«Матиуш закашлялся. На его улыбающихся губах показалась кровь. Он опустил веки и больше уже не поднял их» (Януш Корчак, врач).
Я помню день «знакомства» с королем Матиушем I. Была весна, мы, четвероклассники, много читали, обменивались интересными книгами. Эту книжку я просто «проглотила». После чтения осталось ощущение света и трагедии одновременно.
Генрик Гольдшмит, рано лишившийся отца (страдавшего последние 7 лет жизни психическим заболеванием), познавший нужду и тяготы забот о матери и сестре, лучше кого-либо другого мог понять, что происходит в душе ребенка, обездоленного, осиротевшего и больного.
В годы войн, революций, особенно ярко проявляется все, что таится в глубинах человеческой души, — от невероятной низости до непостижимых высот, и, конечно, самыми беззащитными оказываются дети.
Есть души, которые рано осознают себя и не стареют, наверное, именно такая досталась Генрику. Вот как он описывает в своих воспоминаниях момент осознания (в пятилетнем возрасте) принадлежности к своему народу. Эпизод был связан со смертью любимой канарейки: «С ее смертью встал таинственный вопрос вероисповедания. Мне хотелось поставить на могиле крестик. Прислуга сказала — нельзя, потому что это птица, тварь, а не человек. Плакать и то грех. Так сказала прислуга. Но вот беда: сын дворника сказал, что канарейка была еврейкой.
И я еврей.
Я тоже еврей, а он поляк — католик. Он в раю, а я, если не буду говорить некрасивые слова и буду послушно приносить ему украденный из дома сахар, после смерти попаду хотя и не в ад, но куда-то, где очень темно. А я так боялся темноты.
Смерть — еврей — ад. Черный еврейский рай. Было над чем задуматься».
Генрик очень любил строить что-нибудь из кубиков, даже и в 14 лет ему нравилось это занятие. Так он и продолжал свою созидательную деятельность, но только вместо кубиков строительным материалом стали детские души.
Этот молодой человек постоянно совмещал самые разнообразные виды деятельности: учебу на медицинском факультете Варшавского университета с частными уроками, с раздачей книг в бесплатной библиотеке, переполненной по субботним вечерам детворой, стихией, управляемой им без повышения голоса. Он устраивал для этих варшавских гаврошей всевозможные игры, беседы, легко находил с ребятами общий язык.
Юноша начинает писать, участвует в конкурсе молодых драматургов под псевдонимом Янош Корчак — по имени героя польского писателя И. Крашевского. Типографская ошибка — «Януш» вместо «Янош» — сохранилась навсегда, видимо, понравившись.
Корчак ведет раздел в юмористическом журнале «Кольце» («Колючки») и продолжает давать частные уроки. Снимая угол в одном из беднейших кварталов Варшавы, он уделяет много времени детям из бедных семей. В 1901 г. он пишет книгу «Дитя улицы», а в 1904-м — «Дитя гостиной», сразу привлекшие внимание читателей параллелями между миром обеспеченных людей, с его условностями и фальшью, и миром крайней степени нищеты, бесправия и безысходности.
Врачебную практику Януш Корчак начал, еще будучи студентом — в еврейской детской больнице. Там он узнал, «с каким достоинством, по-взрослому и мудро умеет умирать ребенок...».
Чтобы лучше узнать мир ребенка, находящегося в нормальных условиях, а не в больнице, Корчак работал в летних лагерях для еврейских детей. В 1904 г. он написал серию статей о таком лагере. Ребятишки были из бедных семей, из 76-ти только двое имели дома отдельную постель: «Условия их жизни искривляли их тела ночью и искажали их души днем».
Призванный в армию в 1904 г. во время русско-японской войны, Корчак, по окончании кампании, произносит слова, актуальные и сегодня: «Нет смысла устраивать революции, не подумав сначала о ребенке».
