Моше Хаим Луцатто. «Очерк об основах иудаизма».
Книга одного из крупнейших иудейских б-гословов рабби Моше Хаима Луцатто (1707-1746) — одна из авторитетнейших систематизаций основных концепций иудаизма.
— популярнейшее и подробнейшее пособие по еврейским праздникам. Теперь еще вторая часть (адар-нисан).
Беседы Ребе, мелех аМошиах, связанные с недельной главой «Цав»:
— «Огонь постоянно будет гореть на жертвеннике, не потухнет» — «Постоянно — даже в Шабос; постоянно — даже при осквернении». Прочтение этого на уровне духовной работы человека.
О Песахе Беседы ребе, раскрывающие смысл слов пасхальной Агоды:
— «Ма ништано...» («Чем отличается эта ночь?..»).
— «Сказал рабби Элиэзер бен Азарья: «Вот я как семидесятилетний, и не удостоился того, чтобы, согласно моему указанию, вспоминали о выходе из Египта по ночам, пока не истолковал это бен-Зейма...»
— «К четырем сыновьям обращается Тора: один — мудрец, и один — злодей, и один — дурак, и один, — который не умеет спрашивать...»
Раввин Болтон рассказывает о главе «Цав» и празднике Песах:
— ...Когда ученики приблизились к вершине, они, к своему удивлению, увидели, что их великий учитель катается в снегу... «Несколько месяцев назад, — сказал им рабби, — я решил, что почет и внимание, получаемые мною от окружающих, мешают моей службе Создателю».
На jewish.ru опубликована беседа с московским шойхетом Ицхаком Коганом. Речь идет о законах шхиты — кошерного убоя скота.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое любовь по-еврейски? Читайте беседу по этому поводу с равом Ефимом Свирским.
Беседы Мошиаха:
— Из «Ликутей Сихейс»: «Человек, когда принесет из вас жертвоприношение Все-вышнему». — Следовало бы написать: «Человек из вас когда принесет жертву», — разве не так?
«Пниней аГеуло»:
— «Ваикро [и воззвал]» — выражающее любовь «взывание» Б-га к Мейше-рабейну было проявлением раскрытой связи, царившей между Б-гом и Его народом во времена, когда присутствие Все-вышнего наполняло Шатер Свидетельства...
— «И душа, когда принесет...» Пишет Раши: «Не сказано «душа» ни про одну из доброхотных жертв, кроме «Хлебного приношения».
Выступает раввин Болтон:
— ...Дойдя до главы — «Ваикро», я обнаружил, что дальше, страница за страницей, следуют описания жертвоприношений... «Ой, мама!» — вспоминаю я свои тогдашние мысли, — «Да это, в самом деле, просто сумасшедшая чушь!..»
Хасидские даты, выпавшие на неделю:
— 2 Нисана 5680 года. Исталкус пятого любавического Ребе, рабби Шолом Дов-Бера.
Немного о жертвоприношениях:
Немного неожиданный ответ на вопрос о том, что же может сделать в нашем поколении «один отдельно взятый еврей». (Если заинтересовало, — полистайте FAQ на тему «Мошиах»).
Оттуда же о связи между святым еврейским столом и святыми еврейскими жертвоприношениями.
На сайте 7:40 опубликован довольно интересный материал о генетической проверке родства между коэнами, то есть людьми, ведущими (согласно традиции, передающейся от отца к сыну) свою родословную по мужской линии от Аарона-первосвященника, брата Моше.
Беседы Ребе, Мелех аМошиах:
— Глава «Ваякель». «И собрал Мейше всю общину сыновей Израиля...» «Собрание» — приведение всего этого к состоянию истинного единства — возможно только силами Мейше, поскольку Мейше [...] выше порядка сокращения Б-жественного света, осуществляющего миры.
— «Пекудей». В главах «Ваякель» и «Пекудей» в деталях повторяется описание предметов Мишкана и одежд священства, подробнейшим образом описанных в главах «Трумо» и «Тецаве». На первый взгляд, можно было написать короче.
Три обзора бесед (по «Пниней аГеуло») на «Ваякель»:
— Если уподобить предыдущие поколения строителям мишкана, то наше подобно тем, кто привязывал покрытия к кольям с целью прикрепить их к земле.
— Многие ошибаются и полагают, что шесть боковых ветвей, прикрепленных к центральной ветви меноры, изогнуты и дугами поднимаются вверх. Эта ошибка распространена также среди изучающих Тору.
