмуд-Тора была общинным учреждением для детей, чьи родители не могли платить за обучение, а хедер — частной школой. Учитель хедера (ребе или меламед) получал плату от родителей. Хедер находился обычно в одной из комнат квартиры учителя.
Община контролировала обучение: например, согласно школьному статуту Кракова (1511 г.), в хедере не могло учиться одновременно более 40 учеников. В одном классе часто были дети разного возраста: в младшей группе («дардике», с 3 лет) обучались азбуке и чтению ивритских текстов (без перевода); в следующей группе (с 5 лет) изучалась Тора с комментариями Раши и начальные сведения о Талмуде; старшие ученики (с 8 лет) более углубленно занимались Талмудом. Светских предметов в хедере не было.
По окончании такой школы юноша мог под руководством раввина продолжить изучение Талмуда в синагоге (бейт-мидраш) или поступить в иешиву. Но для многих жителей штетла образование ограничивалось учебой в хедере. При этом еврейская начальная школа часто подвергалась яростной критике со стороны тех, кто получил светское образование. Ассимиляторы И.Б. Левинзон, И.Л. Гордон, П. Смоленскин особенно возмущались примитивной методикой обучения.
В конце 19 в. в Российской империи попытались провести реформацию хедера (хедер метуккан) на основе идеологии палестинофильства и сионизма. «Новые» хедеры размещались в просторных помещениях, там преподавали историю, географию Эрец-Исраэль, грамматику иврита.
Претерпев различные изменения, хедеры и школы Талмуд-Тора успешно работают и сегодня. Во многих общинах дети с 3-летнего возраста (после первой стрижки — «опшерниш») именно в хедере приобщаются к учению. При поступлении в хедер ребенку дают алфавит, намазанный медом: слизывая «мед знаний», дети воспринимают учение как большую радость.
Около двух тысяч лет главным центром, где сохранялась и развивалась традиционная еврейская культура, были иешивы (в переводе — «сидение», «заседание»). В определенные эпохи этот «еврейский вуз» выполнял также законодательные и судебные функции. Служила иешива и для подготовки к званию раввина.
Наряду с термином «иешива», впервые встречающимся в книге Бен-Сиры, для обозначения этого института употреблялись, в соответствии с его функциями, названия бейт-мидраш («дом учения»), бейт-дин («дом суда»), бейт-дин гадоль («дом великого суда»), бейт-ваад («дом собрания») и другие. На протяжении многих поколений из иешив выходили духовные вожди еврейского народа. Предоставляемая каждому юноше возможность учиться в иешиве и достичь самой высокой степени учености исключительно благодаря его одаренности способствовала созданию интеллектуальной элиты.
Обучение в иешиве, не ограниченное сроком, в аггадической традиции рассматривается как самое полное выражение еврейской жизни. Вершина этой традиции — представление о «небесной иешиве» («иешива шел мала»), где праведники и мудрецы продолжают свои занятия.
Сегодня иешивы есть почти в каждой общине диаспоры. Мальчики, достигшие религиозного совершеннолетия (13 лет), учатся в иешива-ктана («маленькой иешиве»), старшие — в иешива-гдола («большой»), женатые мужчины — в колеле.
Еще одно учебное заведение для взрослых — ульпан (на иврите «студия», «учебное заведение»), центр интенсивного изучения иврита и еврейской культуры. Он сыграл решающую роль в распространении современного иврита и включении репатриантов в жизнь Израиля. Первый ульпан был создан по инициативе Министерства образования и культуры Израиля и Еврейского Агентства в 1949 г. в Иерусалиме. Первоначально ульпаны предназначались в основном для людей с высшим образованием, работа по профессии которых требует владения языком. Преподавание ведется, как правило, на иврите («прямой метод»), упор делается на приобретение навыков разговорной речи и освоение газетной лексики.
Кроме того, задача ульпана — привить новым репатриантам чувство принадлежности к стране. Этому способствуют экскурсии по Израилю, проведение праздников, других «культурных мероприятий». В специальном отчете ЮНЕСКО ульпан признается «превосходным учебным заведением для взрослых».
Традиционное еврейское образование, такое, каким оно всегда было, является залогом будущего еврейского народа. Но сегодня большинству из нас не обойтись без изучения общих дисциплин, получения новых специальностей. Рабби Айземан из иешивы Нер Исраэль (Балтимор) в статье «Шанс, который мы не должны упустить» делится мыслями по поводу особенностей изучения «светских» предметов в религиозных школах и рассказывает об опыте педагога Тубе Гудблат и ее школы «Бейт Матара» (в переводе — «Дом цели»). И эта цель достигается целостным подходом к образованию, «почтительным» сочетанием общеобразовательных предметов и преподаванием традиции, «морального» аспекта ее подачи и постоянным самовоспитанием учителя. «Думать и делать, делать и думать» (Гете) — вот путь к успеху и к мастерству.
Одна из величайших радостей учителя — наблюдать, как растет ученик и даже превосходит своего педагога.
Мудрецы говорят: «Человек может ревновать ко всем, кроме своего ребенка и ученика» (Санhедрин, 105б). В конце концов, мой ребенок или ученик — продолжение меня самого, и его успех — мой успех. Вот вам и формула бессмертия...
——————————
Ученик может испортить учителю настроение. Учитель может испортить ученику жизнь.
С. Соловейчик
Учитель должен обладать качествами хорошей сиделки для нервнобольных.
Б.М. Бим-Бад
Хороший педагог сделает из дурака умного. Блестящий педагог оставит дурака в дураках.
М. Розовский
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.