Сдвоенный (№84-85) номер журнала «Мигдаль-Times» мы посвятили Музею истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим».
В увлекательной форме директор музея М. Рашковецкий рассказывает о реконструкции музея, его новой экспозиции и выставке «Евреи Одессы: только ли прошлое?». Об исследовательской работе музея, новых поступлениях и открывшихся в связи с ними судьбах повествует сотрудник музея В. Чаплин. Он же подготовил публикацию отрывков из дневника А.М. Бродского о первых днях оккупации нашего города.
Давние друзья музея Ева Краснова и Анатолий Дроздовский, Александр Розенбойм и Евгений Голубовский рассказывают об экспонатах, предоставленных ими музею. Весьма обстоятельная статья — об одесском художнике Михаиле Соломонове. И не менее обстоятельные и восторженные — отзывы посетителей музея.
Еще одна «книга отзывов» выужена нами из тенет Интернета.
Рубрика «Одесские истории» в этом номере представлена четырьмя рассказами — от нравов одесских предпринимателей времен А. Аверченко до забавных «дворовых» зарисовок А. Бирштейна и жутковатой фантазии Е. Гуфа.
В этом номере мы завершаем публикацию захватывающего расследования истории создания песни «Есть город золотой».
Статья, посвященная понятию «тшува» и рассказ Эли Люксембурга в чем-то созвучны и заставляют задуматься всерьез.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
В ноябре этого года Музей истории евреев Одессы отпразднует свое 5-летие.
В этом номере журнала мы познакомимся с внутренней жизнью музея: с его сотрудниками и исследовательской работой, которую они проводят, с историей некоторых экспонатов, с друзьями музея и отзывами тех, кто пришел, увидел и был «побежден»...
Материалы этой статьи, наверное, не скоро были бы напечатаны, если бы не тема журнала и его редактор. Ну, не пишу я, не пишу. Мне намного легче рассказать о том, что я знаю.
Но что еще двигало мною – это информация. Информация, которая попала в музей, или которую мне помогли найти, заслуживает того, чтобы быть записанной и прочитанной. Эти кусочки истории помогают ломать навязанные нам стереотипы.
Эля Дунаевская, сотрудница музея, спросила меня: «А что тебя привлекает в этой теме (война, оккупация, Холокост)?» Люди, их судьбы и их поведение в то экстремальное время мне интересны и важны. И еще: одна из посетительниц музея спросила, не скучно ли мне копаться в бумажках…
«…Две главные группы населения Одессы: православные и евреи. Первая составляет 57%, вторая – 32% общего населения города…»
Эти данные взяты из фундаментального труда, изданного в Одессе к 100-летию города. Треть населения евреи составляли полвека – до второй мировой войны. Понятно, что такая масса жителей оставила ощутимейший след в развитии и процветании Южной Пальмиры.
Соответственно, и еврейская тема в обширной коллекции А.А. Дроздовского по старой Одессе представлена многочисленными и самыми разнообразными материалами.
Это было недавно. Это было давно. Стоило войти в каждый одесский двор и воскликнуть: «Рабинович, к вам гости!», как распахивались окна, отворялись двери… Увы, я точно знаю, что Рабинович живет уже полтора десятка лет во дворике Литературного музея, сидит на чемодане с вечным вопросом – уезжать ему или не уезжать… Как, может быть, и еще 35 Рабиновичей, у кого 10 лет назад в Одессе были телефоны...
В 1991 году к председателю Общества еврейской культуры Ф. Мильштейну пришел человек, который принес портрет, долгие годы хранившийся в их семье. Сегодня этот портрет висит в одном из залов нашего музея. Благодаря известному одесскому коллекционеру и знатоку истории Одессы А.Ю. Розенбойму он обрел свою историю и даже дополняющие ее документы.
В искусстве иллюстрации нужно обладать двумя качествами: понимать душу писателя и потому стать рядом с ним, что равносильно конгениальности, и уметь быть декоратором книги, то есть обладать огромным вкусом, проникающим во все детали создания красивой и вечной книги.
М. Соломонов
Обещание должно «созреть». Довольно часто так бывает: познакомившись с нашей экспозицией, посетители обещают передать в дар музею что-то из своих семейных архивов. Для кого-то достаточно и нескольких дней, чтобы оставить «свой» след на музейных стенах (в истории евреев Одессы), а кто-то «несется» годами. Мы готовы ждать. Время работает на нас.
Примерно год назад Борис Царгородский побывал в музее. Рассказал, что у него хранятся дневниковые записи его дяди. И вот они, наконец-то, в музее.
В день открытия такого музея в Одессе хочется сказать словами, понятными любому одесситу: «Доброе дело, хорошее дело!»
Спасибо тем, кто все создавал, спасибо дарителям и долгой жизни этому музею!
Марк Соколянский
Когда Антон с Мариной поженились, они решили, что в их доме не будет никаких скандалов. Вместо разбирательств, выяснений и упреков они завели Книгу Жалоб – чтобы любой, кому что-то не нравится, мог довести это до сведения всех членов семьи. Жили они хорошо и дружно, поэтому переименовали Книгу просто Жалоб в Книгу Жалоб и Обожаний: в любви друг другу они тоже объяснялись письменно.
Потом родились дети, и довольно быстро научились писать. И много лет подряд на любое недовольство члены семьи говорили друг другу одно и то же: «Тебя что-то не устраивает? Иди и пиши в Книгу Жалоб». И они действительно шли и писали. Все. Всё.
– Я тебе говорю: Франция меня еще вспомнит.
– Она тебя вспомнит. Дожидайся!
– А я тебе говорю: она меня очень скоро вспомнит.
– Что ты ей такое, что она тебя будет вспоминать?
– А то, что я сотый раз спрашивал: Франции нужно Марокко? Франции нужно бросать на него деньги? Это самое Марокко так же нужно Франции, как мне нужен лошадиный хвост. Но ... она меня еще вспомнит. Человек, который надеялся, что Франция его еще вспомнит – назывался Абрамом Гидалевичем; человек, сомневающийся в этом, приходился родным братом Гидалевичу и назывался Яков Гидалевич.
Я пылил через Скаковое поле, в стороне от осиного гула машин. На беговой дорожке ржавели сорванные жестоким азартом подковы. Лохмотья кожаных уздечек кисли в траве. Резкий дофиновский ветер нашел мое лицо, пробрал спину ознобом. До этого мгновения не думалось вообще ни о чем. Пустота в мыслях делает объект незаметным. Конюхи и жокеи двигались насквозь. Я был невидим, пока не подумал: у жокеев острые лица. Теперь их взгляды находили меня и были недоброжелательны, как все тот же влажный восточный ветер.
– Что такое «украсть»? – спросил я как-то у мамы.
Было мне в ту пору чуть больше шести, так что вопросы я задавал самые разнообразные и весьма многочисленные.
– Взять без спросу! – машинально ответила мама. И убила меня наповал. Значит, я вор!
Ведь только сегодня мной был «взят без спросу» у соседского Додика царский пятак, дававший неоспоримые преимущества при игре в «расшибалочку», «пожар» и «стеночку».
Едва придя в первый класс средней школы №39, мы узнали, как нам повезло. Нашей первой учительницей оказалась дочь героя гражданской войны! Фамилию называть не стану, ибо у нее есть потомки, а им это будет неприятно.
Мир взрослых в детстве, конечно, притягивал. А как же? Но иногда случались минуты, когда хотелось держаться от него подальше, когда вызывал он отвращение, которое, о ужас, как-то переносилось и на близких людей. На родителей, например.
Посвящается всем неизвестным гениям, чье творчество обозначается словом «фольклор» или просто приписывается другим.
(Окончание. Начало в прошлом номере )
«Мы не в силах изменить прошлого, но это единственное, что отличает его от настоящего».
Рав Адин Штейнзальц
Отрывок из повести «Приношение сыновей Ктуры»
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.