Опыт работы в детских лагерях нашел свое отражение в двух замечательных книжках — «Моськи, Йоськи и Срули» (1910 г.) и «Юзьки, Яськи и Франки» (1912 г., о детском лагере для польских детишек).
Под влиянием доктора Ицхака Элиасберга в 1908 г. Корчак вступает в организацию «Помощь сиротам». В маленьком приюте-квартире еще до прихода Корчака работала Стефания Вильчинская, девушка из состоятельной еврейской семьи, изучавшая педагогику и естественные науки в Бельгии и Швейцарии. Сам Корчак совершенствовался как педагог во Франции и в Англии. Эти два человека стали душой приюта, превратив его в настоящий дом для детей.
На средства богатых людей, откликнувшихся на его призыв, Корчак создал в Варшаве Дом сирот, аналогов которому не было во всей Российской империи. С осени 1911 г. Дом сирот на Крохмальной улице стал домом и для Корчака. Сюда же поступила на работу и Стефания Вильчинская.
Призванный в чине капитана на фронт Первой мировой, Корчак вынужден на время оставить своих воспитанников. Но в любое, свободное от врачебной работы время, под грохот орудий, он пишет книгу «Как любить детей».
Стефания Вильчинская оставалась в Доме сирот и в трудные годы войны. В приюте действовала особая система, воспитывавшая в обездоленных, затравленных детях человеческое достоинство. Конституция этого маленького государства насчитывала 1000 пунктов. За нарушение .700 следовало уведомление родственникам провинившегося, а за .1000 — исключение. Важными органами самоуправления были Суд и Совет при нем, причем «подсудимыми» могли стать не только дети, но и воспитатели. Сам Корчак подвергся «судимости» три раза, но был оправдан по .100, за что получил прозвище «Сетка» («сотня» по-польски). Трудно было добиться звания «полноправный товарищ» — самого высокого в иерархии. Часть детей, особенно в начале своего пребывания в доме, получали лишь звания «гостя», «обременительного новичка», «гражданина».
Драки в этом сообществе не запрещались, но вводились ограничения: сильный не должен бить слабого, нельзя пользоваться опасными предметами. Таким образом воспитывалось «благородство дуэлей», и позорными были мстительность и жестокость.
Дети в Доме сирот сами выполняли значительное количество видов работ по уборке и самообслуживанию, за что получали «трудовые единицы». Заработав 500 таких единиц, можно было получить поощрение — памятную открытку, а уж те, кто «зарабатывал» 12 открыток, получали почетное звание «рабочий».
Впоследствии воспитанники признавались, что, уже имея своих детей, они не смогли дать им такого воспитания, которое получили в приюте у Корчака. Сотням обездоленных ребятишек помог этот удивительный человек стать достойными людьми, внеся в их жизнь радость, мечты, веру, научив трудиться, жить и нести дальше, во взрослую жизнь уважение к себе и другим.
Незадолго до Второй мировой войны Стефания Вильчин-ская уехала в Палестину, где работала в еврейских воспитательных домах. Вернувшись перед самой войной, она говорила: «Опять будут голод, тиф, чесотка. Наверное, я буду нужна детям». Свой путь Стефания прошла, оставшись, как и Корчак, вместе с детьми, до конца.
Когда начинают рваться снаряды, старый доктор в своем мундире на улицах Варшавы ежедневно помогает испуганным, зачастую раненным детям, относя их в медпункты, перевязочные. Без устали обращается к богатым людям за помощью, частной практикой добывает продукты и одежду для детей приюта. Своим мужеством, чувством юмора, презрением к опасности Корчак поддерживает бодрое настроение у своих воспитанников.
В приют поступает все больше детей — потерявших родителей, больных, с обморожениями. Воспитательная работа не ослабевает. Работают кружок полезных развлечений, кружок работы над собой, самообразования, кукольный дом, санитарная комиссия, красный уголок, совет самоуправления, товарищеский суд.
