БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №9 > Сын заповедей
В номере №9

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Сын заповедей

Урок истории в еврейской школе. Учитель: «Дети, какое великое событие произошло в 1799 году?» Гробовое молчание. Учитель: «В этом году, дети, родился великий русский поэт — Александр Сергеевич Пушкин! А какое событие случилось в 1812 году?»

Пауза. Один мальчик, неуверенно: «У него была бар-мицва?»

Конечно же, никакой бар-мицвы у Александра Сергеевича Пушкина не было. Мы с вами ведь не верим злобным слухам, распространяемым вокруг «солнца русской поэзии»... Но и без того в истории достаточно великих, замечательных и просто хороших людей, у которых таки да была бар-мицва.

А что же такое эта таинственная «бар-мицва»? На самом деле, ничего таинственного здесь нет: как вы уже догадались из анекдота, «бар-мицва» — это тринадцатилетие еврейского мальчика. День, когда он, по еврейским законам, становится взрослым. Такие обряды (назовем их модным словом «инаугурация») существуют у большинства народов: например, у африканских масаев мальчик при посвящении в мужчины должен был убить льва (интересно, а как львенок отмечал свое взросление?), на тихоокеанских островах мальчику выбивали два зуба, на Новой Гвинее юноши прыгали головой вниз с тридцатиметровой высоты, привязанные пружинящей лианой (из этого выросло современное развлечение «джампинг»). Но это все — «у них». А «у нас» все было гораздо проще и бескровней...

Согласно Торе, человек (мужчина) не обязан выполнять заповеди и не несет наказание за их нарушение до тех пор, пока не станет «мужем». Мужем, естественно, не в брачном смысле. Мужем в еврейской традиции называется человек, которому исполнилось тринадцать лет. Откуда взялся этот возраст? Следите за мыслью: Тора обязывает исполнять свои заповеди того, кого она называет «мужем». Леви, сын Яакова, младше всех, кого Тора называет «мужем»: «И взяли два сына Яакова, Шимон и Леви, братья Дины, муж — свой меч [т.е. каждый — свой меч], и вошли в город безопасно...» (Брейшит, 34:25). Леви тогда было тринадцать лет, и его называют «мужем» (он самый молодой из тех, кого так называют)... Отсюда следует возраст «мужа» — тринадцать лет. Таково мнение одного из величайших комментаторов Танаха и Талмуда — Раши (рабейну Шломо-Ицхаки)...

Другой великий авторитет — рабби Ашер бен Йехиэль (Рош) говорит, что положение, согласно которому человек считается совершеннолетним с 13 лет, относится к числу заповедей, полученных Моше-рабейну на горе Синай в устной форме. В любом случае одно мнение не противоречит другому — указание, полученное в устной форме, подтверждено эпизодом в Торе...

Кстати, под словом «муж» Тора подразумевает человека смелого и сильного. При чем здесь смелость, спросите вы? Известно, что в каждом человеке присутствуют злое и доброе начало, (соответственно йецер hа-ра и йецер hа-тов). Творец создал человека так, что до тринадцати лет в мальчике и до двенадцати лет в девочке властвовало только йецер hа-ра. Неважно, делает ли ребенок хорошее или дурное, он руководствуется при этом собственными желаниями, источник которых — дурное начало. Это вовсе не попытка обидеть маленьких — наши мудрецы называют йецер hа-тов только ту силу, которую человек сам пробуждает в себе, чтобы полностью подчинить свою волю воле Творца и Его приказаниям. Вывод — сразу же после того, как мальчик стал бар-мицва, он должен вести себя, как подобает мужу, то есть богатырю, покоряющему свой йецер hа-ра и возбуждающему йецер hа-тов.

Естественно, подобные вещи не появляются самостоятельно в какой-то определенный момент. Хотя Альтер ребе — основатель хасидского движения ХАБАД — пишет в своей книге «Шулхан арух hа-рав», что в день, когда мальчику исполняется 13 лет, в него вселяется новая святая душа, к предстоящим битвам ребенка следует готовить все предыдущие тринадцать лет. Кроме того, он должен также знать (и помнить!), что уже в первые минуты своего четырнадцатого года жизни он сам (только сам!) полностью несет ответственность за свои поступки.

Хорошей иллюстрацией может послужить следующий факт: во время странствий евреев по пустыне принадлежностью каждого мужчины была лопатка для того, чтобы закапывать, пардон, отходы своей жизнедеятельности. Так вот, в день бар-мицвы тех далеких времен каждый мальчик получал такую же лопатку, как свидетельство того, что с этого момента он единственно отвечает за возмещение ущерба, нанесенного им.

Само слово «бар-мицва» — арамейское, означает «сын заповедей» и намекает на то, что с этого момента человек обязан исполнять все заповеди, касающиеся еврея-мужчины.

Первая заповедь, которую исполняет бар-мицва уже как совершеннолетний человек — это чтение вечерней молитвы «Маарив» после захода солнца в последний день двенадцатого года его жизни. Тем не менее, все обычаи, связанные с достижением совершеннолетия, относятся к следующему дню и отчасти к ночи, следующей за ним.

Совершеннолетие отмечают весельем, которое должно быть подобно свадебному веселью (хотя, в отличие от дня свадьбы, в этот день в синагоге читают покаянную молитву «Таханун»). Как обычно принято у евреев, в этот день виновник торжества должен дать цдаку из своих карманных денег. Обычно родители виновника тоже дают цдаку, причем больше обычного.

После утренней молитвы всех приглашают к столу, где счастливый отец произносит несколько слов в честь торжества, а сын повторяет наизусть заранее заготовленную речь — «маамар» (воистину «речь не мальчика, но мужа»). После этого всех угощают лекахом и водкой (кроме бар-мицвы, мал еще!)

В течение этого дня бар-мицва учит 14-ую главу книги Теhилим (Псалмы). 14-ую, потому что ему пошел четырнадцатый год.

В этот же, или ближайший к нему день, когда читают Тору, мальчика в первый раз вызывают к Торе. Принято, чтобы он заранее подготовился к самостоятельному чтению отрывка, положенного в этот день.

По окончании чтения отец мальчика, стоящий рядом, произносит: «Благословен освободивший меня от наказания [за проступки мальчика] этого».

Среди прочих обязанностей еврея есть и такая, как наложение тфиллин (см. «Мигдаль Times», №8). Бар-мицва начинает возлагать тфиллин за два месяца до совершеннолетия, но первые 2-3 недели он не произносит благословения. И только полностью овладев техникой возложения тфиллин, он начинает произносить благословение. У сефардских евреев принято, что с момента наступления возраста бар-мицва мальчик облачается в талес. У евреев ашкеназских такой чести удостаиваются только евреи женатые.

Если вы являетесь счастливым обладателем дочери, то вам повезло. Во-первых, девочка достигает совершеннолетия раньше мальчика, в 12 лет. «Большей понятливостью наделена женщина» (Талмуд, трактат Нида, 45б). Во-вторых, в этот день не принято устраивать никаких особо специальных церемоний: день рождения празднуют как обычно. Разумеется, можно отметить это как-то особенно торжественно, напомнив, что с этого момента она несет полную ответственность за свои поступки и все такое прочее, но никаких предписанных ритуалов по этому поводу не существует.

А вообще-то бар-мицва — это весело, здорово, и через это должен пройти каждый...

«Я очень нервничал, когда пошел читать свой отрывок. У меня ноги дрожали. Но когда я начал, все прошло. Потом мне было немного жаль, что все уже кончилось» (Давид П., Брайтон).


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №9 > Сын заповедей
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-06-29 04:08:20
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl