Когда спутник забибикал над миром...
Когда лопнула на полигоне водородная бомба (это был первый, робкий опыт Андрея Сахарова по разрушительству. Ему еще предстоит сокрушить Империю)...
Тогда школы с номером 116 в Одессе еще не было.
Когда в лаборатории Басова и Прохорова в невидимом диа-пазоне пробудился лазер...
Когда Гагарин поехал по орбите на пару месяцев раньше, и американский сенат срочно перебрасывал миллиарды долларов на реформу среднего образования, дабы не позволить русским более быть первыми...
Тогда эта школа уже была, некоторые выпускники ее уже имели допуск и почетный статус невыездных.
Среди плеяды нобелевских или засекреченных великих мира сего, строивших Великую Железную Стену из стратегических ракет и бомб, коим нужны были реакторы, ускорители, полигоны, подопытные озера и чуть ли не планеты, был один, просивший вроде бы скромно. Самому для работы требовались бумага с карандашом (теоретическая математика), а от Империи — всего-то несколько трехэтажных домишек и совсем не профессорских — учительских ставок. Специальные физико-математиче-ские школы для одаренных, изысканных по просторам СССР детей. Академик А.Н. Колмогоров. Я, честно говоря, очень мало знаю об этом человеке.
Но деяния его испытал на себе: я учился в 116-й школе.
Вместо интерната на несколько десятков особо одаренных (каковой был при МГУ) — школа на 500 человек (только старшие классы) прибрала всех восьмиклассников из микрорайона, выучивала автослесарей и радиомонтажников — как ПТУ, пионервожатых — как лицей и, между тем, имела пару классов физических и математических, олицетворяющих собственно колмогоровщину. Из стошестнатиков состояло не менее половины одесских КВН-команд, в том числе сборных КВН США и Израиля, знатоков, чтогдекогдашников и брейнринговцев. Но это только телевизионная вершина айс-берга. Сколько докторов и кандидатов рассеяны по архипелагу ВПК и академической науки!..
Как и прочие колмогоровщины, 116-я школа была убежищем, заповедником, анклавом. Схема, точно описанная Стругацкими в «Гадких лебедях»: коли господа генералы хотят кадров для создания нового оружия, то извольте разрешить иметь остров непуганых вольнодумцев, ибо не-вольнодумающие ничего нового не создадут.
Начиналось с малого: здесь можно было критиковать учителей. Публично: в стенгазетах, радиопередачах, сценках, спектаклях, что и делалось в большом количестве. Занятия были в одну смену, до двух часов, но по суете в коридорах отметить это время было непросто: бесчисленные факультативы, кружки, клубы, советы самоуправления, театры, редакции и... буфет, работавший, бывало, до десяти часов вечера. В школу можно было приходить на всю реальную жизнь, только ночевать дома. После блестящих уроков (половина выпускников физматклассов поступала в МФТИ, МИФИ и т.п.) начиналась вторая половина жизни.
Здесь передавались из рук в руки Мандельштам, Бродский, Пастернак, Солженицын и Булгаков вперемежку с так же дефицитными тогда книгами о технике секса. Здесь пелись и проигрывались Высоцкий, «Битлз», Ким, Галич, «Роллинг стоунз» и «Машина времени». Здесь сочинялись, читались, писались в стенгазетах и пелись собственные стихи, от любовной лирики до политических памфлетов, от эпиграмм до нецензурных частушек. Каждую субботу в школе проходили театрализованные вечера с дискотекой... да нет, не «диско-», а с живыми школьными и приглашенными рок-ансамблями — в то время, когда рок еще был полуподпольным искусством. Физматвундеркинды неотличимо от автослесарей курили в туалетах, пили дешевый портвейн за углом, расходились в обнимку с девочками и делились друг с другом скромным интимным опытом. Наркотики прямо в школе, конечно, не продавали (тоталитаризм же был), но Приморский бульвар, где и поныне легко найти травку, был неподалеку. Пробовали — не нравилось. Сходились во мнении, что лучше уж выпить сто грамм. А еще лучше: школа сама была мощным наркотиком, только духовным, а не физиологическим.
Здесь фотографировались, кладя голову в пасть монументального настенного красноармейца в буденовке, и при этом истово пели про комиссаров в пыльных шлемах. Почти запрещенный Булат Окуджава пел свои песни на... комсомольском собрании. Когда меня в 15 лет, в 1966 г., в 116-й школе, обыденно спросили: «А ты что, веришь в коммунизм?» — это было как удар по голове. Сама постановка такого вопроса была оглушающе крамольна, но здесь допускались любые ответы и диспуты. Кстати, в прямом смысле по голове в этой школе я ни разу не получал. Как-то было не принято.
Вся эта, кажущаяся немыслимой, смесь коммунизма, вольнодумства, образования, науки, культуры и субкультуры, как и вся эпоха, воплощена была в Алевтине Ивановне Кудиновой, директоре школы. Дочь репрессированного с ограниченными правами на проживание. Член горкома партии в миллионном городе. Талантливейший администратор и выдающийся педагог. Да и о педагогике вспомнить надо бы, что была у нас не менее совершенна, чем ракеты (а то откуда бы ракеты взялись?). Сухомлинский, Иванов, Мудрик, Соловейчик, Газман, Амонашвили, Тубельский, Щетинин, Караковский все это тоже делали, но в те времена почти не публиковались и семинаров не проводили. Узнавала ли Алевтина Ивановна какими-то тайными тропами? Интуитивно ли создавала это?..
Главным «оружием», которое производила 116-я, было пассивное оборонительное — незримый барьер, защищавший школу от внешнего мира. Поколение выпускников школы еще помнит масштабный телесериал «Майор Вихрь». У Вихря был реальный прототип — офицер советской разведки, краковский эпизод его служебной деятельности воспроизведен в фильме с почти документальной достоверностью. Евгений Степанович Березняк, выполнив не одно задание Родины, ушел из органов и, как многие отставники, сменил пистолет и рацию на кресло с нарукавниками — стал мелким чиновником в... Министерстве просвещения Украины. При его таланте, естественно, сделал карьеру и до глубокой старости, далеко за пенсионный возраст, работал начальником Главного управления школ Минпроса Украины.
В 2001 г. 86-летний ветеран НКВД и Герой Украины приезжал в Одессу на слет выпускников 116-й. Только тогда директор и штатский генерал отчасти «раскололись». Тончайшие хитросплетения закулисных игр ограждали 116-ю от мира. Евгений Степанович был покровителем, говоря бюрократическим сленгом, «рукой» Алевтины Ивановны. Естественно, бескорыстно, по идейным соображениям, что вполне типично для рыцарей плаща и кинжала. Два таланта огромного масштаба действовали рука об руку в этой интриге.
Когда 116-ю все-таки закрыли, прекрасные учителя разбрелись по другим школам.
В начале 90-х Алевтина Ивановна вязала носки и торговала ими на Привозе. Пенсии, после оплаты коммунальных услуг, ей оставалось ровно на медленную смерть от голода... Тогда появился еще один феномен, нечто, побуждающее поверить, что школа — это не только образование, но и воспитание. «Клуб 116» — общественная организация выпускников школы, помогающих своим старым учителям вполне материальной помощью.
В принципиальном отличии от большинства местных благотворительных организаций, питающихся западными грантами или оттаптывающих пороги коммерческих офисов и чиновных кабинетов, это типичная для развитых стран, но почти нереальная у нас экономическая структура. Относительно мелкие благотворительные взносы поступают регулярно и воистину добровольно от множества физиче-ских лиц — выпускников.
Стошестнатики выпустили две книги о школе, все авторские и издательские работы сделаны не волонтерами, но добровольцами, без цента «компенсаций» (так в общественных организациях западного типа стыдливо называют зарплату). Книги продаются (и покупаются!) по несоразмерной благотворительной цене — другими стошестнатиками. На всемирном слете выпускников школы аукцион реализовал связанные Алевтиной Ивановной носки, оформленные в рамочку и под стекло. Деньги от пожертвований и продажи книг идут на продукты, лекарства, врачей, больницы... все чаще и на похороны.
Алевтина Ивановна Кудинова умерла 23 мая 2003 г. на 83-м году жизни. В 2004 г. на здании школы появилась мемориальная доска. День ее открытия приурочен ко дню рождения Алевтины Ивановны: 5 марта, он же день смерти Сталина.
Странным и символическим образом на углу Греческой и Канатной улиц сосуществовали одновременно несколько вех нашей неоднозначной истории. Революция растоптала знамена, романтическая эпоха первых полетов в космос утонула в океане времени вместе с космическими станциями, создатели водородных бомб мотаются в шоп-туры и стоят за прилавками. Но за опавшей ракетно-ядерной шелухой стало виднее нетленное творение настоящего Учителя: выпускники 116-й, несмотря на смену времен, до сих пор отличаются успешностью жизни. Среди них много выдающихся, но и остальные — просто хорошие и благополучные, несмотря на постигшие нас катастрофы, люди.
———————-
А.И. Кудинова: «Миша Штудинер, Мишенька! [выпуск 1964 г.] Милый и дорогой наш стошестнатик. Лучший актер и режиссер школьных спектаклей, наш Шекспир. Медалист, добровольно поехавший в сельскую школу помогать воспитывать мальчишек и девчонок в качестве пионервожатого. Потом — Москва, университет им. М.В. Ломоносова. Защита диссертации, серьезная работа ученого. В 2001 г. привез в подарок школе словарь ударений русского языка, в котором он редактор».
А.И. Кудинова: «Я не могу сегодня с особой теплотой не вспомнить Феликса Александровича Мирвиса. Этот удивительный, не всегда удобный для руководства школой человек, прекрасный педагог, большой выдумщик, необыкновенная умница, многие годы был совестью школы. Я думаю, нет ни одного среди вас, кто не знал и не уважал его...»
Павел Колтун, Аркадий Лейнер, Михаил Бессарон (Австралия): «Идеальное, как оказалось, является гораздо более стойким, чем материальное. Даже сейчас, трудясь на ниве австралийского бизнеса, торговли и науки, мы остались в рамках выбранной когда-то в школе сферы — в рамках IT (information technology), что в ту пору, конца 60-х, называлось просто — программисты».
Э.Я. Немировская, учитель украинского языка: «Что отдашь — твое, что спрячешь — потерял».
Б.Е. Гаузнер, учитель математики: «Доброта, чуткость, широта интересов, верность в дружбе — то, чему учила нас 116-я. ...Пусть все это будет не только нашим сегодня, но и вашим завтра».
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
27.07.2021 04:56
Коллаборационистка Валентина Ивановна Кудинова
В Одесской Средней Школе 116
Была директрисса Валентина Ивановна.
Трагическая фигура.
Папу Маму Сталин згноил в Сибири
Как крестьян, которые считали,
Что они знают как вести свое дело,
Крестьянское.
Валентина Ивановна, как и Павлик Морозов
Родителей прокляла и забыла.
В Адессе мы очень уважаем Францию, верно?
Так вот, Франция была под башмаком Германии.
А людей сотрудничающих с фашистским режимом Виши
Называли Колаборационистами.
И как освободилась Франция от оккупантов
Так и вешали их, Колаборационистов, за шею, пока не сдохнут.
Сравним:
Украина была под башмаком Рассеи
А людей сотрудничающих
с фашистским режимом Москвы
Называли Комунистами и Колаборационистами.
И на старости лет Валентина Ивановна
Перчаточки и носочки
Вышивала
И на Привозе продавала.
Государство Совейское тихонько обвиняло,
У бывших учеников деньгу молила,
Письма страстные писала Президенту
Американскому. Клинтону.
Что, мол, Кавээнщики проклятые
В Америку уехали
А ей кукиш отказывает.
А поскольку КВН рулит по миру
А она бывшая директриса
И она родила КВН
(Правда через задний проход)
То ей полагаются коммиссионные.
27.07.2021 04:59
Все.