Долгое время приют остается оазисом в бушующем вихре войны и смерти. Это период истинного героизма доктора Корчака. Ему уже шестьдесят четыре года, голод подорвал его силы. В дневнике он записывает: «Так тяжело сойти с тротуара на мостовую и подняться с мостовой на тротуар».
И при жизни этого удивительного человека, и после его смерти, было много споров о том, была ли у него своя собственная система воспитания. Корчак не любил схематического, отвлеченного подхода к личности ребенка, всегда предупреждал: «Не обобщайте, не абсолютизируйте, нет детей вообще.., в процессе воспитания мы имеем дело с конкретными индивидуумами. И поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе». Главные принципы изложены в его книге «Как любить детей» (1914 г.).
Наверное, именно «любить» и было главной системой Корчака. Ведь какая другая система или наука могла помочь в гетто, куда был отправлен весь коллектив детей и воспитателей, когда жизнь постепенно становилась адом и самой страшной была участь детей? У доктора не было даже своего угла. В комнате стояли кровати тяжело больных, дни посвящались попыткам хоть как-то раздобыть самое необходимое для приюта, организовывались лекции, концерты, а ночью можно было писать.
Корчак, как и многие другие, не мог поверить, что целью фашистов является полное уничтожение евреев, надеялся на возможную отправку Дома сирот на Восток. А в это время, в январе 1942 г., в Берлине уже окончательно был решен «еврейский вопрос», и решение было предельно простым: «полное уничтожение».
18 июля 1942 г. в Доме сирот состоялся последний спектакль «Почта» — по Рабиндранату Тагору. Когда Корчака спросили, почему он выбрал именно эту пьесу, он ответил, что надо научиться спокойно встречать Ангела Смерти, «Ангела, который, в конце концов, пришел за Амалем».
Вскоре 30 приютов и интернатов, около четырех тысяч детей, в том числе и 200 воспитанников Корчака, вышли в свой последний путь на вокзал — для отправки в газовые камеры Треблинки. Среди стихийно бредущих людей общее потрясение вызвала колонна Дома сирот, возглавляемая старым доктором. Организованно, по четыре в ряд, с флагом, дети шли на смерть. Каждый из
8 воспитателей вел свой отряд в последний путь, из которого никто не вернулся.
Неоднократно Корчаку предлагали бежать из гетто, но автор «Короля Матиуша I», написанного еще в 1923 г. и своим печальным концом предрекавшего будущую трагедию, навсегда остался со своими детьми.
Нет теории, системы, а есть только любовь, честность, мудрость и нравственность. И лишь это может согреть душу другого человека. Януш Корчак, прощаясь в 1919 г. с группой воспитанников, говорил: «Мы не даем вам Б-га, ибо каждый должен сам найти его в своей душе. Не даем родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. И, может, это стремление приведет вас к Б-гу, Родине и Любви».
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
09.07.2009 18:11
ДЕТСКАЯ ОПЕРА "КОРОЛЬ МАТИУШ ПЕРВЫЙ"
Информация для почитателей творчества Януша Корчака!
Для любителей оперы!
Для детей и родителей!
Для руководителей оперных театров и спонсоров!
В 2009 году появилась НОВАЯ РЕДАКЦИЯ детской оперы "Король Матиуш Первый" по одноименной книге Януша Корчака.
2 Акта продолжительностью 1 час 30 минут (45+45).
Автор оперы, Лев Конов, выпускник Московской консерватории, предлагает оперным театрам осуществить постановку ОПЕРЫ "КОРОЛЬ МАТИУШ ПЕРВЫЙ"
(KING MATT THE FIRST) - В НОВОЙ РЕДАКЦИИ 2009 ГОДА!
В опере участвует детский хор.
Контакты: lev-konov@yandex.ru
Звукозапись предыдущей редакции 1992 года
(в 6 фрагментах):
http://www.youtube.com/watch?v=I32S0VCoB18
Исполнители - учащиеся Гнесинской школы (Москва)