БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №9 > Еврейская душа
В номере №9

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

Еврейская душа
Инна Найдис

Однажды в вялотекущем застолье вдруг разгорелся жаркий спор. Поводом послужили наконец-то изданные работы Льва Гумилева по этногенезу.

Спорщиков было, собственно, двое: пожилая гостья, очень энергичная женщина, дочь человека, который отсидел при царе за революционную деятельность, а при Сталине — за французских родственников (думаю, и сотрудничество с «Джойнтом» не сошло ему с рук), и хозяйка дома. Гостья утверждала, что понятие «национальность» — чисто генетическое, то есть существуют, конечно, внешние признаки, по которым мы распознаем представителя той или иной национальности (заметьте, что это не всегда так просто сделать), но помести, скажем, еврейского ребенка в русскую семью, и что останется от его национальности?.. Хозяйка, не менее ажитированно доказывала, что существует темперамент и характер нации (читай «национальности», потому что «национальный характер» — это уже другое понятие).

Обе спорщицы были хорошо знакомы со сталинско-ленинским определением национальности, с работами же Гумилева — только понаслышке. Теперь у нас есть возможность обратиться к первоисточникам. Сравним.

«Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» (Сталин И.В., т.2, с.296).

Те, кто, хоть мало-мальски знаком с историей евреев, понимают, что, согласно этой формулировке, евреи как нация уже давно должны были прекратить свое существование. Мне могут возразить, что сталинское определение относится не к понятию национальности, а к нации, например, советской. Но устойчивость этой общности потерпела крах, несмотря на наличие всех остальных выше упомянутых общностей.

Обратимся к Л. Гумилеву (не углубляясь в тонкости терминологии, попытаемся ухватить суть):

«...этнос... это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения... Именно этносы являются феноменами, в коих осуществляется взаимодействие природной среды с производственной деятельностью, со всей материальной и духовной культурой людей... Без социальной структуры, уровня техники и культурной традиции этнос существовать не может... Итак, этнос — явление не биологическое и не социальное, а маргинальное, т.е. лежащее на границе социосферы и биосферы» (Гумилев Л.Н., «Биосфера и импульсы сознания» — «Природа», 1978 г., №12, с.97-105).

И если, скажем, можно согласиться с «оригинальным стереотипом поведения», то остальные выделенные мною условия существования «этноса» — прокрустово ложе, в которое явно не уложить феномен выживания евреев как нации. Следовательно, мы либо должны признать, что понятие нации исчерпывается только генетикой, либо засвидетельствовать наличие некоего внутреннего феномена, сохраняющего принадлежность человека к той или иной нации.

Отвлечемся немного от русла наших рассуждений, дабы посмотреть, куда завела Л.Н. Гумилева его теория этногенеза.

Приведем точный текст из передачи «Грани Российского этногенеза» из цикла «Этносы Земли» (Ленинградское телевидение).

Вопрос: «Лев Николаевич, в последнее время в нашем обществе заговорили о феномене русофобии, чем это можно объяснить?»

Л. Гумилев: «...Кстати сказать, началось это при Екатерине II... В Россию переехало большое количество немцев, но с немцами Россия справилась, переварила их, они обрусели, они постепенно стали забывать свой немецкий язык, и даже их мамы, это я вам рассказываю по воспоминаниям моей матери, в Царском селе там была немецкая колония, ругали своих дочек, что, вот видите, русская фрейлейн знает языки, а вы не знаете... И тогда похохатывали над ними, они оказались не очень агрессивны, эти немцы, и довольно симпатичные. (Запись 1989 года, т.е. заведомо после войны!) Но вот когда более активный суперэтнос, не западноевропейский, а мирового (где же, господин Гумилев, природная среда?) масштаба, проник у нас в Россию, а это было в начале 20 века(?), еще до революции, я сошлюсь на свою собственную родную мать, которая говорила: «Мы всю молодость провели в смешанном русско-еврейском обществе». Так оно и было, и потом она сохранила огромное количество еврейских знакомств. Но евреи — народ очень крепкий, если они смогли выдержать испанскую инквизицию, провансальскую инквизицию, немецкие гонения, если они смогли выдержать гонения после Маздака, к которому они примыкали, в Персии. И тут они смогли выехать. То, что не удалось немцам, то им в значительной мере удалось. Они создали особую популяцию среди русских, особый тип, для которого все традиционно российское — чуждо. Вот это и есть русофобия».

Итак, мысль не нова (привет, господин Розанов!), только называется это почему-то русофобией, а не юдофобией.

Что ж это за феномен такой, который так пугает господина Гумилева и иже с ним, с которым не справилась национальная политика Отца народов, несмотря на успешно проходящие процессы ассимиляции? (Кстати, еще один пример неистребимого феномена, не укладывающегося в рамки упомянутых определений: рассказ братьев Шаргородских «Маран из Ленинграда» — спросите в нашей библиотеке).

В. Жаботинский в статье «Наши критики» пишет: «Дело в том, что вопрос о национальностях еще не разработан научно, особенно с точки зрения исторического материализма. Я не утверждаю, но не удивлюсь, если окажется, что с этой точки зрения он и не может быть разработан».

Что ж, кажется, со времен Жаботинского и жаркой дискуссии по национальному вопросу, разгоревшейся в начале XX века, исчерпывающего ответа не найдено.

Мы столкнулись при определении нации с уравнением, включающим в себя множество параметров и всего лишь одно неизвестное. А если предположить, что корень этого уравнения известен человечеству много веков, но не берется в расчет ни атеистом (так ли?) Сталиным, ни, думаю, все-таки религиозным человеком Л. Гумилевым? Этакая нематериальная субстанция — национальная душа. И, коль уж мы съехали со стези строгих научных определений на тропинку нематериальных духовных понятий, позволим себе обратиться за примером к жанру ненаучному, но не менее доказательному — к литературе.

Герой рассказа Н. Пружанского «Еврейская душа» — вполне преуспевающий художник, и критика к нему благосклонна, и картины покупают. Да только его самого не удовлетворяют его работы и дежурные дифирамбы его таланту. Он ищет в разных художественных направлениях и сюжетах то, что потрясет его и ошеломит зрителя. «Он чувствовал — то, что для этого нужно, у него есть, но это зарыто в его душе так глубоко, что никак он не может добраться до этого».

Жизнь Семена Яковлевича Смоленского сложилась довольно удачно. Талантливого четырнадцатилетнего мальчика, живущего в еврейском местечке, вывозит в Петербург адвокат-еврей. Там он находит ему «спонсора», пристраивает в рисовальную школу. Благодаря таланту, жажде познания и помощи порядочных людей, Сема поступает в Академию художеств и буквально впитывает все, что предлагает в то сумбурное время (граница веков) художественная и философская жизнь Петербурга. Талант, место, время! И что?

Однажды в доме Смоленского появляется некто Пинхес-сумасшедший — житель его родного городка. Это довольно распространенный тип местечковых умников, которые в своем дилетантизме могут подняться до вершин гения или опуститься до шутовского абсурда. И вот, этот человек, посмотрев картины Смоленского, расспросив его о том, что он вкладывает в них, высказывает свою дилетантскую точку зрения: «...во всем, что ты мне показывал, нет твоей еврейской души... Еврейская душа за свое уродство, насилие над собою страшно мстит; она делается мелкой, ничтожной, теряет свою глубь, ширь, оригинальность... Ты думаешь, что в твоей душе ничего не осталось из всего того, что наши предки слышали от пророков, что они видели в Храме, при его разрушении, — ты глубоко ошибаешься... Все это там есть, сохранилось, оно только глубоко зарыто, завалено хламом...» (Может, именно эта память души и есть то, что хранит нацию и делает ее таковой?)

Я намеренно привожу этот впечатляющий монолог с сокращениями, дабы не лишить читателя удовольствия прочесть его в оригинале.

А оригинал — «Еврейская жизнь», 1904 г., №3, март. Но нет необходимости рыскать по архивам. У нас с вами появилась счастливая возможность приобщиться к незаслуженно забытым, редко или вовсе не перепечатываемым материалам: «Библиотечка «Мигдаль» начинает новое издание — альманах «Еврейская душа» (!). Рассказ Н. Пружанского положил начало и дал имя этому изданию.

Все то, о чем мы с вами размышляли, — о сущности еврейской души, о причинах и следствиях юдофобии, о культуре, истории и страданиях еврейского народа, будет нелицеприятно проиллюстрировано документальными и публицистическими материалами и художественными произведениями, помещаемыми в альманахе.

Уже в первом выпуске вы можете ознакомиться с редкими по силе (благодаря именно не художественности изложения, а просто констатации фактов) материалами одесского погрома 1871 года.

Во втором выпуске те, кто интересуется национальным вопросом всерьез, найдут блестящую по логике и аргументации статью В. Жаботинского. Может, она слишком серьезна рядом с другими материалами и произведениями, но тем и интересен альманах, что представлен разными по жанру, художественности и уровню восприятия авторами. Здесь и притча для детей — «Пальма» С. Фруга, и исторические материалы, и даже любителей поэзии ожидает встреча с мировой лирикой все по тому же извечному вопросу.

Планы шести выпусков альманаха уже сформированы и значатся на последней странице обложки.

Идея издания принадлежит Давиду Матвеевичу Константиновскому, как он говорит, не коллекционеру, а собирателю. Разница в том, что Давид Матвеевич отыскивает раритеты, документы, свидетельства и не хранит их у себя, а спешит поделиться, опубликовать, сделать общедоступными. Впрочем, он сам вполне исчерпывающе рассказывает о целях и идее издания в предисловии к первому номеру художественно-публицистического сборника «Еврейская душа».

Итак, заглянем в нее — в еврейскую душу...


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №9 > Еврейская душа
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 03:45:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов