Тема 88-го номера журнала «Мигдаль-Times» — «Рідна ненька...».
История евреев Украины отличается от их истории в других странах тем, что Украина —это место (а теперь — государство), в котором нам довелось родиться. Считать ли его (место рождения) родиной, каждый решает сам для себя. Но и во времена Богдана Хмельницкого, и во времена гражданской войны, и в нынешние тревожные времена отношения украинцев и евреев были и остаются неоднозначными и напряженными, чему немало способствуют политические деятели, играя на стереотипах и манипулируя историческими фактами. Кстати говоря, демографические данные, тоже являются фактором политическим — от этих цифр зависит электорат. По этой и многим другим причинам, для получения реальных цифр приходится вырабатывать некие методики.
Так или иначе, а Украина является родиной в еврейской истории — родиной хасидизма, чем привлекает в наши края немалое число последователей этого течения.
И, так или иначе, в украинском народе всегда находились люди, которые не делили людей по национальному признаку, ни под угрозой сталинских лагерей, ни под гильотиной фашистской машины уничтожения.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Когда мне было года четыре, одна из воспитательниц в детском саду, указывая на каждого из детей (думая, вероятно, что несмышленыши не поймут), назвала его национальность. Я пришла домой ошеломленная: «Я – советская или русская, ну, или украинская. А она сказала, что я, кажется, болгарка или еще как-то…» Мама объяснила, что я еврейка. «Так, значит, я чужая, иностранная?»
Он бывает даже полезен. С ним легче, проще, понятнее, безопаснее и прочая. За это его любят, лелеют и стараются не замечать того момента, когда приходит время отправить его восвояси (как дети иногда не желают расставаться с соской, хотя им уже пора читать букварь).
Он легко распространяется. Те, у кого он одинаковый, с удовольствием опознают друг друга и притягиваются в группы. Для тех, кто в эти группы не входит, он бывает опасен.
Он может стареть и иногда умирать, но чаще – весьма живуч, силен и настойчив. Изводить его лучше всего знанием и опытом. Неплохо помогают также воспитание, достоинство и другие полезные вещи.
Я говорю о стереотипе.
Затрагивать тему украинско-еврейских отношений непросто. Тема эта, во-первых, уже достаточно обсуждена и имеет определенную концептуальную заданность. Дескать, оба народа относятся друг к другу с уважением и вниманием, без взаимной предвзятости; хотя бывали случаи, когда «кто-то» пускал между ними черную кошку, но это лишь эпизоды, сегодня не заслуживающие внимания, поскольку на данный момент все внешне хорошо. Разве что «кто-то кое-где у нас порой» разрешает себе антисемитские выпады, но это жалкое меньшинство, которое дискредитирует украинский народ, которому ксенофобия – упаси Б-г! – отнюдь не присуща.
– Разве Богдан Хмельницкий был антисемитом? – удивленно спросила меня интеллигентная дама, много лет работающая в сфере туризма. – Почему-то, когда я веду экскурсию по еврейской Одессе, многие иностранцы выказывают недоумение, видя памятник Хмельницкому или слыша название улицы, где расположена Еврейская больница.
Идеи хасидизма даже человеку, далекому от еврейства, могут показаться привычными, как старые друзья: ведь нечто подобное можно встретить то в дзэнских анекдотах, то в даосских притчах, а то в современной гуманистической психологии.
Радость и спонтанность бытия, ежесекундная наполненность смыслом, духовность как постоянный принцип жизни, путь добродетели, почитание праведников, прочные отношения «учитель-ученик», уважение к индивидуальности при одновременном сохранении традиции, парадоксальность и самоирония, – видимо, к этим ценностям и принципам приходит всякая человеческая мудрость. И особая медитативная практика хасидской молитвы по описанию напоминает методы, которыми доныне пользуются иные школы и другие народы. Наконец, самое главное – воодушевленная, сердечная, радостная любовь к Б-гу, благодарность и непрерывное служение Ему.
Представленное ниже интервью было записано в 2000 г.
Конечно, демографическая картина сегодня несколько иная, но нам представляются более интересными, чем сами цифры, тенденции определения демографической ситуации еврейского населения Украины. (Ред.)
Мало кто знает, что 85 лет назад, в июне 1919 года, правительство Западноукраинской Народной Республики намеревалось провозгласить на своей территории автономную Еврейскую Народную Республику (в оригинале – Жидiвська народна республiка, сокращенно – ЖНР). Создать эту республику, к сожалению, не успели из-за наступления поляков. Зато отпечатали еврейские деньги и главное – сформировали несколько еврейских частей, действовавших в составе Украинской галицкой армии.
Чрезвычайные, трагические события начала оккупации Одессы – периода устрашения и террора, разобщили одесских обывателей на группы и группки. Основным критерием разделения было отношение к происходящим вокруг событиям и оккупантам.
Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня. В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием.
Как известно, Советский Союз оказался совершенно неподготовленным ко второй мировой войне и на первых порах терпел страшные поражения. Армия бежала с поля брани, оставляя танки, к которым не было снарядов, и самолеты без бензина в баках. Противник голыми руками брал в плен наших солдат. Не единицами. Или десятками. А миллионами. Среди этих миллионов был и мой отец.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.