БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №88 > Украинцы и евреи: теоретически дружба, практически с подтекстом
В номере №88

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+10
Интересно, хорошо написано

Украинцы и евреи: теоретически дружба, практически с подтекстом
Александр МАЙБОРОДА, зав отделом этнополитологии Института политических исследований НАН Украины

Затрагивать тему украинско-еврей­ских отношений непросто. Тема эта, во-первых, уже достаточно обсуждена и имеет определенную концептуальную заданность. Дескать, оба народа относятся друг к другу с уважением и вниманием, без взаимной предвзятости; хотя бывали случаи, когда «кто-то» пускал между ними черную кошку, но это лишь эпизоды, сегодня не заслуживающие внимания, поскольку на данный момент все внешне хорошо. Разве что «кто-то кое-где у нас порой» разрешает себе антисемитские выпады, но это жалкое меньшинство, которое дискредитирует укра­инский народ, которому ксенофобия – упаси Б-г! – отнюдь не присуща.

Во-вторых, тема эта деликатная. Ведь все мы теперь владеем документами, из которых изъята «пятая графа», а потому вежливо ли специально напоминать о ней людям, которые сами ее не афишируют? Кого относить к евреям, когда каждый человек получил право свободно и лично определять свою национальность, а то и вообще считать себя человеком без всякой национальности?

ИзменитьУбрать
Внесение Торы в синагогу.
Одесса. 2007 г.
(0)

Деликатность вопроса заключается и в том, что об отношениях народов нужно говорить «правду и только правду», а она исключительно субъективна, и поэтому может отрицаться, как не имеющая оснований называться правдой. То есть правда у каждого своя – и у украинцев, и у евреев, и у комментаторов их отношений. Если первые два имеют естественное право на субъективность, то третьи его лишены, однако приговор в отношении их объективности одинаково будет выноситься двумя первыми, теми, кто лишен объективности.

В чем же сегодня состоят интересы, проблемы, стремления евреев Украины? Чем они отличаются (если это так) от интересов, проблем и стремлений титульного этноса?

Сначала о существовании проблемы. Со стороны титульного этноса проблема не декларируется, что вполне естественно: слишком большое различие в демографических потенциалах, чтобы этнические украинцы могли ощутить себя дискриминированными со стороны еврейского меньшинства. Вопрос о проблеме украинско-еврейских взаимоотношений ставится почти исключительно представителями еврейской этногруппы. Что же их беспокоит в условиях, когда государственная политика скрытого антисемитизма, присущая советской системе, отмерла вместе с последней?
Ответ, в общем, на поверхности. Евреи в Украине опасаются внезапного изменения общественных настроений (вещи, действительно, очень непостоянной, капризной, трудно прогнозируемой) и вспышки откровенного антисемитизма в форме вульгарного насилия.

История Украины дает им убедительные свидетельства резкого изменения в отношениях этнических украинцев к евреям. Десятилетие «золотого покоя» (конец 30-х – конец 40-х годов ХVII ст.) внезапно оборвалось вспышкой насилия, в пучине которого без вины погибли десятки тысяч евреев. Гармония создания государства времен Центральной Рады завершилась ужасными по жестокости погромами времен Директории. Причем в обоих случаях евреи становились жертвами «попутно», будучи наказанными за «неверность» восставшему титульному этносу и испытывая при этом на себе его ненависть, первоначально адресованную другому народу, в «дружбе» с которым было заподозрено еврейское меньшинство.
Чувство обеспокоенности, таким образом, естественно возникает в еврейской общине, которой приходится жить в условиях неразрешенности до конца узла россий­ско-укра­ин­ских отношений (в меж­го­су­дар­ствен­ном смысле) и узла отношений между титульным этносом и рус­ским суперменьшинством внут­ри Украины.

Будучи в массе равнодушными к собственному этническому возрождению (языку идиш, иудаизму, хотя именно верность последнему тысячелетиями являлась обязательным признаком «еврейскости»), приученные жизнью к рационалистичности в выборе поведения, украинские евреи тем более удивлены дискуссиями о государственном языке или о геополитическом векторе. Но поскольку такие дискуссии ведутся главным образом между эт­ни­чес­ки­ми общностями, которые вместе составляют почти все население Укра­ины, еврейская община интуитивно может опасаться, что вдруг в политической жизни победит прин­цип, введенный древ­не­гре­чес­ким правителем Со­ло­ном: «Кто во время гражданской войны не встал с оружием в руках на ту или другую сторону, тот должен быть с позором изгнан из госу­дарства». Ведь кто даст гарантию, что или одна, или каждая из сторон не будут требовать от евреев лояльности именно по отношению к ней?

Не могут не беспокоить еврейскую общину и проявления откровенного анти­семитизма со стороны от­дельных общественных, политических организаций и их печатных органов. Публикации газет «За вільну Украї­ну», «Нес­ко­рена нація», «Ідеа­ліст» или издания типа «Єв­реї на Україні» Мат­вея Шес­то­пала хотя прямо и не призывают к насилию, но откровенно искажают образ евреев, формируя при этом психологию предвзятости к этой этногруппе. Ограниченный тираж и небольшой ареал распространения такого ряда изданий не позволяют им навязать свои антисемитские стереотипы широким массам.

Однако не в масштабах дело. Ведь в прошлом погромы осуществлялись небольшими группами озлобленных людей. И осуществлялись именно потому, что большинство молчало. А молчало именно потому, что внутренне было или антисемитски настроено, или равнодушно к этим преступлениям.

А что же само большинство? Почему не демонстрирует массового возмущения проявлениями антисемитизма? Ведь, объявив европейский выбор, оно должно было бы доказывать свою преданность демократическим принципам, готовность жить по западным стандартам. Безусловно, следует принимать во внимание экономический кризис, вынуждающий людей думать, прежде всего, о хлебе насущном. Национальная проблематика наименее приоритетна среди человеческих забот.
Однако не все можно списать на кризис. Играют свою роль и определенные стереотипы в отношении евреев, укоренившиеся в украинской психологии.

В общем, как показывают социологические исследования, социальная дистанция между евреями и неевреями за последнее десятилетие сократилась, хотя и не намного. Евреи в Украине даже более желательны, чем зарубежные украинцы. Тем не менее, определенная предвзятость в отношении евреев до сих пор сохраняется, в особенности в сельской местности, в небольших городках и поселках.

Антисемитизм, как и любая другая ксенофобия, – это проявление комплекса неполноценности, и будет он сохраняться так долго, как долго будет сохраняться комплекс неполноценности в психологии этнических украинцев. Со своей стороны, украинофобия является зеркальным отражением антисемитизма. Предположим, что характер отношений между обоими сообществами в значительной, если не в решающей мере будет определяться степенью психологической самодостаточности, ощущением уверенности в собственных силах каждого из них.

Лишь при таких условиях интерес одного сообщества не будет восприниматься другим как угроза. Ощущение уверенности, самодостаточности будет облегчать участие в многосторонних контактах между всеми этнополитическими субъектами Украины и формирование взаимного интереса, который может стать общенациональным.

Если же речь заходит о нации, а в Украине ее не представляют себе сейчас иначе, чем политической, т.е. полиэтнической и поликультурной, необходимо иметь в виду, что ощущения полноценности каждой из входящих в нее этногрупп напрямую связано с чувством национальной самодостаточности, то есть с уверенностью в силах своей нации, в ее возможности самостоятельно ответить на глобальный вызов, в ее перспективах. Этногрупповые сегменты нации склонны оценивать друг друга по вкладу именно в укрепление этого общенационального чувства. Здесь важно иметь в виду, что оценка одной группы другой чаще всего выводится из наблюдений за действиями ее отдельных представителей, наиболее известных в общественно значимых сферах.

Сегодня в Украине наиболее общественно значимыми сферами являются три – политика, бизнес и средства массовой информации: первые две вросли одна в одну, а третья придает двум первым определенный оттенок. Во всех трех сферах присутствие и украинцев, и евреев заметно. И те, и другие заняли свое место в рядах национальной элиты. Позиция элиты никогда не бывает одинаковой, она всегда определяется расхождением интересов разных ее представителей. В этом отношении нет оснований говорить о том, что эти расхождения в определенной мере накладываются на этнические различия.
Однако в силу человеческой привычки отождествлять позицию группы с позицией ее отдельных представителей евреи оказываются в довольно невыгодном положении. Взять хотя бы одну из ключевых тем общественных дискуссий – о выборе Ук­раи­ной геостратегического вектора. Провозглашение лозунга «Вместе только с Рос­сией» этническим ук­раин­цем, скорее всего, будет воспринято как проявление обычного плюрализма мнений; другое дело, если это провозгласит еврей: тут сразу же появится почва для подозрений в антиукраинских интригах. А если это делается в органе массовой информации, руководимом евреем, то подозрение растет в геометрической прогрессии.

Не может удовлетворить «национально ориентированную» часть украинцев и безучастное, а то и насмешливое отношение многих СМИ, особенно русскоязычных (в которых, опять-таки, нет нехватки еврейского ингредиента), к проблемам украинского этнического возрождения, к сохранению черт этнической идентичности украинцев. Но и у евреев есть свой резон. Утратив национальный язык и став в большинстве своем атеистами, они из собственного опыта вывели, что для энтогруппового самосохранения совсем не обязательно цепляться за все без исключения атрибуты идентичности. Будучи более космополитичными, чем украинцы, они более открыты процессам глобализации. Чрезмерная забота об идентичности представляется им как уклонение от глобализационных процессов. А именно уклонение они склонны воспринимать как проявление украинской неуверенности, определенной «фобии» в отношении окружающего мира и процессов, происходящих в нем.

Однако у еврейской российскокультурности есть и другая сторона. В этнополитической иерархии времен Российской империи и СССР евреи находились на несколько ступеней ниже не только россиян, но и украинцев. Неизбежность аккультурационного выбора не оставляла им ничего другого, кроме как воспринимать примеры этноса, доминирующего не только над ними, но и над всеми другими, а таким этносом утвердил себя рос­сий­ский. Ук­раин­цы сами в свое время всунули голову в рос­сий­ское ярмо, чем лишили себя морального права упрекать за свои беды других. Для того, чтобы вектор еврей­ской к ультурной ориентации изменился в украинскую сторону, титульный этнос должен продемонстрировать способность создавать культуру мирового уровня, культуру модерную, которая отвечает современным стандартам. Иначе все модерное в Украи­не будет создаваться на русском языке, что и в дальнейшем будет раздражать наиболее активную часть титульного этноса.
Коротко о финансово-экономическом сюжете в украинско-еврейских отношениях. Присутствие евреев или людей с признаками еврейской идентичности в финансовой сфере Украины заметно. Опять-таки, существует очень благоприятная почва для отождествления частного и общего. Для массового сознания достаточно, чтобы банкиры с еврейскими фамилиями периодически «засвечивались» в СМИ, и постепенно растет уверенность, что «деньги у евреев» и что именно они распоряжаются финансами страны.

Между тем в обществе накопилось достаточно оснований для неудовлетворенности последствиями хозяйствования в Украине. Стабильность гривны не обеспечила главного – создания нового эффективного производства. Безработица в промышленности стала массовой. А впереди – социальная угроза, зарождающаяся в аграрном секторе. Но ощутит ее на себе наиболее урбанизированная среда.

В советское время в сельской местности в Украине проживало около трети населения. Приватизация земли завершится интенсификацией сельскохозяйственного производства. Следствием любой интенсификации является резкое сокращение занятости. Украина столкнется с проблемой трудоустройства бывших крестьян. С такой проблемой в свое время столкнулись западные страны. Там ее острота смягчалась интенсивным развитием промышленности и сферы услуг.

Но и передовой мир не сумел ее окончательно решить: в странах Евро­сою­за уровень безработицы постоянно составляет около 10% трудоспособного населения. Ведь промышленность также интенсифицируется. Что же говорить о промышленно застойной Украине! До­ба­вим сюда и жилищный кризис, который неминуемо заострится с усилением миграции в города. Против кого будет направленно негодование тем, что имеющиеся в обществе финансы не задействованы в создании новых рабочих мест в городах? Кто будет объектом враж­дебного отношения со стороны городских «нео­фи­тов»? Нетрудно предвидеть, что социальное недовольство будет направлено против наи­бо­лее успешных про­фес­сио­наль­ных групп. Именно против тех, где заметна доля еврейства.

Если вспомнить о склонности сознания, развившейся в моноэтническом окружении (эта черта характерна для украинского села), к отождествлению социальной и этнической принадлежности, то уже сейчас можно предвидеть возможное увеличение предвзятости в отношении евреев и других неславянских этногрупп.

Как предотвратить вероятную напряженность в межэтнических отношениях? Рецепты известны и испытаны: откровенность этногрупп в выражении своих интересов, взаимная открытость, реализация совместного общенационального проекта, направленного на коренное обновление Украины, в котором рационализм был бы органически соединен с социальной этикой.

Источник: «Еврейский Обозреватель», 2002, www.jewukr.org


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №88 > Украинцы и евреи: теоретически дружба, практически с подтекстом
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-06-18 10:08:33
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Dr. NONA