— Украшения меноры, подобные маленькому бокалу, Рамбам изобразил перевернутыми вверх дном — устьем бокала вниз.
Вот, что сказал пророк Йехезкель по поводу планов израильского правительства
по созданию «буферных зон» («эзорей хайиц»):
«Именно потому, что сбивали с пути Мой народ, говоря: «Мир», — но нет мира; и он возводит ограду [в оригинале здесь то же ивритское слово «хайиц», что и в современном выражении «эзорей хайиц» — «буферные зоны»], а вот они обмазывают ее негодной обмазкой. Скажи обмазывающим негодной обмазкой: падет она. ... И вот — пала эта стена; ужели не скажут вам: «Где эта обмазка, которой обмазывали вы?» Посему так сказал Г-сподь Б-г: и проломлю Я ветром бурь (стену) во гневе Моем ... и разрушу Я эту стену, что обмазали вы негодной обмазкой, и Я повергну ее на землю, и обнажится основание ее, и падет ... И свершу гнев Мой над стеною и над обмазывающими ее негодной обмазкой и скажу вам: нет этой стены и нет обмазывавших ее ...» (Йехезкель, глава 13)
Источник: Из заявления «Профессоров за сильный Израиль»
На jewish.ru опубликовано интервью с Яаковом Гайсиновичем — главным моэлем Украины.
Страница, посвященная Пуриму включает в себя:
— Эссе «А фрейлахе Пурим!!» — Наконец, наступает Пурим! Я надеюсь, Вы не поджимаете губки, как старые зануды? Вы не cтанете скрипучим голосом доказывать мне, что по количеству потребляемых литров евреи всегда стояли на последнем месте, даже после мусульман?
— Терминология праздника. — Немного о законах и обычаях праздника. (Просто так, на всякий случай: Вы не забыли, что в этом году Пурим наступает вечером в понедельник, 25 февраля, а исходит вечером следующего дня?)
— Беседа Ребе. С материальной точки зрения, период [событий Пурима] был наиболее благоприятным, благополучным для сыновей Израиля по сравнению со всеми годами их изгнания. И именно тогда, когда евреи были уверены в благоприятности своего положения, было вынесено решение «уничтожить, убить и истребить всех евреев, [упаси Б-г], от мальчика до старика, грудных детей и женщин в один день».
И два письма Ребе, мелех аМошиах, посвященных празднику:
Если вы еще не знаете, как отмечать Пурим, эта статья вам поможет. Впрочем, и умудренным опытом читателям не помешает освежить свои знания.
Тора с комментарием Раши in-line (комментарий динамически раскрывается прямо в тексте)
Суббота, в течение которой в синагогах мира будет публично читаться этот раздел, является последней Субботой перед Пуримом — Субботой «Зохейр».
Беседы Ребе, мелех аМошиах:
— «Ликутей сихейс»: В продолжение разговора об устройстве Храма, начатом на прошедшей неделе: Мейше-рабейну не знал, как изготовить менору. Тогда Б-г приказал ему бросить необходимое количество золото в огонь, и менора «получилась» сама. Многое здесь непонятно...
Три кратких изложения бесед (по книги «Пниней аГеуло»):
— «А ты прикажи сыновьям Израиля, и возьмут тебе масла оливкового чистого, выжатого для светильника». Второй Храм простоял 420 лет... Первый Храм существовал 410 лет...
— Изгнание было плавильной печью, которая «закалила», «выжгла добела», подготовила евреев к принятию света Торы.
— Звон колокольчиков делает службу Первосвященника полной. Отсутствие же его влечет для Первосвященника смерть!
Два эссе раввина Болтона:
Беседы Ребе, мелех аМошиах:
— «Ликутей сихейс»: Устройство Храма соответствует духовному устройству мира. Главы «Трума» и «Тецаве» позволяют нам получить представление о вещах, связанных с глубочайшими тайнами мироздания.
Три обзора бесед из книги «Пниней аГеуло»:
— «Золото», «серебро» и «медь»...
— Заповедь строить Храм Рамбам выводит из фразы, говорящей о мишкане, построенном в пустыне — в изгнании. К выполнению той же заповеди относится строительство Третьего Храма.
— «И сделаете мне святилище, и Я поселюсь в НИХ».
Снова два эссе раввина Болтона:
— «Скажи сыновьям Израиля, и пусть они ВОЗЬМУТ ДЛЯ МЕНЯ пожертвование...» Иногда взять пожертвование бывает не так легко. И иногда это так нужно, чтобы почувствовать вкус к тому, чтобы давать. А заодно — немного о храмовой меноре и о том, как Ребе бывает «слишком» прав.
— Для того, чтобы понять, каким образом Храм может «вмещать» Б-га, Нам придется вначале поговорить о ценах на драгоценные камни и... рыбу.
Главы хасидского календаря «аЙом — йом...»:
28 Швата, 29 Швата, 30 Швата, 1 Адара, 2 Адара, 3 Адара, 4 Адара.
На этот раз всего одна беседа Ребе из «Ликутей сихейс»: «При всяком ложном заявлении... уплатит вдвое товарищу его». Какое отношение это имеет к Служению еврея? Так вот, оказывается, имеет. В том числе и к нам — честным людям.
Зато целых два эссе раввина Болтона:
— «Вот законы, которые положишь внутрь них». Ведь можно изучать Тору, оставляя ее снаружи. Например...
22 Швата — йор-цайт (годовщина) праведницы, ребецн Хаи-Мушки, дочери ребе Раяц, жены ребе мелех аМошиах ШЛИТА.
Главы хасидского календаря «аЙом — йом...»:
21 Швата, 22 Швата, 23 Швата, 24 Швата, 25 Швата, 26 Швата, 27 Швата.
Беседы Ребе, мелех аМошиах:
— Из «Ликутей сихейс»: Болезнь и лечение. Как лечиться Торой хасидизма. Дозировка препаратов и общая методика лечения.
— Два обзора бесед Ребе из книги «Пниней аГеуло»:
* При даровании Торы женщины были названы прежде мужчин.
* Об Освобождении необходимо помнить так же постоянно, как и о субботе.
Два эссе раввина Болтона:
— Дарование Торы. Почему вместо десяти довольно немудреных вещей Б-г не сообщил евреям что-нибудь поэффектнее? Cтолько шума ради того, чтобы высказать такие простые вещи?
— Исрей — нееврей, принявший гиюр, — и дарование Торы. Какая связь. Переход Исрей к вере в единого Б-га был очень важен, но не настолько же, чтобы весь раздел был назван в его честь?! Ответить на этот вопрос нам поможет история о странной судьбе преуспевающего каскадера Офера.
Хасидские даты, выпавшие на неделю:
— 15 Швата 5700 года. Рабби Лейви-Ицхок Шнеерсон (отец Ребе мелех аМошиах ШЛИТА) вышел из тюрьмы и был отправлен в ссылку в селенье Чайли.
— 19 Швата 5700 года. Рабби Лейви-Ицхок достигает места своей ссылки.
Главы хасидского календаря «аЙом — йом...»:
14 Швата, 15 Швата, 16 Швата, 17 Швата, 18 Швата, 19 Швата, 20 Швата.
http://chassidus.ru/inyono/inyono_shamir.htm
...в Талмуде сказано: «Я сотворил влечение ко злу (йецер гара), Я же сотворил Тору как приправу к нему». Но здесь возникают вопросы. Наш мир является нижней ступенью в иерархии миров. Именно в этом мире существует йецер гара — влечение ко злу, и Всевышний как бы сожалеет, что его сотворил. Но существование всех, даже наиболее высоких миров по отношению к Торе равно несуществованию. Как же можно сказать, что Тора сотворена для того, чтобы служить «приправой» ко злу?
Однако из рассмотренного нами ранее можно видеть, что глубочайшая сущность Торы, единая с Сущностью Б-га, в том именно и выражается, что она служит «приправой» ко злу, ибо сила, способная «приправить» зло, обратить его в добро, исходит именно из Его Сущности.
Объясняется это следующим образом. Все проявления Б-жественного Света в нашем мире, как бы ни были высоки их истоки, ограничены формой света и проявления. Зло по сути своей — противоположность света. Свет не может обратить зло в добро, в его возможности лишь бороться со злом до полного его уничтожения. И только Его Сущность, простая и лишенная формы, не может ни к чему относиться как к противоположному, — и потому Она обладает возможностью обратить зло в добро.
Прекрасное введение в философию хасидизма. Фактически это комментированный перевод второй части Тании «Шаар гаЙихуд вегоэмуно».
Прекрасный перевод с английского.
Публикуется на нашем сайте с любезного разрешения Института Изучения Иудаизма в СНГ.
В феврале 2001 г. в Крыму состоялась приуроченная к празднику Ту би-Шват молодежная конференция «Экология и Тора». Конференция была организована «Мигдалем», а участвовала в ней еврейская молодежь со всего юга Украины. Материалы этой конференции мы и предлагаем сейчас вашему вниманию.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.