БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №1 > Пара слов об альтруизме
В номере №1

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+10
Интересно, хорошо написано

Пара слов об альтруизме
р. Штайнзальц

Является ли альтруизм еврейской ценностью, а если да, то где его границы?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, как это понятие определяется толковым словарем: «Альтруизм — это бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами».

Напомню читателям слова из сидура, которые мы читаем каждое утро: «Вот добрые дела, плоды которых человек пожинает в этом мире, но заслуга его сохраняется и для мира грядущего: почитание отца и матери, и помощь ближнему... и гостеприимство, и забота о больных, и помощь бедным невестам в устройстве свадьбы, и участие в похоронах...» (Иерусалимский Талмуд, «Пеа», 1:1). Все перечисленное здесь попадает под определение альтруизма. Подлинно еврейские ценности, которые даны Торой в качестве ориентира и руководства к действию это — аhават бриот (любовь к человечеству), и аhават Исраэль (любовь к евреям). Поскольку иудаизм — это, прежде всего, практика, то каждому из приведенных выше общих положений еврейский закон предписывает конкретное воплощение. Например, каждому еврею вменено в обязанность отделять часть своих доходов на нужды благотворительности, давать в долг нуждающимся и т.д. Следует напомнить, что финансовая помощь отнюдь не исчерпывает ответственность еврея по отношению к другим людям, существует обязывающее предписание помогать «бегуфо, бенафшо увемамойно» — физически, духовно и материально. Учитывая универсальность и древность этих норм, можно сказать, что само понятие альтруизма — еврейская ценность, подаренная миру Творцом.

Однако, как и всему сущему под солнцем, альтруизму поставлены законодательные рамки: например, человек не может распоряжаться тем, что ему не принадлежит, в том числе и собственной жизнью. В тех ситуациях, когда он точно знает, что его вмешательство в уличную драку ничем другому человеку не поможет, а риск погибнуть велик, согласно закону следует воздержаться от самоубийственного вмешательства, но есть обязанность принять все доступные меры для помощи — немедленно вызвать, скажем, правоохранительные органы. Вавилонский Талмуд однозначно формулирует: «Запрещено находиться в месте опасности, надеясь на чудо!» («Шабат», 32а).

Надо сказать, что в Талмуде есть любопытный фрагмент («Бава меция», 62а), наглядно иллюстрирующий проблему. Тема дискуссии — как понять фразу из Торы: «...и будет жить брат твой с тобой» («Ваикра», 25:36). Допустим, двое идут по пустыне и у одного из них есть вода, в количестве, достаточным лишь для него. Если разделить ее — то оба погибнут, а для одного — достаточно для того, чтобы добраться до ближайшего поселения. Вот такая грустная ситуация! Талмуд не занимается неприменимыми абстракциями, его всегда интересует конкретное указание к действию. Один из мудрецов, Бен Птора, предположил, на основании этого положения Торы — пусть оба пьют и оба умирают, лишь бы ни один из них не видел смерти ближнего своего. Однако раби Акива учит иначе: «...и будет жить... с тобой», — ты ответственен за свою жизнь более, чем за чужую и не вправе убивать себя (а по сути — обоих).

Нет сомнения: мы обязаны приложить все усилия для того, чтобы спасти человеческую жизнь. По сравнению с этой святой обязанностью на второй план отходят все религиозные предписания, включая строжайший запрет нарушения субботы. Однако до какой степени самопожертвования мы обязаны дойти — это вопрос, который остается открытым. Оказывая помощь ближнему, мы должны руководствоваться разумом и целесообразностью, а не чувствами.

Таким образом, можно утверждать, что хотя альтруизм, несомненно, является еврейской ценностью, он должен быть разумен и честен как по отношению к людям, так и по отношению к Б-гу. Иначе говоря: еврейский альтруизм — это следовать путем Творца, руководствуясь Его волей, а не своими эмоциями. Еще один конкретный пример: Тора наложила запрет на щедрую благотворительность, приводящую человека к разорению, ведь благотворительность лишается смысла, если мы, спасая других от нищеты, сами становимся бременем для общества.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №1 > Пара слов об альтруизме
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-07-07 05:25:39
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl