БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №9 > Гроссман по-одесски
В номере №9

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Гроссман по-одесски
Алена Яворская

Было время, когда очень модно было раскрывать литературные псевдонимы и «срывать маски». Не так уж и давно, в конце сороковых. Правда, уже в прошлом веке. А потом было время, когда «подсчитывали», сколько именно евреев занималось изучением русской литературы.

Леониду Петровичу Гроссману нечего было скрывать. И «срывать с него маску» было нельзя по причине ее, маски, отсутствия. У него никогда не было псевдонима — ни у двадцатилетнего одесского журналиста, чья фотография в юбилейном выпуске «Одесских Новостей» 1909 года рядом с фото молодого Жаботинского, ни у одного из самых серьезных и увлеченных исследователей творчества Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина.

Он родился в 1888 году, в солнечном южном городе. И хоть манеры его по сдержанности напоминали скорее петербургские, да и язык статей и стихов далек от того, что принято называть одесским, но остается все же нечто неуловимое, истинно или «чисто» одесское, южнорусское.

Молодой человек, естественно, писал стихи (он начал печатать их в юном возрасте, четырнадцати лет, еще учеником знаменитого Ришельевского лицея).

Один из друзей, поэт Александр Биск, через тридцать лет вспоминал о днях юности: «Будущий литературовед, Леонид Гроссман уже читал запоем, переводил французских поэтов и, наряду с этим, воспевал дачу Вальтуха, место наших летних встреч, где рождалось столько литературных споров, чаяний и надежд».

Гроссман и Биск встречаются в Париже в 1906 году. Один (Биск) уехал из России после публикации острого политического стихотворения, второй (Гроссман) приехал в Париж учиться в Сорбонне. Проучившись всего один год, вернулся в Одессу.

Он продолжает печататься, участвует в нашумевшем и вошедшем в историю Втором салоне Издебского 1910-11 года — выставке картин левых художников Франции и России. В литературной части каталога салона — статьи В. Издебского, В. Кандинского, Н. Кульбина и цикл стихов Л. Гроссмана «В сумерках».

Поэтический сборник Биска, где есть и стихотворение с посвящением Гроссману, выйдет в 1911 году в Петербурге. В том же году в Одессе Гроссман закончит юридическое отделение Новороссийского университета. Новоиспеченный юрист одновременно и опытный журналист. Он уезжает в Петербург и в Одессу возвращается лишь в 1917 году.

Бурная литературная жизнь Одессы 1920-х годов немыслима без Гроссмана. Он везде — в солидном Литературно-Артистическом обществе и молодой «Зеленой лампе». Его статьи и стихи в «толстом» журнале «Объединение», среди участников которого — И. Бунин, М. Мандес, П. и С. Юшкевичи, и в газетах, и в «тонких» журналах. Между делом преподает в школе сценического искусства известной балерины Эльзы Крюгер.

Но нет пророка в своем отечестве. И в литературных кругах Одессы потешаются над юмористической азбукой одесских литераторов, написанной Дон Аминадо. Что же там о нашем герое?

«Гений редок в человеке —
Гроссман спит в библиотеке».

Это так несправедливо! Ведь только в 1918-19 годах он столько написал и, более того, издал. Под редакцией Гроссмана выходит сборник «Венок Тургеневу», он автор «биографии — литературной характеристики поэта» для полного собрания сочинений А.С. Пушкина в одном томе. Его перу принадлежат: «Библиотека Достоевского», «Вторник у Каролины Павловой: Сцены из жизни московских литературных салонов 40-х годов», «Портрет Манон Леско».

И, наконец, первая и единственная книга стихов — «Плеяды». Из отзывов критики: «...были еще приятно удивлены многие, узнав, что Л.П. Гроссман не только критик и лектор, но и автор искусно вставленных в оправу сонета медальонов поэтов старинных».

Естественно, откликается и старый приятель А. Биск: «Передо мной лежит новая книжка Леонида Гроссмана, кстати, первая на книжном рынке после пустынного большевизма. Это — стихи. Стихи не начинающего поэта — нет, стихи зрелого эстета, забредшего на этот раз в салоны пушкинской эпохи».

В сатирической газете «Перо в спину» сразу же появляется язвительный комментарий: «Закончился печатанием коллективный труд гг. Ал. Биска и Л. Гроссмана под названием «Как хвалить друг друга (Опыт исследования взаимоотношений петуха и кукушки)». К книге приложена статья г. Биска о Гроссмане («Одесский Листок») и г. Гроссмана о Биске («Современное слово»). Цена книги в 6 плеяд 20 рильке». (Одновременно с «Плеядами» вышла книга Р.-М. Рильке в переводах А. Биска). Впрочем, даже из шуточной цены можно заключить, что Гроссман был серьезной фигурой в литературном мире — «Плеяды» сочли более крупной единицей.

Последняя книга Л. Гроссмана, изданная в Одессе, «Творчество Достоевского», была заявлена как печатающаяся в 1919 г., а вышла в 1921 г.

В том же году Гроссман покинул Одессу. На сей раз не ради Петрограда, а ради Москвы. Там он прожил всю жизнь: преподавал в Литературном и Педагогическом институте, писал статьи, издавал книги. Жил обыкновенной жизнью литературоведа.

В 1919 г., прочитав «Плеяды», Максимилиан Волошин напишет Гроссману:

«В толпе убийц, безумцев и невежд,
Где рыскал кат и рыкали тиуны,
Ты обновил кифары строгой струны
И складки белых жреческих одежд».

Эти строки — эпиграф к жизнеописанию Леонида Петровича Гроссмана и эпитафия ему же.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №9 > Гроссман по-одесски
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 04:07:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет"